Биоэтика и поведение человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 10:52, реферат

Описание работы

1. Истоки человеческой морали и этики
Рождается ли человек безморальным (с сознанием, как чистый белый лист бумаги), и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то рационалистами? Или же мы появляемся на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, а воспитание их только развивает и направляет?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, трудно-непроницаемым барьером отделить жизнь от смерти. Если эти клетки мертвые, то "наше тело буквально укрыто смертью". Ведь мы ежедневно сбрасываем с себя до 500 000 мертвых клеток. На примере клеток кожи видно, что отмирание, смерть является неотъемлемой частью жизни. Но это касается не только клеток кожи. Новые клетки в живом организме возникают непрерывно, Их образуется во взрослом организме ровно столько же, сколько отмирает. Таким способом организм обновляется. Это все идет планово, и смерть клеток не является чем-то нежелательным, какой-то трагедией. Даже наоборот -- трагедией было бы, если бы они не отмирали. Значит, смерть обеспечивает нормальное развитие жизни.

Когда мы говорим о смерти и бессмертии по отношению к человеческой личности, то речь идет главным образом о психике, или душе. Для материалистов "душа" -- это синоним психики и обозначает совокупность психических явлений, являющихся системным свойством мозга. В христианстве душа -- это непостижимое, бесплотное "духовное начало", которое Бог вдохнул в сотворенное им из праха тело первого человека. При этом душа дана человеку, так сказать, во временное пользование. Когда физическое тело умирает, то душа отлетает в мир иной. Итак, душа -- это что-то временное, имеющее начало и неизбежный конец, или это вечное начало, данное нам от Бога?

Что касается проблемы бессмертия, то философ А.К. Макеев, основываясь на некоторых данных современной науки, пришел к заключению, что "...идеал достижимости индивидуального бессмертия и даже признания наличия во Вселенной биосистем, уже обладающих бессмертием, надежды человечества на встречу в космосе с братьями по разуму, уверенность во всесилии знания, побеждающего смерть и могущего на базе информационных программ биополевых систем возвратить к жизни всех, как говорится, ушедших в небытие, но в новой, более совершенной форме, на небелковой основе, -- все это существенные элементы истинно научного мировоззрения... Эта проблема уже поставлена на повестку дня развивающейся наукой. Идеалы подобного рода действительно заражают оптимизмом и могут служить важным стимулом вдохновения во всех сферах практической и теоретической деятельности человечества, осознавшего реальность таких идеалов.

Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро -- отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно, отношение к жизни, животным, к биогеоцинозам, к биосфере и т.д. Вообще, суть многих биоэтических ситуаций в том, что люди оказываются перед необходимостью взять на себя ответственность за установление пределов существования живого.

6. Гуманистические позиции биоэтики

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х гг. в Западной Европе и США. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие и даже в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими (ценностными) ориентациями. Например, для христианства сердце -- это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика -- это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни. Если рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте и в силовом поле тех ментальных и ценностных форм, которые определяют отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в этом случае эта наука окажется аксиологически нагруженной. Она не только врачебную этику включит в себя, этические нормы отношения к животным, но и экологическую, этику отношений человека с биогеоцинозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции. Биоэтикой выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:

Единство науки и гуманистических ценностей.

Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.

Регулирование, исходя из гуманистических ценностей, научных исследований, включая и запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека.

Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.

Следует остановиться на вопросах неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте - такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс.

Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом духа и буквы клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двадцати четырех веков.

Вспомним наиболее известную этическую заповедь Гиппократа -- прежде всего не навредить пациенту. Когда современные хирурги-трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Далее. Сторонники разрешения проблем умирающего больного с помощью активной эвтаназии (введения смертельной дозы яда) говорят, что в этом заключается его "право на смерть". Есть потребность в допустимости "убийства из милосердия" неизлечимо больного близкого человека. Следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, "смертной муке" другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший "убийство из милосердия", совершает отчаянный и рискованный шаг "по ту сторону добра и зла" и обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял местами знаки "плюс" и "минус".

В биоэтике уже стали привычными такие понятия, как "право на аборт", "право на смерть" и т.д. Но, может быть, это есть квазиправо -- оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: криминальные аборты есть еще' большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство; в особенности на ранних сроках беременности понятие "эмбрион" не тождественно понятию "человек" и т.д. В то же время они не придают должного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализировавших такую социальную практику, не свободен от противоречий.

Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего лечения умирающего пациента? Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В.Р. Поттер предложил термин "биоэтика", назвав ее "мостом в будущее", он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно занимается поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества будущего.

 

Список используемой литературы

1. Дягилев Ф.М. Концепции современного  естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 2008

2. Недельский Н.Ф., Олейников Б.И., Тулинов В.Ф. Концепции современного  естествознания. - М: Изд. Мысль, 2006

3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.- М.: Изд. ЮНИТИ, 2005

4. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. - М.: Изд. ЮНИТИ, 2004

 


Информация о работе Биоэтика и поведение человека