Биологические основы поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:37, реферат

Описание работы

Человек – существо сложное и противоречивое. Почему многие наши пристрастия странны для окружающих и необъяснимы для нас самих? Почему несколько лет детства значат для нас не меньше, чем вся остальная жизнь? Почему подростки любят собираться в стойкие шумные компании и становятся порой неуправляемыми? Почему любовь ослепляет? Какая форма брачных отношений «естественна» для человека? Откуда берутся агрессивность, страх, соподчинение? На все эти вопросы можно найти ответы в доисторическом прошлом человека, в его биологическом начале. Именно поэтому автор данной работы считает актуальным обращение к биологическим основам поведения человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Происхождение человека………………………………………………………………………….4
2. Роль инстинктов в поведении человека…………………………………………………………..6
3. Набор врожденных программ, с которым люди могли вступить в экономические взаимоотношения…………………………………………………………………………………17
4. Биологическое поведение человека и экологический кризис…………………………………19
Заключение………………………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………………………....23

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Чувашский государственный  университет имени И.Н.Ульянова»

 

Факультет дизайна и компьютерных технологий

Кафедра дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: « Психология и педагогика »

 

 На тему: « Биологические основы поведения человека »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  2 курса                                                                                     Группы  61-11 факультета ДиКТ                           Челкаева Ю. Е.                                                                                 

 

Руководитель: Агафонова Г. З.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

                                                     Чебоксары, 2013

      Содержание

      Введение……………………………………………………………………………………………3

  1. Происхождение человека………………………………………………………………………….4

  1. Роль инстинктов в поведении человека…………………………………………………………..6

  1. Набор врожденных программ, с которым люди могли вступить в экономические взаимоотношения…………………………………………………………………………………17

  1. Биологическое поведение человека и экологический кризис…………………………………19

      Заключение………………………………………………………………………………………..21

      Список использованной литературы…………………………………………………………....23

       Введение

                                                                   « Не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях  »

                                                                                      ( древняя китайская мудрость)

       Человек – существо сложное и противоречивое. Почему многие наши пристрастия странны для окружающих и необъяснимы для нас самих? Почему несколько лет детства значат для нас не меньше, чем вся остальная жизнь? Почему подростки любят собираться в стойкие шумные компании и становятся порой неуправляемыми? Почему любовь ослепляет? Какая форма брачных отношений «естественна» для человека? Откуда берутся агрессивность, страх, соподчинение? На все эти вопросы можно найти ответы в доисторическом прошлом человека, в его биологическом начале. Именно поэтому автор данной работы считает актуальным обращение к биологическим основам поведения человека. 
       Цель данной работы – изучить материалы по данному вопросу. Задачи – выявить и охарактеризовать биологические основы человеческого поведения.  
       Исследованию данной темы посвящены работы В.Р. Дольника, автора книги «непослушное дитя биосферы» написанной в виде бесед с читателем. Т.Г. Грушевицкая и А.П. Садохин посвятили этой теме главу в учебнике «Концепции современного естествознания», кратко описав историю происхождения человека, соотношение биологического и социального в его поведении. Этой же проблеме посвящена книга Т.С. Васильевой и В.В. Орлова «проблема соотношения биологического и социального», книга «Биология в познании человека» и работа Р.С. Карпинской и С.А. Никольского «Социобиология. Критический анализ». Необходимо также упомянуть статью Н.И. Губанова и Н.Н. Никольской «О природной и социальной детерминации нравственности и криминального поведения», опубликованную в журнале «Философские науки» и статью К. Лоренца «Агрессия» в журнале «Вопросы философии» и статью Г. Симкина «Атомы поведения или этология культуры» в журнале «Человек» №2 за 1990г. 

       1. Происхождение человека

       Каковы доказательства того, что человек вышел из природы и является логическим продолжением хода эволюции? Сходство человека с животными состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему.  
        Однако существуют фундаментальные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд - стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы. 
        В.Р. Дольник, рассуждая о происхождении человека, приходит к следующим выводам: человека создал не труд, а естественный отбор. Условия, необходимые для этого, были следующими: 
- сложная и многообразная среда обитания, в которой к тому же многое нужно и можно предвидеть и на многое реагировать нестандартно;

- питание такой пищей, которой в природе «не навалом» и в добывании которой приходится конкурировать с другими, более приспособленными для этого видами. Притом питание разнообразным набором сортов пищи;

- добывание пищи должно требовать сложных манипуляций;

- наличие видов, собирающих пищу впрок и прячущих ее в укромных местах;

- жизнь в сложно построенной группе;

- необходимость использовать сложную систему взаимной сигнализации;

-рождение несамостоятельных, медленно растущих детенышей, которых учат всему перечисленному выше.

        Палеоантропологические исследования и открытия последних лет дали дополнительные доказательства того, что человек своими корнями прочно уходит в биосферу и является одним из ее многочисленных естественных созданий. Основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид Homo sapiens в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян. Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость и некоторые другие.  
       Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило ряд особенностей его строения, которые в свою очередь явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью хватательных движений, необходимо было соответствующее строение органов: в кисти первый палец противопоставлен остальным, развитый плечевой пояс, позволяющий совершать движения с размахом 180 градусов, грудная клетка становится широкой и уплощенной в спиннобрюшном направлении. Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, непрерывно меняющимися расстояниями, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.  
        В борьбе за существование получили преимущество те первобытные стада древних людей, которые стали заботиться о стариках и поддерживать особей, ослабевших физически, но обладающих опытом и выделяющихся своими умственными способностями. Бесполезные ранее старики, съедаемые соплеменниками при нехватке пищи, стали ценными членами общества как носители знаний. Речь также содействовала развитию процесса мышления, совершенствованию трудовых процессов, эволюции общественных отношений.  
       Вышеперечисленные доказательства родства человека с животным миром нашей планеты считаются достаточными для того, чтобы перестать обсуждать вопрос об инопланетянах - предках человека или каких-то иных возможностях появления разума на Земле. Можно также сказать, что данные генетики также дают доказательства преемственности между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95 процентов генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60 - 70 процентов генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека есть также гены, переданные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков и т.п. Эти современные данные убедительно подтверждают биогенетический закон, говорящий о повторении в индивидуальном развитии организма всего предшествующего хода эволюции и объясняющий ряд примитивных признаков в эмбриональном развитии высших форм их происхождением от низших. 

        Процесс антропогенеза завершается вместе с прекращением видообразования человека, что и произошло 30 - 40 тыс. лет назад. С этого времени заканчивается и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции человека. Отныне все развитие человека обусловлено социальной эволюцией, в основе которой лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с появлением «человека разумного» генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение, она замещается социальной информацией. 
        Поэтому, говоря о сущности человека, решая вопрос, что же такое человек, нельзя принимать во внимание только биологическую составляющую, игнорируя качественную специфику социальной формы движения материи. Неверным было бы также игнорирование биологического начала в человеке и преувеличение социального, растворение биологического в социальном субстрате. Это свидетельствовало бы о забвении момента преемственности между низшей и высшей формами движения материи. 
       Поэтому говорят о биосоциальной природе человека и его социальной сущности. Биологическое и социальное выступают как генетически и функционально связанные уровни целостной организации человека.

        2. Роль инстинктов в поведении человека

        Никого из нас не заливает краска стыда из-за того, что все мы рождаемся и умираем, как животные. Отчего же стыдиться, что во многих своих пристрастиях и поступках мы руководствуемся инстинктом? 
        Слово инстинкт употребляется в быту как символ всего дурного и низменного в человеке. Инстинкты рекомендуется скрывать и подавлять. Инстинкту противопоставляют мораль и разум. Но в биологии, у этологов слово инстинкт имеет иное значение. Им обозначают врожденные программы поведения.  
        Наши предки были не беднее инстинктами, чем любые другие животные. Множество инстинктов, которые унаследовал человек, не только не успели разрушиться, но, более того, они не исчезнут никогда. Потому что они нужны, потому что они по-прежнему служат, составляя фундамент новой, рассудочной деятельности. Они развились не на пустом месте, а от врожденных программ. 
        По мнению К. Лоренца, все поведение, в том числе инстинктивное, является в высшей степени разумным при условии, что оно выполняет задачи сохранения вида. Противоразумное поведение возникает лишь в случае нарушения функции какого-либо инстинкта. 
        В.Р. Дольник выделяет следующие две группы инстинктов, присущих человеку. Первая группа – где разум не борется с инстинктом, и инстинкт не глушит разум. К ней относятся: 
        Собирательство. Мы все собираем, отдавшись инстинкту, голосу предков человека, ибо человек начал свой путь на Земле, имея единственную экологическую нишу – нишу собирателя 
        Любовь к родине. Инстинктивная родина – не обязательно место рождения, это место, где прошел чувствительный отрезок детства.  
Наша маленькая индивидуальная родина всегда прекрасна, где бы ни вырос человек. Но многие виды животных имеют еще один, уже врожденный образ – образ подходящей для данного вида экологической среды…Исходная среда человека – всхолмленные берега озер и рек в саванне. И для нас до сих пор самый приятный ландшафт – слабовсхолмленный, где деревья и кустарники чередуются с открытыми пространствами, а вблизи есть река или озеро. 
        Охота. Наш охотничий инстинкт в одном не похож на инстинкт хищного зверя: врожденных программ, методов охоты мы не имеем. Врожденная программа человека побуждает его только подкрадываться, догонять, хватать, возможно, чем-то ударить. Человек сам находил методы охоты, частично наблюдая методы настоящих хищников, частично изобретая новые. 
       Тяга к земле. В полном наборе генами, нужными для земледелия, обладают всего 5% населения. Поэтому, пока земледелием занимается 50-80% населения, урожаи в стране невысоки. Когда же пашня остается в руках у 3-5% - страна не знает, куда девать урожай. 
        Любовь к собакам. Так и не удается установить, где и когда был заключен союз с собакой. Очевидно лишь, что эту связь установили охотничьи племена, и притом очень давно…Приручение – сознательное одомашнивание собак – началось много позднее, когда связь между ними и человеком установилась очень тесной. Для первобытного человека его тяга к собаке не являлась странной прихотью. Собака была необходима, чтобы выжить. 
       Любовь к природе. Отдельные популяции неоднократно испытывали на себе катастрофические последствия собственных ошибок. Если подрывалась пищевая база – наступали голод и смерть. Раз погибали те, кто не мог остановиться вовремя, раз выживали те, кто не доводил среду до катастрофы, значит, мог действовать естественный отбор: вырабатывались защитные механизмы, изменявшие поведение популяции при опасном нарушении экологической среды. Один из таких механизмов – любовь к природе. 
        Расовая и национальная неприязнь. Расовая и национальная неприязнь основана на действии механизма этологической изоляции (отвращение к другим видам и подвидам). Расизм – ошибка программы (она направлена на неприятие и невозможность скрещивания с другими видами). К расизму нельзя относиться как к точке зрения, имеющей право на существование. К нему нужно относиться, как к заразной болезни. 
        Инстинкт собственности. Лишение собственности или ограничение на владение ею деформирует психику и взрослого человека, делает его агрессивным, завистливым, вороватым. В XX веке эксперимент по массовому лишению людей частной собственности ясно показал, что противодей ствие этому инстинкту делает людей не лучше, а хуже, чем они могли бы быть, владей они собственностью. 
        Замещающее поведение. Часть ученых считает, что ложь, такое, если вдуматься, странное поведение столь точной машины, как мозг, имеет в основе своего формирования программы замещающего поведения. 
        Воровство (клептомания). Программа воровства есть у многих видов животных. В трудных условиях она помогает выжить, особенно если животное оказалось на дне иерархической пирамиды в группе и его к пище не допускают более сильные сородичи. У сытого же животного она проявляется в форме игры. 
        Консерватизм. Ритуалы: суеверия, правила хорошего тона, национальные и семейные традиции, религия имеют в своей основе врожденную инстинктивную программу. 
        Принцип кнута и пряника. За правильное выполнение инстинктивной программы животное вознаграждается чувством удовольствия. За ошибки, напротив, животное наказывается неприятной эмоцией. Принцип кнута и пряника. Если животное что-то сделало не так, программа обычно останавливает его на месте сбоя и заставляет повторить все сначала. Если животное раз за разом терпит неудачу, у него что-то не получается, то дальнейшее применение программы запирается при помощи страха. Теперь всякий раз, когда нужно выполнить не получившееся ранее инстинктивное действие, животному становится страшно, и оно пытается как-нибудь уклониться от его выполнения. Психологи хорошо знают подобные явлениями человека и называют их фобиями, а самооценку фобии – комплексом неполноценности. 
        Игры. Этологи видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения – как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать. 
        Игрушки. Детям нравятся игрушки, несущие общие для многих животных признаки детеныша... С ними можно играть, они будут играть. А со взрослыми играть нельзя, они играть не будут.  
        Наш коллективный разум давно разделил предметы окружающего мира на живые и неживые. И мы заранее знаем, что можно ожидать от тех и других. Но с инстинктами все иначе: в природе полно хищников, притворяющихся неживыми предметами и даже съедобными объектами, и поэтому правильное для животного поведение – подозревать в каждом предмете живое и всякий раз тщательно проверять – не живое ли это?.. Мы тоже в состоянии недостатка информации от органов чувств начинаем оглядываться в кусты с опаской. Дети же в отношении игрушек остаются долго в сладком плену инстинктивных программ: игрушки живые, они живут самостоятельной жизнью. 
        Страхи. Один из загадочных мотивов снов почти у всех людей – полет во сне. Полет брахиатора. И отсюда же ночные кошмары, воспроизводящие ощущение падения в бездну, - столь частый для брахиатора страх промахнуться и разбиться. Все животные наделены инстинктом самосохранения, страхом смерти – программами, обеспечивающими узнавание главных, стандартных опасностей с первого предъявления.  
        Для нас наши бывшие пожиратели – крупные кошачьи – одни из самых ловких, грациозных, привлекательных для наблюдения животных. Такими заставляет их видеть программа: увидев хищника издалека, с безопасного расстояния, или сидя в безопасном месте – не будь равнодушен, внимательно наблюдай его, все его движения, все его повадки; готовься к той встрече с ним, которая может стать последней, если ты недостаточно изучил врага. 
Лев, орел, змея – три врожденные образа врагов приматов. Орел, змея – вторые (после кошачьих) пожиратели мелких приматов, далеких предков человека, живших десятки миллионов лет назад. 
        Любовь к детям, причем не только своим, а детям вообще. Есть мнение, что первоначально наших предков-собирателей толкало к групповой организации очень долгое детство их потомства. Половое созревание – в возрасте 14-16 лет. Первый ребенок – в возрасте 15-17 лет. Диета собирателей такова, что дети ее могут усваивать в возрасте 4 лет. Четыре года мать кормила ребенка молоком и в это время забеременеть не могла. Следующие роды, следовательно, в 20-21 год. А средняя продолжительность жизни матери – 26 лет. «Среднестатистические» матери не доживали до совершеннолетия своих детей. Кто мог заботиться о них? Родственники и все другие члены группы. Но, чтобы такой путь воспитания был эффективным, во0пеовых, требуется более тесное объединение довольно большого числа особей в стадо, а во-вторых, нужно, чтобы инстинкт заботы о потомстве распространялся на всех детей и проявлялся в раннем возрасте – еще до родов своего ребенка. Все это у нас есть. Вспомните, как девочки – подростки жаждут нянчить детей, а сестры-женщины питают любовь к племянникам и племянницам. 
        Любовь к родителям. Ребенок, родившись, импринтингует мать – ее образ, голос, запах, даже ритм пульса. Все ее качества окрашиваются положительными эмоциями (она, как и запечатленная родина, лучше всех) и обсуждению со стороны рассудка не подлежат, пока дитя находится в зависимом возрасте. У человеческого ребенка явно есть и потребность иметь отца. Это говорит о том, что когда-то, у кого-то из наших предков отцы были подключены к заботе о потомстве.  
        По программам, общим со многими животными, родитель противоположного пола – одновременно и модель будущего брачного партнера. 

        Запечатление речи (импринтинг). Долгое детство нужно человеческому ребенку затем, чтобы растянуть период импринтингов - самого эффективного обучения. Ребенок не изучает речь, он ее запечатлевает. По мнению Г. Симкина, импринтинг вообще является универсальным методом «достройки» функциональных систем организма на критических стадиях онтогенеза личности. Он выделяет три стадии импринтингов, свойственных животным и человеку: 
- стадия морфофизиологического импринтингования – достройка основных функциональных систем в организме;

- стадия физиологического импринтингования, когда жестко фиксируются многие принципы субъективного восприятия мира;

- стадия социального импринтингования

        Кроме того, Г. Симкин предполагает существование у человека стадии культурного импринтингования. 
        Потребность учиться у старших. Шапка из волос на голове и мантия из них, одевающая плечи, - довольно обычный признак старых самцов у приматов. Недаром люди, мнение которых самое ценное, - судьи и университетские профессора – носили парики и мантии многие столетия, а в ряде стран надевают их на себя и поныне.  
        Инстинкт соблюдения дистанции, (которая у человека, как и у обезьян, может по некоторым поводам отменяться). Человеку необходимо индивидуальное пространство. 
        Врожденная программа иметь свой тайный угол (норку, гнездо – место отдыха). Так же, как у всех животных, и у человека есть врожденный запрет: не вторгайся в укрытие ближнего своего, не разрушай его и не тревожь того, кто сидит в укрытии.  
        Потребность иметь дом. Образовав пару, молодые люди начинают испытывать потребность обзавестись каким-то семейным пространством и иметь какое-то свое жилище. Человек легко образует и нечто вроде колонии (многоквартирные дома и т.д.). 
        Человек, как и другие животные, имеет потребность в индивидуальной, а особенно в семейной территории. Не встречай он противодействия, он явно расширил бы свою семейную территорию до размеров жизненного пространства, но он легко довольствуется и небольшим охраняемым участком вокруг дома. Дом же без хоть какого-нибудь своего пространства вокруг неуютен, порождает много стрессовых ситуаций. 
        Человек испытывает также потребность обозначить границы камнями, деревьями, столбами и т.д. Более того. Поскольку территориальная мораль у человека слабая, и он может легко нарушить границы чужого участка, нам кажется, что надежнее всего весь свой участок оградить загородкой, а если есть возможность, то и непреодолимой стеной. Человек относится к видам с очень сильным инстинктом защиты некоей коллективной территории с четкими границами. Государство оборудует их такой обороной, какая и не снилась при ограждении семейного участка. В этом поведение человека более всего напоминает поведение стадных наземных обезьян африканской саванны.  
        Вторая группа инстинктов – программы, которые приходят в столкновение с разумом. Это программы, без которых мир был бы лучше: 
        Каннибализм. Каннибализм присущ только человеку разумному, его видовой признак. Только жестокое подавление сдерживает его реализацию. Подавление людоедства у самых развитых народов завершилось уже в письменный период, и поэтому до нас дошло много свидетельств и в прозе, и в стихах, и в скульптуре. Сны о людоедах – один из самых распространенных детских кошмаров, сказки о них – одни из самых обычных. Так крепко сидит в нас кровожадность. 
        Агрессивность. В животном мире агрессивность к себе подобным в первую очередь служит для замены физических стычек, наносящих телесные повреждения, стычками психологическими. Два животных при конкуренции за территорию, пространство, пищу, самку и т.п. не вступают в драку сразу, а начинают друг другу угрожать, принимая позы угрозы. Прежде всего, это позы, преувеличивающие размеры животного…чтобы снять агрессивность победителя, побежденному следует принять позу подчинения и покорности. В ней все противоположно агрессии. Размеры свои нужно снизить, в глаза не смотреть, вместо угрожающих звуков издавать писк, визг, причитания. И предлагать победителю самые уязвимые места для удара. При виде позы подчинения победитель постепенно умиротворяется и может заменить действительное избиение ритуальным. Великий положительный смысл этих отвратительных сцен в том, что кровопролитная стычка между собратьями заменена психологической дуэлью. Но побеждает в ней не более сильный физически, не более умный, а более агрессивный – тот, кто легко приходит в ярость, может долго и часто угрожать и устойчив к чужим угрозам.  
         К. Лоренц также говорил о биологической природе агрессии и ее неизбежности в любом обществе. «Ответственная мораль – всего лишь компенсаторный механизм, который приспосабливает наше инстинктивное поведение к требованиям культурной жизни и образует с ней функционально единую систему. Мы все страдаем от необходимости подавлять свои побуждения; одни больше, другие - меньше – по причине очень разной врожденной склонности к социальному поведению».7 
         Иерархия. Неравноценность особей по агрессивности приводит к образованию между ними отношений соподчинения, т.н. иерархии. Доминантная (самая агрессивная) особь подавляет других. Она отстаивает и усиливает свое высшее положение, навязывая стычки остальным и терроризируя их, угнетая их психику. Агрессивность этих остальных, подавленная по отношению к доминанту, требуют разрядки, и особи-субдоминанты обеспечивают ее, находя более слабых и подчиняя их себе. Так образуется четкая, обычно пирамидальная структура организации групп животных. Жестокая, но очень эффективная организация, в которой каждый знает свое место, каждый подчиняет и подчиняется. Человек иерархичен до старости и, став взрослым, воспринимает в себе эти инстинктивные позывы очень серьезно. Субъективно он придумывает для них массу объяснений и оправданий – кто низких, кто бытовых, а кто и очень возвышенных. 
         Иерархическое построение людских группировок неизбежно для нас. Но беда в том, что доминантой может стать и очень опасный для общества человек, аморальный и даже психически больной. Уже тысячелетия назад человечество понимало эту опасность. Единственно приемлемым оказался путь, на котором неизбежность иерархического построения, как того требует биологическая сущность человека, принимается, но вместо стихийных иерархов ведущее место занимают люди, выбранные или назначенные группой с учетом качества их разума и морали. 
        Из чего же возникли мораль и этика, эти огромные области проявления человеческого разума?  
        По мнению. В.Р. Дольника, существует «мораль» животных – созданные естественным отбором врожденные запреты на выполнение в некоторых случаях обычных программ.  
        Не убей своего – первый запрет у очень многих видов. 
        Другой запрет: чтобы не убить своего, прежде всего не нападай неожиданно, сзади, без предупреждения и проверки: нельзя ли, поугрожав, разрешить конфликт без драки? 
        У сильновооруженных животных – сильная мораль. Люди же вооружены от природы слабо, два человека, дерущихся голыми руками, не смертельно опасны друг для друга. Поэтому у человека почти нет врожденных ограничений для действий в драке. Они были не нужны. Но человек изобрел оружие и оказался редчайшим существом на земле: он убивает себе подобных. Мы пытаемся компенсировать отсутствие врожденного запрета воспитанием: в драке не хватай в руки что ни попадя, особенно орудие; защищаясь, не превышай меры; стыдно вооруженному конфликтовать с безоружным…А оружие все совершенствуется и накапливается, а люди убивают друг друга все в большем количестве…Плохо, оказывается, разуму, когда он не обуздан инстинктом. Будь он сильным, мы бы решали мировые конфликты турнирами.  
        Еще один запрет: не бей того, кто принял позу покорности. Наше: не бей лежачего и повинную голову меч не сечет. В Библии еще несколько тысяч лет назад безвестный психолог написал загадочную фразу: «Если ударят по одной щеке – подставь вторую». Зачем? Да чтобы не ударили еще.  
         Следующий принцип: победа с тем, кто прав. Итак, по крайней мере часть наших т.н. общечеловеческих норм морали и этики генетически восходит к врожденным запретам, руководившим поведением наших предков, в том числе и дочеловеческих.  
        Н.И. Губанов и Н.Н. Никольская также рассматривают нравственность в том числе и с позиций биологических, однако взгляд их несколько иной – они говорят скорее о генетических предпосылках нравственного и криминального поведения. По их мнению, «человек не имеет врожденных способностей к преступлению (как и любых других врожденных способностей), но он имеет врожденные задатки к формированию криминальных способностей. Реализуются ли эти криминальные задатки и в какой степени, определяется социальными факторами». 
        По словам А.В. Петровского, способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Далее, по мнению Н.И. Губанова и Н. Н. Никольской, если признать, что нравственные качества человека – это особые способности, то на них распространяются все положения о природно-генетической и социально-культурной детерминации способностей, а именно: человека обладает наследственными задатками нравственных качеств, величина этих задатков обусловлена нормой реакции, степень реализации задатков и становления уже самих нравственных качеств определяется условиями воспитания, в человеческой популяции среди ее членов имеется нормированное статистическое распределение по величинам наследственных задатков нравственных качеств. Причем человека обладает задатками как альтруистических , так и эгоистических качеств. Первые возникли в процессе антропосоциогенеза как реализация необходимости выживания популяции в целом, вторые – как реализация необходимости индивидуального выживания.  
        Величина нравственной одаренности людей может колебаться в очень широких пределах. Гений добра имеет необычайно выраженные задатки альтруистических качеств, а гений зла – сильно выраженные задатки эгоистических качеств.  
        По мнению В.Р. Дольника, поведение детей и подростков также во многом определяется врожденными программами: 

Информация о работе Биологические основы поведения человека