Биоэтика и поведение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 10:52, реферат

Описание работы

1. Истоки человеческой морали и этики
Рождается ли человек безморальным (с сознанием, как чистый белый лист бумаги), и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то рационалистами? Или же мы появляемся на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, а воспитание их только развивает и направляет?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее показательными в этом плане являются сообщества крыс и человекообразных обезьян. В них подгруппу (или страт) бесспорных лидеров Альфа образуют взрослые особи-самцы, отличающиеся не только физической силой и свирепостью, но и быстротой поведенческих реакций, прежде всего реакцией "принятия решения". То есть те, кто в минуту опасности способен быстро действовать, как правило, и становятся вожаками. Данный страт, к которому причисляют особей Альфа, является условно наиболее устойчивым источником доминирования, его можно условно обозначить как "полюс силы". Вторую подгруппу, или страт, образуют особи Бета, уступающие первым в физической силе, быстроте принятия решений и бесстрашии. Кстати, такие, казалось бы, чисто человеческие качества, как смелость, страх и др., в неменьшей степени присущи и животным особям. Этот факт хорошо известен кинологам. Особи Бета отличаются развитыми "мыслительными способностями", например, умением ориентироваться в нестандартной ситуации. Индикатором такого умения служит "рефлекс предвидения", открытый зоопсихологом Крушинским.

Особи Бета становятся временными лидерами в критических обстоятельствах, предлагая новые нестандартные формы поведения тогда, когда привычные рефлекторные реакции не позволяют группе справиться с возникающими трудностями. Страт Бета образует второй устойчивый источник доминирования в группе -- своеобразный "полюс разума".

Далее идет подгруппа молодых и менее опытных или взрослых, но не имеющих отличий самцов, которые составляют страты "подвластных", но "полноправных" (т.е. имеющих потомство) членов сообщества; их обычно обозначают как Гамма, Дельта и т.д.

Замыкают иерархию "неполноправные" члены группы -- Омега, своего рода "изгои, те, для которых в обычных условиях не допускается спаривание, а следовательно, и сама возможность иметь потомство. Особей Омега обычно принуждают пробовать незнакомую пищу, идти вперед, прокладывая маршрут в незнакомых или опасных условиях, когда гибель одной из них должна послужить сигналом тревоги для всего сообщества. Так в общих чертах выглядит тип организации господства и подчинения в сообществах высших животных, своего рода "ранговая иерархия". Весьма любопытным при этом является то, что принадлежность к тому или иному страту не является наследуемой или только врожденной, и дети вожаков шимпанзе, особей Альфа и Бета, до достижения зрелости отстаивают свое индивидуальное место в соответствующей страте наравне со всеми, при том, что, по мнению некоторых ученых, между самими стратами Альфа и Бета существует устойчивая конкуренция за безусловное лидерство. В литературе известен трагикурьезный случай, когда в лабораторных условиях особи Бета, регулярно получая значительную долю алкоголя, утрачивали чувство страха, вступали в драки с Альфа и нередко становились вожаками, но... на короткое время, поскольку начинали испытывать устойчивое влечение к алкоголю. В результате они быстро "спивались", опускаясь в конце концов до уровня Омега.

Следует учитывать и одно из универсальных правил биологии -- для множества элементов системы характерны Асимметрия взаимодействий и вытекающая из этого асимметрия взаимоотношений. В то же время исследования синхронизации поведения животных и человека показали, что на самых разных уровнях интеграции -- от биохимических систем организма до сложных социальных взаимодействий -- обнаруживается взаимная синхронизация поведения. Следовательно, во имя целостности системы возникает необходимость регулятивных механизмов, использующих "нормы" поведения и иерархию организации.

 

4. Мотивации человеческого поведения

Безусловно, поведение человека не ограничивается врожденными животными программами. Ведь человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. "Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", - говорил Марк Аврелий. Иными словами, "человеческую личность определяют его потребности.

А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал "иерархию" потребностей человека.

1. Физиологические потребности -- это  низшие, управляемые органами тела  потребности: дыхательная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

2. Потребность в надежности -- стремление  к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и  т.п.

3. Социальные потребности -- удовлетворение  этой потребности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.

Потребность в осознании собственного достоинства -- здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворятся отдельным лицом, для этого требуются группы.

Потребность в осуществлении самого себя -- это потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

мотивы имеют иерархическую структуру;

чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересным. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;

с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими -- человек может жить хлебом единым, когда его не хватает. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые "неврозы существования", когда человек не понимает зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

Такой "самоактуализирующейся личности" присущи следующие особенности:

полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

принятие других и себя ("Я делаю свое, а ты делаешь свое, Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю, принимаю тебя таким, какой ты есть");

профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, дело;

автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

различение цели и средств, зла и добра ("Не всякое средство хорошо для достижения цели);

спонтанность, естественность поведения;

юмор;

саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

Самоактуализация -- это высший показатель возможностей духа. Смысл жизни человека состоит в максимально полном развитии, развертывании всех заложенных талантов, задатков и способностей. Самоактуализация и есть полное использование всех возможностей человека. Обычно человек стремится выразить себя в той области, в которой он обладает наибольшими задатками с способностями, но подлинное наслаждение приносит только творческая работа. Творческая работа человека над самим собой -- главный механизм удовлетворения потребности стать всем тем, кем он может и по своей свободной мотивации должен стать.

5. Проблема смысла и цели человеческого бытия

Мало кто оспаривает утверждение, согласно которому назначение любого человека -- всесторонне развивать свои способности и дарования. Это может стать целью любой жизни, но тогда возникает вопрос: а для чего развивать свои способности, для какой высшей цели? Это и есть один из основных вопросов философии. Еще Иммануил Кант заметил, что философия должна ответить всем на два вопроса: "Кто мы такие?" и "Куда мы идем?" Очевидно, что эти вечные вопросы стимулируются осознанием человеком конечности своего существования. Смерть низводит человека к этим вопросам, властно побуждает напрягать ум и волю в поисках ответа на них.

Естественно, когда каждый человек -- это отдельное звено в цепи всего человечества, то довольно легко определить смысл существования этого отдельного звена -- ведь без него разорвется цепь. Но материалисты утверждают, что смертен не только отдельный человек, но и все человечество. Вообще ничего нет вечного под Солнцем. Да и Солнце рано или поздно потухнет, и не спасет человечество даже космический перелет в другую галактику, потому что и другая галактика рано или поздно взорвется, а в конце концов и вся Вселенная сожмется обратно в бесконечно малую величину. Известно, что в соответствии с концепцией универсального эволюционизма 15-20 млн. лет назад все вещество нашей Вселенной концентрировалось в "сингулярности" -- была представлена в необычайно малом объеме с гигантской плотностью и чудовищной температурой. Новейшие исследования показывают, что эта "сингулярность" была создана из ничего. И вот из этого "ничего" все и возникло, чтобы по истечении определенного времени в это "ничто" превратиться снова. (Это одна из гипотез происхождения Вселенной, не имеющая научного доказательства.)

Жизнь противоположна безжизненности, а смерть противоположна рождению, ибо смерть и рождение -- полюсы и границы человеческой жизни, ее пределы.

Все понимают, что человек в своем физическом теле не может жить вечно, но отношение людей к этому факту различно. Одни считают, что ценность жизни очень мала из-за ее ограниченности, и как было бы хорошо, если бы человек мог жить вечно... Но человек нерасторжимыми узами связан со своим поколением, с окружающей его с детства социальной средой, а все это -- с конкретным историческим временем. И человек не может выпрыгнуть за границы своего времени и своего поколения, а если кому это и удается, то счастья не приносит. Так, одну 105-летнюю англичанку спросили: "А у Вас есть враги?" -- "Нет, -- с грустью ответила она, -- ни одного не осталось. Они все умерли, как, впрочем, и друзья."

Но человек никогда не может примириться с необходимостью своего ухода из этого мира. И, очевидно, лучший выход из ситуации, которую мы изменить не в силах, -- это изменить свое к ней отношение. Ведь ограниченность жизни побуждает людей ценить и беречь время, жить интенсивно и насыщенно. Мысль о бесконечности жизни, о бесконечности будущих наслаждений сделала бы людей равнодушными к сегодняшней радости, к сегодняшнему удовольствию. Философы не без основания считают, что все великое и нужное всем было создано людьми, которые хотели успеть совершить что-то значительное, которые стремились оставить свой след в истории, увековечить свое имя в памяти потомков.

Римские философы-стоики даже сформулировали главный жизненный принцип, по которому должен жить каждый человек: "Думай о смерти". Из этого принципа следует, что каждое свое действие, каждый поступок, каждое высказывание и даже слово человек должен совершать так, как будто это его последнее слово и последнее действие в жизни. Следование такой жизненной установке наполняет содержанием и глубиной любое событие в жизни человека. Человек, думающий о смерти, способен часами любоваться цветком, морским прибоем, огнем очага. Вся восточная культура построена на созерцании земной красоты: японец может всю ночь просидеть и получить громадное удовольствие, наблюдая за падающим снегом или цветком сакуры. Большинство же людей следуют в своей обыденной жизни прямо противоположной позиции -- вообще стараются не думать о смерти.

Да, мысли о неизбежности смерти невыносимы, но некоторые философы не без основания считают, что вечная жизнь была бы для человека проклятием, подлинной мукой. Необходимо отметить, что в ряде случаев наивное и потребительское отношение верующих к религиозному догмату о загробном существовании препятствует людям трудиться над своим подлинным земным счастьем, думать об улучшении земной жизни, о совершенствовании отношений в обществе. Еще древнегреческий историк Плутарх, подметив эту особенность людей, верующих в бессмертие, -- их недооценку земной жизни, -- изрек: "И придавая настоящей жизни в сравнении с вечностью мало значения, или, вернее, не придавая ей никакого значения, они прозябают, не используя жизни; в своем малодушии они пренебрегают добродетелью и деятельностью и презирают самих себя как рожденных на один день, неустойчивых и ни на что достойное не способных". Ведь бессмертие делает человеческую жизнь бессмысленной, лишает ее ценностей и интересов. Смертность делает жизнь трагичней, но зато может наполнить ее глубоким смыслом. Каждый период в жизни человека вносит свое содержание и свои способы решения важнейших проблем, стоящих перед человечеством.

Но чем тогда объяснить тот факт, что даже глубокие старики так цепляются за жизнь. Причина в том, что физиологический механизм человека запрограммирован на более значительный срок жизни, по разным прогнозам ученых физиологов и гистологов от 150 до 600 лет. Не случайно по библейским хроникам праотцы на порядок пережили современных людей -- Адам, к примеру, прожил 930 лет, Ева - 928.

Но если бы даже вопреки всем законам природы удалось добиться бессмертия человека, то это поставило бы человечество перед сложнейшими проблемами, которые со временем стали бы неразрешимыми и завели человечество в тупик. Интересующихся данной проблемой можно адресовать к увлекательному и мудрому рассказу "Бессмертный", который написал известный аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес. Аналогичной данному писателю точки зрения на проблему бессмертия придерживается и наш известный генетик -- академик Н. Дубинин. По его мнению, в основе развития и общечеловеческого прогресса лежит процесс смены поколений, личное бессмертие человека явилось бы непреодолимой преградой на пути его духовного развития.

Живая природа устроена так, что жизнь питается жизнью, т.е. жизнь поддерживается смертью. Так, если взглянуть на проблему смерти с точки зрения биолога, то она неотделима от жизни. И дело не в том, что смерть следует за жизнью, а в том, смерть обеспечивает саму жизнь.

Наиболее ярким примером этого служат клетки нашей кожи, ее наружного слоя. Поверхностные клетки кожи являются мертвыми. Это полупрозрачные кристаллы, которые сцеплены друг с другом тонким слоем жира, Эти клетки наполнены кератином. Они в определенное время мертвеют, а потом и вовсе сбрасываются кожей, а на их место приходят другие. Все это -- плановый процесс, процесс непрерывного умирания ради жизни. Эти мертвые клетки, словно гибкий панцирь, защищают находящиеся под ним нежные ткани. Такая защита необходима, поскольку истинно живые клетки не могут переносить непосредственного соприкосновения с воздухом.

Кристаллические клетки панциря образуются из живых клеток ткани: они постепенно вытесняются на поверхность кожи, где должны выполнять свою миссию уже не в живом, а мертвом состоянии. Но ведь в этом мертвом состоянии они выполняют жизненно важные для всего организма функции. Как же тогда понимать смерть? В функциональном плане она -- часть жизни, не так ли? Кстати, эти клетки не просто умирают по причине какого-либо неудобства или недостатка. Они сами убивают себя именно для того, чтобы, перейдя в неживое состояние, обеспечивать выполнение организмом своих жизненных функций. Еще до того, как клетка выйдет на поверхность кожи, у нее начинается подготовка к своей новой функции -- образованию панциря. С этой целью сама клетка вырабатывает для себя яд. Ядом служит фиброзный кератин. Так постепенно вся клетка заполняется роговым веществом.

Информация о работе Биоэтика и поведение человека