Анализ рынка овощей РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:15, реферат

Описание работы

Овощи – незаменимые продукты питания, богатые минеральными веществами и витаминами. Ценность овощей определяется содержащимися в них биостимуляторами, минеральными и пряными веществами (витаминами, гормонами, ферментами, органическими кислотами). Овощеводство является одной из важных отраслей сельского хозяйства. Оно призвано удовлетворять потребности населения в свежей диетической продукции, а также в консервированных овощах в течение всего года.

Содержание работы

1. Особенности рынка овощей 3
2. Конъюнктура рынка 6
2.1 Производство овощей 6

2.2 Ценовая ситуация 9

2.3 Импорт 10

3. Государственное регулирование рынка овощей в России и странах ЕС 13
3.1 Регулирование рынка овощей в России 13

3.2 Регулирование рынков овощей в ЕС 14

4. Прогноз развития рынка овощей 16
Выводы и предложения 19
Список использованной литературы: 21

Файлы: 1 файл

Анализ рынка овощей в РФ.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3 - Потребительские  цены на основные виды овощей, руб./кг . 

       Потребительские цены на овощи оставались на довольно высоком уровне, и все же в отличие от цен на картофель имели тенденцию к снижению. Удешевление овощной продукции немного замедлилось в сентябре, но в октябре эта тенденция продолжилась. Однако в ноябре и декабре цены снова начали повышаться. В 2009 году в аналогичном периоде так же наблюдалось повышение потребительских цен, хотя их темпы были намного более медленными.

       Средние цены производителей по России  на овощи по итогам 2011 года сократились по всем позициям. Так, к концу года морковь подешевела на 39% до 11,90 руб/кг, капуста белокочанная – на 56% до 7,16 руб/кг, лук репчатый – на 35% до 10,85 руб/кг, помидоры тепличные – на 53% до 40,66 руб/кг, огурцы тепличные – на 66% до 33,91 руб/кг.

       Рисунок 6 - Динамика средних потребительских цен по России  на овощи в разрезе товарных групп с января 2010 года по ноябрь 2011 года, руб/кг

       2.3 Импорт

       Значительное  влияние на величину розничных цен  в межсезонье оказывает импорт овощей продукции. В это время, особенно перед массовой уборкой нового урожая, основные потребности населения в овощах покрываются за счет их импорта из других стран. Наибольший его объем приходится на 2 и 3 кварталы года (более 60%). В то же время снижение цен на импортируемые овощи сдерживает темпы роста розничных цен на внутреннем потребительском рынке и позволяет его разнообразить. Ассортимент импортируемых овощных культур достаточно широк. Основную долю в них составляют те виды продукции, которые производят в недостаточном количестве для внутреннего потребления, скоропортящиеся и не производимые в России совсем.

       Рассмотрим, как изменялись показатели импорта  овощей за последние несколько лет.

       Объем российского рынка овощей по итогам 2009 года вырос на 4%, тогда как годом  ранее рост рынка наблюдался на уровне 10,9%. Основную долю на российском рынке свежих овощей занимает картофель, при этом данный сегмент в основном состоит из российского производства, а доля импорта совсем незначительна.

       Согласно  маркетинговому исследованию мирового и российского рынка свежих овощей, проведенному компанией GLOBAL REACH CONSULTING, в 2009 г. отмечается падение импорта овощей, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, на 21%. В структуре импорта овощей преобладают помидоры, на втором месте находится лук, а третье место занимает картофель. Основные экспортеры овощей в нашу страну Голландия, Китай, Турция, Узбекистан.

       В экспорте свежих овощей основной объем  приходится на картофель. На втором месте, также как и в импорте, располагается  лук, при этом экспорт лука по итогам 2009 года значительно вырос (на 151%).

       Что касается цен на свежие овощи на российском рынке, то в первые пять месяцев 2010 г. наблюдается существенный рост цен на репчатый лук - плюс 57% к  аналогичному периоду 2009 г. и капусту. При этом существенно снизились цены на помидоры открытого грунта и свеклу.

Наименование  товаров 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2010 к 2009 г. в % 2009 г.в % к 2008 г.
тыс.тонн тыс.тонн тыс.тонн
Овощи 3314,0 2565,0 2843,7 129,2 90,2
из  них: картофель 710,0 396,9 574,3 178,9 69,1
капуста 250,0 182,0 246,5 137,4 73,8
кукуруза 36,5 38,0 361,7 96,1 10,5
масло подсолнечное 114,0 71,3 183,6 160,0 38,8
сахар-сырец 2086,0 1251,3 2415,7 166,7 51,8

 

     Таблица 4 –  Импорт овощей

     Общий объем импорта  овощей (без учета картофеля) по итогам 2011 года составил порядка 2,5 млн. тонн, что всего на 1% выше показателя предыдущего года. Увеличение объема импорта мы наблюдали в конце 2010 года – начале 2011 года из-за низкого урожая лета 2010 года. Увеличение производственных показателей 2011 года способствовали снижению планки на ввоз овощей уже во второй половине года. По итогам 2011 года на 25% вырос объем импорта томатов, доля которых составляет 29% от общего показателя ввоза товарной группы овощи (без учета картофеля). Положительную  динамику продемонстрировали также морковь и капуста – на 39% и 66% соответственно. На их долю суммарно приходится 26%. Объем поставок лука остался на уровне 2010 года – 0,5 млн. тонн (доля составляет 29%). Отрицательная динамика отмечена в отношении огурцов – на 15% меньше.

     Рисунок 7 –  Динамика объема импорта овощей (включая картофель) с января 2010 года по декабрь 2011 года, тыс. тонн

 

     

       3. Государственное регулирование рынка овощей в России и странах ЕС

       3.1 Регулирование рынка  овощей в России

       Правительство РФ утвердило список из 24 продовольственных  товаров, розничные цены на которые  могут регулироваться государством в случае резкого подорожания, а также правила госрегулирования цен на эти продукты.

       В перечень социально значимых продовольственных  товаров вошли и картофель, капуста, репчатый лук, морковь. Правительство  сможет устанавливать предельные цены на эти товары на срок не более 90 дней в том случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта или субъектов РФ рост розничных цен на данные продукты составит 30% и более.

       Министерство сельского хозяйства уже представило четкий план по насыщению внутреннего рынка отечественной овощной продукцией и снижению зависимости от импорта зимой и весной.  
В частности, запланированы мероприятия по развитию овощеводства в защищенном грунте, мелиорации, семеноводства. Продолжится поддержка отрасли по уже действующим направлениям - таким как субсидирование закупки элитных семян и инвестиционных кредитов на строительство и реконструкцию теплиц и овощехранилищ. Кстати, именно в Астрахани министр впервые заявила о создании логистических центров, которые как раз должны наладить сбыт.

       Напомним, что засуха прошлого года серьезно скорректировала цены на овощи, и здесь тоже государство приняло оперативные меры. Чтобы не допустить повышения цен в условиях товарного дефицита, Правительство РФ обнулило ставки ввозных таможенных пошлин на картофель, капусту и ряд других овощей. За счет импорта удалось снять напряжение по белокочанной капусте. Благодаря принятым мерам, а также собственным запасам, цены на капусту не росли, а снижались в Карелии, Санкт-Петербурге, Архангельской, Ленинградской, Вологодской, Псковской и Новгородской областях.

       3.2 Регулирование рынков  овощей в ЕС

       Меры  регулирования продуктовых рынков Европейского Союза направлены на повышение  уровня жизни сельского населения  и развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного  производства. Они включают как финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителей, так и рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, увеличение производства экологически чистой продукции.

       В основу регулирования продуктовых  рынков Европейского Союза (ЕС) положены следующие принципы:

  • отмена любых ограничений в торговле между странами ЕС;
  • применение единых цен на агропродовольственную продукцию и механизма, способствующего их стабилизации;
  • защита внутреннего рынка от конкурентоспособной продукции из третьих стран;
  • финансирование сельского хозяйства из единого фонда, формируемого за счет взносов стран-участниц.

       Способы регулирования продуктовых рынков стран ЕС зависят от видов сельскохозяйственной продукции — сырья для перерабатывающих отраслей промышленности. Для товаров, производство которых регулярно превышает внутренний спрос (зерно, сахарная свекла, молоко), используется система гарантированных закупочных цен. Специальные органы ЕС обязаны скупить излишки продукции у производителей по установленным ценам. Эти излишки могут храниться или в случае благоприятного изменения конъюнктуры рынка быть проданы. На рынках сахара и молока действует также система квот, которая предусматривает субсидирование произведенной сельскохозяйственной продукции в пределах квоты, устанавливаемой для каждого фермерского хозяйства. Что касается свинины, фруктов, овощей и столового вина, то на них распространяются субсидии на хранение и переработку, но отсутствуют гарантии закупки у производителей излишков этой продукции.

       В случае если международные обязательства не позволяют использовать импортные пошлины на ввоз агропродовольственной продукции, снижение внутренних цен ЕС до уровня более низких мировых цен на эту продукцию производится с помощью системы бонусов. Выплаты фермерам осуществляются в зависимости от объемов производства, посевных площадей, поголовья скота, уровня производственных издержек.

       Поскольку фрукты и овощи являются скоропортящейся  продукцией, регулирование этого  рынка осуществляется не столь жестко. Уже на первом этапе формирования общего рынка фруктов и овощей, органы ЕС возложили на ассоциации их производителей обязанности по сближению цен (на стадии производства) и обеспечению необходимого качества продукции. Ассоциации устанавливают цены, ниже которых они не хотят продавать свою продукцию. В свою очередь органы ЕС определяют границы, в которых та или иная ассоциация при назначении цен может действовать самостоятельно. Особенностью системы регулирования внешней торговли продовольствием в ЕС является то, что его принципы тесно увязаны с единой аграрной политикой, направленной на достижение конкурентоспособности западноевропейской сельскохозяйственной продукцией на мировом рынке, и то, что меры ограничения импорта тесно связаны с мерами поощрения экспорта продовольствия.

       Евросоюз  и Россия заключили соглашение о  максимально допустимом уровне пестицидов в фруктах и овощах. По итогам переговоров, Россия фактически ослабила свои требования и, таким образом, российские и европейские нормы унифицированы. Еврокомиссия предоставила в распоряжение российских властей "научные доказательства", чтобы убедить повысить верхнюю допустимую планку содержания пестицидов. Ежегодно ЕС поставляет в Россию фрукты и овощи на €2,3 млрд.

       4. Прогноз развития рынка овощей

       По  мнению экспертов, рынок свежих овощей и фруктов растет очень динамично: ежегодно на 20-30%. В основном, конечно, за счет импорта. Россия, занимающая 11-е место в мире по производству плодоовощной продукции и 2-е место в мире по объему производства картофеля, слишком мало внимания уделяет развитию собственного плодоовощного производства.

       Производство  овощей за последние 5 лет увеличилось  всего на 22%, а импорт за этот же период вырос почти в три раза.

       Причины этих тенденций следует искать в  опережающих темпах развития оптовой торговли, которая старается обеспечить возрастающие потребности еще более стремительно развивающихся розничных сетей. Оптовикам гораздо проще работать с импортной продукцией, которая поставляется крупными и средними компаниями в течение всего года. При этом импортная продукция соответствует всем требованиям по качеству и упаковке, в то время как большинство российских производителей хотели бы переложить функцию доработки, калибровки, упаковки и даже хранения овощей и фруктов на оптовую компанию.

       Справедливости ради нужно признать, что и отечественные фермеры научились выращивать качественный продукт и продавать его. Рынок становится более цивилизованным - появляются крупные оптовые компании, которые имеют собственную инфраструктуру для заготовки, транспортировки, упаковки, хранения и дистрибуции овощей и фруктов. Крупнейшими производителями плодоовощной продукции в России являются ЗАО "Агрокомбинат "Московский", "Агрокомбинат "Южный" и компания "Дмитровские овощи". Это крупные, в основном тепличные хозяйства, где овощи выращиваются круглый год.

       Свою  лепту вносят и владельцы приусадебных хозяйств. Продукт отечественных  производителей хорошо зарекомендовал себя на рынке. Покупатели уверены, что  российские овощи и фрукты выращены без применения вредных для здоровья веществ, хотя на самом деле это не всегда так. Видимо, поэтому на рынке наблюдается новая тенденция - в рознице импортные овощи и фрукты выдаются за отечественные.

Информация о работе Анализ рынка овощей РФ