Характеристика различных подходов к моделированию коммуникативного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть различные подходы к моделированию коммуникативного пространства.
Задачи работы:
Раскрыть понятие коммуникативного пространства;
Рассмотреть теорию коммуникации;
Рассмотреть проблемы коммуникации;
Изучить взаимодействие процессов коммуникация и общение;
Рассмотреть речевое общение как система коммуникативного пространства;

Файлы: 1 файл

Характеристика различных подходов к моделированию коммуникативного пространства.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь участников коммуникативного процесса с коммуникативным пространством выражается:


  • в непосредственной связи и постоянной зависимости между ними, что сказывается на системе кодирования и декодирования знаков, содержании сообщения;
  • в целенаправленном воздействии субъектов общения на коммуникативное пространство и последнего на них, что вызывает изменения и развитие каждого из них;
  • в возникновении противоречий и антагонизма между коммуникативным пространством и лицом в случае отсутствия в нем условий для удовлетворения информационных потребностей личности;
  • в возникновении в коммуникативном пространстве механизмов, которые способствуют или не способствуют взаимопониманию между субъектами информации;
  • во влиянии коммуникативного процесса на коммуникативное пространство и наоборот, что ведет к изменениям каждого из них;
  • в возникновении противоречий между участниками коммуникативного процесса и коммуникативным пространством в случае отсутствия в последнем условий для эффективного обмена информацией, налаживания взаимопонимания и диалога [12, с. 222].

Американский социальный психолог Дж. Морено, анализируя систему  связей, в которую вовлечен субъект  коммуникации, показал, что психологическое  благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных  отношений. Ученый разработал метод  социометрии для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, которая определяется эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжения и отталкивания.

Для характеристики взаимосвязи  субъектов информации результаты исследователя важные, учитывая влияние участников коммуникативного процесса друг на друга, и коррекции этих отношений (решение конфликтов, преодоление психологических барьеров, противоречий в ходе обмена информацией и т.п.) путем целенаправленного изменения положения личности в коммуникативном процессе и в структуре межличностных отношений.

Исходя из понимания  того, что коммуникативное пространство межличностных отношений - это сложное  образование с определенной системой связей, его можно считать таким, которое наделено соответствующими системными свойствами:


  • целостностью (степени коммуникативного равновесия),
  • структурностью (объемом, интенсивностью и сложностью взаимосвязи между компонентами),
  • автономией структурных компонентов или их функциональной однородностью (местом каждого компонента в системе коммуникативного процесса, а также количеством возможных шагов свободного выбора, которыми наделены субъекты коммуникации в выборе средств и способов передачи информации и достижения цели общения).

Вместе с тем он имеет собственные социально-психологические свойства:


  • наличие отношений субъектов информации, системы определенных оценок, представлений и образов партнеров;
  • в координатах коммуникативного пространства реализуются такие основные качественные переходы, как кодирование значений в символы и сообщения информации, декодирование значений, трансляция смысла сообщения, осознание (или не осознание) информации реципиентом и т.п.;
  • создание общего информационного поля и общего смысла;
  • формирование коммуникативных позиций и диспозиций партнеров, которые вступают в диалог, и др.

Всего коммуникативное  пространство межличностных отношений - это пространство:


  • намерений и целей участников коммуникативного процесса;
  • отношений и позиций партнеров;
  • взаимосвязей, взаимозависимости, взаимовлияния, взаимопонимания;
  • обратной связи и общего информационного поля;
  • средств сообщения и каналов передачи информации;
  • норм общения, речевых ценностей;
  • общего смысла.

В коммуникативном пространстве величина, форма и вид информации всегда субъективно воспринимаются и имеют разную степень субъективной актуальности, т.е. каждый участник коммуникативного процесса на основе своих коммуникативных знаний и умений, понимания ситуации общения интерпретирует сообщения коммуникатора, вступает в диалог.

Коммуникативная компетентность и коммуникативный опыт субъектов информации также создают определенный комплекс параметров, условий, что опосредуют различия в субъективном восприятии информации. И, как результат, коммуникативное пространство межличностных отношений может иметь разные значения коммуникативной комфортности для участников общения.

Коммуникативное пространство важно рассматривать в социокультурном  и этнопсихологическом контексте, ведь коммуникативная культура, как  было показано выше, представляет собой  важную сферу влияния на сознание человека, его поступки, помыслы и желания; знание его является одним из решающих факторов успешного информационного обмена.

Рассмотрение компонентов  коммуникативного пространства межличностных  отношений предполагает ответы на вопросы: «Кто является субъектами коммуникации? На что направлена активность субъектов? Каков механизм создания общего информационного поля? В чем сущность обратной связи? Какие каналы передачи информации? С каких конкретных действий субъектов коммуникации состоит процесс обмена информацией? Какие средства передачи информации? Какой общий социально-психологический фон общения: цели, функции, правила общения, речи нормы, ритуалы, традиции и т.п.? Что представляет собой результат обмена информацией (создание общего смысла, взаимопонимание, диалог и др.)? »

Относительно субъектов коммуникации, то ими являются как минимум два человека, которые в коммуникативном пространстве выступают не каждый в отдельности, хотя автономность, уникальность каждого предполагается, а именно вместе, в диаде.

На этапе первоначального обмена информацией это единство едва заметно, оно проявляется лишь в том, что один произносит информацию, а другой пытается ее постичь. И независимо от того, в чем заключается исходное единство, уж таким оно существует в виде процесса и указывает на наличие коммуникативного потенциала участников общения.

Реальный коммуникативный  процесс позволяет коммуникативным  свойствам субъектов информации из потенциальных превратиться в  актуальные. Субъекты коммуникации посредством  вербальных и невербальных средств  передачи информации осуществляют процесс взаимосвязи. При этом с помощью языка происходит кодирование и декодирование информации, т.е. коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

И хотя последовательность действий того, кто говорит, и того, кто слушает, описана в литературе достаточно подробно, все же уместно ее напомнить. Поэтому в схеме К - С - Р (коммуникатор - сообщение - реципиент) смысл информации для коммуникатора опережает процесс кодирования в символы (оглашение), поскольку тот, кто говорит, сначала имеет определенный замысел и лишь затем воплощает его в систему знаков.

Т.е. для коммуникатора  последовательность в оглашении  информации такова: интенции, смысл, кодирование, текст. Для реципиента смысл полученного сообщения раскрывается почти одновременно с декодированием, а дальше наступает процесс интерпретации информации.

Из приведенной модели передачи информации от отправителя  к получателю четко просматривается  ответ на вопрос о том, на что направлена активность участников коммуникативного процесса, субъекты коммуникации вступают во взаимосвязь для общего коммуникативного действия.

Особенность общего коммуникативного действия заключается в том, что  в нем «скрещиваются», «переплетаются», «пересекаются» потребности людей в той или иной информации. Именно в совместной коммуникативной деятельности или за ней скрыта возможность удовлетворения этих потребностей.

Общее коммуникативное  действие субъектов общения предполагает наличие обратной связи, - то есть информации о том, как реципиент воспринял коммуникатора и его сообщение, оценил его поведение и слова.

Механизм обратной связи  заключается в том, что коммуникатор только тогда поймет, что его информация проинтерпретирована правильно, когда  произойдет смена ролей: когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием подтвердит, что он понял смысл информации.

При этом чрезвычайно  важно не сводить межличностную  коммуникацию к простой сумме  отдельных актов передачи информации. Даже тогда, когда партнер отреагировал на замечание собеседника взглядом или молчанием, обмен информацией состоялся: тот, кто провозглашал информацию, получил от слушателя коммуникативный знак в виде отсутствия видимой реакции или какой невербальной знаковой системы.

То есть отношение к коммуникатору и его словам может быть различной степени завуалированно, однако оно сочетается в вербальных и невербальных средствах передачи информации: в репликах и таких невербальных знаках, как осанка, мимика, жест, интонация.

Итак канал обратной связи есть в любом общении. Его цель - способствовать улучшению взаимопонимания. Именно благодаря обратной связи коммуникация приобретает вес, психологического, социального, социально-психологического контекста. В условиях диалога, когда последовательно изменяются роли участников коммуникации (коммуникатор превращается в реципиента и наоборот), обратная связь помогает обогащению и развитию.

Если информация проходит от одного субъекта к другому и  возвращается обратно, она связывает  партнеров в общее информационное поле. Информация, которая зародилась в результате обмена (уточнения, дополнения и т.п.), гораздо глубже от первичной.

Она может отличаться от предыдущей по смыслу. Более того, общее информационное поле содержит общий настрой, немного о личности каждого субъекта, пожалуй, едва заметное отношение друг к другу. Однако возникновения общего информационного поля еще не решает проблемы, которая ведет к взаимопониманию.

Пытаясь прийти к диалогу, общего смысла, партнеры вынуждены  пройти сквозь ряд механизмов и феноменов, которые способствуют или тормозят взаимопонимание. Назовем некоторые из них:


  • если обратная связь передается в форме, которая не принимается партнером через резкость, недоброжелательность, то она воспринимается не как обратная связь, а как критика, давление, оскорбление со всеми последствиями для общения, которые из этого вытекают;
  • если коммуникатор испытывает негативное настроение партнера, но не понимает его причин, то общению трудно развиваться эффективно;
  • если партнеры, не скрывая, называют те ощущения, которые возникают в процессе обмена информацией, используют сравнения, аналогии для уточнения и расширения информации, то взаимопонимание и принятие информации действительно наступит;
  • информация принимается только в тех случаях, когда она не вызывает внутреннего дискомфорта, когнитивного диссонанса, а удовлетворяет определенные потребности партнера.

Результатом коммуникации является реально достигнутый в  обмене информацией уровень интеграции коммуникатора и реципиента как  субъектов коммуникации, степень развития общей коммуникативного действия, мера превращения его в настоящий диалог.

Иными словами, результатом  успешной коммуникации является создание общего смысла, налаживание диалогических  отношений, которые ведут к увеличению и принятию (непринятию) информации.

Когда речь идет о возникновении  общего смысла, о достижении соответствующего уровня развития общего коммуникативного действия, то, во-первых, имеется в  виду уровень интеграции в виде единства мотивации и направленности, предметно-целевого и ценностного единства участников межличностных отношений.

То есть важно не только и не столько то, что кроется  за формой (как выражаю мнение) и  значением (что пытаюсь сказать), а сколько мотив и личностный смысл, который стоит за ними (зачем  и почему говорю). Ведь именно внутренний смысл партнеры пытаются донести друг до друга.

Таким образом, коммуникатор будет считать, что взаимопонимание  достигнуто, если реципиент отреагировал не на его манеру говорить, не на слова, а на смысл сказанного. Л. Выготский замечал, что сама мысль рождается не из другой мысли, а с мотивационной сферы нашего сознания, которая охватывает наши потребности, интересы, эмоции, а полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы раскрываем ее настоящую, аффективно-волевую причину .

Речь идет о движении от мысли к слову, в котором  потери неизбежны с обеих сторон. Именно поэтому общий смысл, который  зародился в результате общего коммуникативного действия, общего информационного обмена, отличается от замысла автора и его первичной интерпретации партнером.

В общей теории существует понятие «семантически значимая информация». Это количество информации, которая дана не на «входе», а на ее «выходе», причем на «входе» ее всегда больше, чем на «выходе».

На языке человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать следующим образом: семантически значимая информация - это информация, которая возникла в ходе создания общего смысла. Именно она имеет смысл, может быть расширена в ходе диалога, принятая собеседниками, а следовательно, может влиять на их поведение.

Психологическое единство, взаимопонимание является еще одним  показателем уровня интеграции субъектов  коммуникации, который проявляется  в виде согласованности, упорядочения коммуникативных действий.

Так, мера согласованности действий субъектов коммуникации в ситуации принятия ими соответствующих ролей (то коммуникатора, то реципиента) попеременно зависит от их привлечения к общему контексту общения целиком и конкретному совместному коммуникативному действию, в частности.

Информация о работе Характеристика различных подходов к моделированию коммуникативного пространства