Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Нефтяная промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный

комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.

Что значит нефть сегодня для народного хозяйства страны?

Это:

. сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов,

полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и

готовых изделий из них, искусственных тканей;

. источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина,

дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно -

печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон,

асфальт);

. сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в

качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

Файлы: 1 файл

Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность стран СНГ.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

нефтепроводам  -  10-12  км/ч.  Стандартный  диаметр  труб  -  12  тыс.  мм.

Производительность  в  год  -  90  млн.  тонн  нефти.  По  эффективности   с

нефтепроводами могут  соперничать только морские перевозки  танкерами.  Кроме

того, они менее  опасны в пожарном  отношении  и  резко  снижают  потери  при

транспортировке (доставке).

      Стоимость  строительства магистрального нефтепровода  обычно  окупается

за 2-3 года. 
 

                  4.3. Развитие трубопроводного транспорта 

    Первый  нефтепровод длиной в 6 км  был   сооружен  в  США  в  1865  году.

Нефтепроводы большей  длины начали строить в 1875 году. Первый нефтепровод  в

России проложен в 1878 году в Баку от  промыслов  до  нефтеперерабатывающего

завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой  в то  время  в  мире

по протяженности  магистральный трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм  и

длиной 835 км, который  продолжает эксплуатироваться и  по сей день.

    Развитие  нефтепроводного транспорта в  Союзе было  связано  с   освоением

нефтяных месторождений  в Башкирии, Татарии и Куйбышевской  области.  К  1941

году в эксплуатации  находилось  4100  км  магистральных  трубопроводов  для

перекачки нефти  и нефтепродуктов  с  суммарной  годовой  производительностью

7,9 млн. тонн. Максимальный  диаметр составлял 300  мм.  Общая   протяженность

магистральных нефтепроводов  к 1956 году возросла до 11,5 тыс.  км,  а  через

10 лет достигла  уже 29 тыс. км. А в 1992 году  в СНГ - 275   тысяч  км.  Сеть

магистральных нефтепроводов  развивалась в трех основных направлениях: урало-

сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск  -  Иркутск)  длиной  8527

км;  северо-западное  (Альметьевск  -  Горький  -  Ярославль  -   Кириши   с

ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более  17700  км;  юго-западное  от

Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом "Дружба" с  ответвлением  на

Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. (см. карту  №8  приложения)

Таким образом,  наибольшей  длиной  обладали  нефтепроводы  урало-сибирского

направления,  т.к.  связывали  основного  добытчика   (Сибирь)   с   главным

потребителем  (западными  районами  Российской  Федерации.  Важность   этого

направления сохраняется  и в настоящее время.

    С открытием  новых  нефтяных  месторождений   на  Южном  Мангышлаке  и   в

Тюменской  области  сооружены  следующие  нефтепроводы:  Узень  -  Гурьев  -

Куйбышев  диаметром  1020  мм,  длиной  около  1000  км;  Шаим   -   Тюмень,

Александровское - Анжеро - Судженск диаметром 1220 мм и  протяженностью  840

км; Усть -  Балык  -  Курган  -  Уфа  -  Альметьевск  диаметром  1220  мм  и

протяженностью 1844 км, второй  нефтепровод  "Дружба".  Общая  протяженность

нефтепроводов в  СССР в 1973 году составила 42,9 тысяч км, а к 1991 году  уже

превысила 82 тыс. км.

    Характерной  особенностью развития нефтепроводного   транспорта  является

увеличение удельного  веса трубопроводов большого диаметра,  что  объясняется

их высокой рентабельностью.

    Развитие  нефтепроводного транспорта определяется  общим состоянием дел в

нефтяной промышленности,  т.к.  между  ними  существует  неразрывная  связь.

Например, во время  благоприятной ситуации в отрасли  с  1940  по  1980  годы

протяженность нефтепроводов  увеличилась с 4 до 69,7 тыс. км,  а  грузооборот

- с 4 до 1197 млрд. т  км, т.е. на 29825%.

      Продвижение  добычи нефти в восточные районы  придает  особое  значение

проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного  транспорта.

      Трубопроводы  — наиболее  эффективное  средство  транспортировки  нефти

(исключая морские  перевозки танкерами). Пропускная  способность  нефтепровода

диаметром 1220 мм составляет 80—90  млн.  т  в  год  при  скорости  движения

потока нефти 10— 121 км/час.

      В  свое время формирование нефтяной  базы между Волгой и  Уралом  России

намного  улучшило  снабжение  нефтью  стран  ближнего   зарубежья.   Занимая

выгодное   транспортно-географическое   положение,   Волго-Уральский   район

обусловил появление  целой системы магистральных  нефтепроводов:

      1) на  восток — Туймазы — Омск  — Новосибирск —  Красноярск  —  Ангарск;

Туймазы — Омск; Уфа  — Омск — Новосибирск (нефтепродукты);  Уфа  —  Курган  —

Петропавловск (нефтепродукты);

       2) на запад — нефтепровод «Дружба»  от Альметьевска через  Куйбышев  —

Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, ГДР, Венгрию  и  Чехословакию

с ответвлением Брянск — Полоцк; Куйбышев — Пенза —  Брянск  (нефтепродукты);

Альметьевск — Горький  — Рязань — Москва с ответвлением Горький  —  Ярославль

— Кириши (северо-запад);

      3) на  юг — Пермь — Альметьевск;  Альметьевск — Саратов; Ишимбай  - Орск. 

      Формирование  в  Западной  Сибири  нефтяной   базы   страны   изменило

ориентацию основных потоков  нефти  к  странам  СНГ.  Волго-Уральский  район

теперь «повернут» целиком на запад. Важнейшие функции  дальнейшего  развития

сети  магистральных  нефтепроводов  перешли  к   Западной   Сибири.   Отсюда

нефтепроводы идут:

      1) на  запад — Усть-Балык  —   Курган  —  Альметьевск;  Нижневартовск   —

Куйбышев; Куйбышев — Лисичанск — Кременчуг  —  Херсон  —  Одесса;  Сургут  —

Новополоцк;

      2) на  юг — Шаим —  Тюмень;  Усть-Балык  —  Омск;  Омск  —  Павлодар  —

Чимкент;

      3) на  восток — Александровское —  Анжеро-Судженск.

      Для  транспортировки нефти как на  запад, так и на восток  используются,

кроме того, трубопроводы  восточного направления.

      Из  других магистральных трубопроводов,  возникших под  влиянием  добычи

нефти в разных районах, выделяются: Баку  —  Батуми;  Грозный  —  Армавир  —

Туапсе;  Грозный  —  Армавир  —  Донбасс  (нефтепродукты);  Гурьев  —  Орск;

Мангышлак — Куйбышев; Ухта — Ярославль; Оха — Комсомольск-на-Амуре.

       В перспективе предусмотрен трубопроводный  транспорт практически  всей

нефти, добываемой в  странах СНГ, причем  имеется  в  виду  создание  главным

образом   региональных   систем   магистральных   нефтепродуктопроводов    и

разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным  станциям.

      Развитие  сети  нефтепроводов   стимулирует   дальнейшее   приближение

переработки нефти  к местам потребления нефтепродуктов.

      Размещение  предприятий нефтеперерабатывающей  промышленности зависит от

размеров потребления  нефтепродуктов в разных районах, техники  переработки  и

транспортировки  нефти,  территориальных  соотношений  между   ресурсами   и

местами потребления  жидкого топлива.

      В  настоящее время переработка  нефти, дающая  многочисленные  продукты,

приблизилась к  районам потребления  нефтепродуктов.  Она  возникла  на  пути

следования сырой  нефти вдоль трасс и на  концах  нефтепроводов,  а  также  в

пунктах с выгодным транспортно-географическим  положением  (Одесса,  Херсон,

Кременчуг).

       Однако и до сих пор переработка  нефти ведется в значительной  мере  в

местах  ее  добычи:  в  Бакинском  районе,  в  Средней  Азии   (Красноводск,

Фергана), в Прикарпатье (Дрогобыч) и других районах.

      Между  тем приближение нефтеперерабатывающей   промышленности  к  местам

потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ:

      1)  резко  сокращаются  перевозки   мазута,  масел  и   других   вязких

нефтепродуктов независимо от того, каким образом  поступает  сырая  нефть  к

потребителям —  по водным путям, железным дорогам или  трубопроводам;

      2)  транспортировка  сырой  нефти   всегда  экономичнее  перевозки   ее

многочисленных производных;

      3) для  транспортировки сырой  нефти   могут  быть  широко  использованы

трубопроводы, которые  помимо  нее  осуществляют  перекачку  только  светлых

продуктов;

      4)   хранение   сырой   нефти   обходится   дешевле,   чем    хранение

нефтепродуктов;

      5) потребитель  получает возможность  одновременно  использовать  сырую

нефть, поступающую  из разных районов;

      6) размещение  переработки нефти приобретает  повсеместный характер;

      Новые  центры по  переработке  нефти   возникли  за  последнее  время   в

Казахстане (Павлодар, Чимкент), Средней Азии (Чарджоу), Белоруссии  (Мозырь,

Новополоцк),  Прибалтике  (Мажейкяй)  и  в   Донецко-Приднепровском   районе

(Запорожье, Лисичанск).

      В  90-х годах осуществляется дальнейшее  углубление  переработки  нефти.

Увеличивается производство моторных топлив и смазочных масел, а также  сырья

для   нефтехимической   и   микробиологической   промышленности.   С   целью

значительного  сокращения  транспортных  расходов  будет  совершенствоваться

размещение нефтеперерабатывающих  предприятий  и  расширяться  строительство

нефтепродуктопроводов.

      Намечается  увеличение добычи нефти  и   производства  жидкого  топлива.

Возрастает значение  Казахстана,  усиливаются  поиски  и  разведка  нефтяных

месторождений, особенно в азиатских странах СНГ и  на континентальном  шельфе

страны.

      Дальнейшее   развитие   нефтяной,   а   также    нефтеперерабатывающей

промышленности обусловлено  целесообразностью использования  нефти в  основном

для производства моторных топлив и в качестве химического  сырья. 
 
 

                 5. Нефтеперерабатывающие заводы  стран СНГ. 
 
 

       5.1. Особенности размещения нефтеперерабатывающей  промышленности.

                         Главные районы размещения. 

         Размещение   предприятий    нефтеперерабатывающей    промышленности

зависит от размеров потребления нефтепродуктов  в  разных  районах,  техники

переработки  и  транспортировки  нефти,  территориальных  соотношений  между

ресурсами и местами  потребления жидкого топлива.

       Добытая из  недр земли нефть  содержит большое количество  песка, солей

и  воды.  Нефть  нужно  очистить,   поэтому   она   сначала   поступает   на

нефтеочистительные  заводы, которые строят обычно в  районах ее добычи.  Затем

очищенная  нефть  поступает  на  нефтеперерабатывающие    заводы,    которые

Информация о работе Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность стран СНГ