Аграрное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Источники права — внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно—правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.

Содержание работы

1. Понятие, особенности, классификация источников аграрного права
2. Проблема кодификации аграрного законодательства.
3. Конституция РФ – основной источник аграрного права.
4. Законы субъектов РФ – источники аграрного права. Аграрное законодательство Красноярского края.
5. Проблема совершенствования качества аграрного законодательства.

Файлы: 1 файл

Аграрное право.docx

— 121.43 Кб (Скачать файл)

Данная система конституционных положений включает в себя нормы и принципы, направленные на то, чтобы обеспечить функционирование демонополизированного экономического пространства, в пределах которого не допускается монополизация и недобросовестная конкуренция в сфере экономической деятельности (п. 2 ст. 34). Конституционный принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности особенно важен в связи с созданием надлежащих общих правовых рамок для свободного функционирования продовольственного рынка, основанного на активной предпринимательской деятельности всех участников рыночных аграрных отношений, независимо от форм собственности. И поскольку к монополистическому рынку толкает сложившаяся в условиях административно-командной системы структура сельскохозяйственного и агропромышленного производства, реализация в аграрном праве конституционного принципа свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности взаимоувязана с разукрупнением предприятий АПК, получившим название коммерциализации, и реорганизацией колхозов и совхозов, организационно-управленческими реформами управления АПК.

Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц.

Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю — экономическую основу гражданского общества. Таким образом, в область конституционного права введены те институты гражданского общества, которые закрепляют порядок присвоения средств производства и результатов труда и создают условия для установления одинакового правового режима для различных форм собственности. Конституционное законодательство предусматривает не только юридическое равенство и одинаковую защиту всех собственников, но и устанавливает гарантии свободного выбора форм собственности, свободы предпринимательской деятельности. Объем конституционного регулирования отношений собственности определяется интересами общероссийского рынка.

Отражая глубокие изменения, происшедшие после 1990 г. в связи с устранением государственной монополии на земельную собственность, легализацией частной собственности на землю, Конституция РФ закрепляет важные условия для осуществления радикальной земельной реформы, демократизации земельного строя, формирования новой структуры производственных отношений на селе. Законодательная модель, сконструированная п. 2 ст. 9 Конституции РФ, отражает результаты трехлетней земельной реформы, перераспределения земельных ресурсов в пользу товарных крестьянских хозяйств и закрепляет состояние присвоенности земли и других природных ресурсов гражданами, их объединениям, государству, муниципальным органам не только в статике, но и в динамике.

Динамика института права собственности на землю проявляется в изменениях широкого круга земельных отношений, юридически опосредуемых институтами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю (п. 2 ст. 9). С включением в Конституцию положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности. На это указывается в п. 1 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающем специальную норму об охране частной собственности законом. Общие положения об охране права частной собственности как высшей ценности гражданского общества выдвигаются на первый план, излагаются в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» непосредственно после норм, закрепляющих право на свободное предпринимательство, предшествуют изложению вопроса о частной собственности граждан и юридических лиц на землю. В этом находит выражение конституционная характеристика гражданского общества, в рамках которого реализуется большая часть прав и свобод граждан, признанных неотчуждаемыми и принадлежащими им от рождения.

Конституционный статус гражданина в области земельных отношений пополнился таким существенным правом, как право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 36). Конституция исходит из более точного и адекватного экономического и юридического понимания земельной собственности как принадлежности земельного участка определенному субъекту (в данном случае гражданину или объединению граждан).

Конституция Российской Федерации оказалась перед необходимостью сделать выбор между двумя решениями. Первое решение состояло в том, чтобы установить частноправовой режим сельскохозяйственных земель, основанный на концепции абсолютного права частной собственности. Этому решению соответствовали предложения сохранить классическое понимание права земельной собственности как права владеть, пользоваться и распоряжаться наиболее абсолютным образом.

Второе решение состояло в отказе от принципа безграничности прав земельного собственника и его свободы. Согласно этому мнению потребность улучшения использования земли, стремление воспрепятствовать экономическими и правовыми мерами спекуляции землей, сосредоточению ее в огромных размерах в одних руках вызвали необходимость ввести конституционные ограничения правомочий собственников сельскохозяйственных земель.

В п. 2 ст. 36 Конституции РФ содержатся положения, в которых частная собственность на землю характеризуется как право владения, пользования и распоряжения землей. Собственник свободно осуществляет принадлежащие ему правомочия, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Введение таких ограничений, основанных на концепции социальных функций земельной собственности, при сохранении максимальной охраны и свободы собственности создает юридическую основу для формирования экономической системы, основанной на демократических принципах и началах рыночной экономики, регулирующем воздействии государства на земельный рынок.

Общей юридической базой формирования конституционного статуса работников сельского хозяйства в области трудовых отношений являются признание и гарантирование Конституцией Российской Федерации свободы труда. Каждый работник сельского хозяйства вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции). Право на свободный труд дополнено запретом принудительного труда.

Особое значение для правового регулирования трудовых отношений в сельском хозяйстве имеют положения п. 3 ст. 37 Конституции РФ, провозгласившего право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В число обязательных элементов права на труд включено конституционное требование о вознаграждении за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Это право дополнено требованием о недопустимости какой-либо дискриминации в вопросах оплаты труда. Содержание этого важнейшего конституционного права должно рассматриваться, таким образом, с учетом действия таких принципов взаимоотношения государства и личности, как равенство и полнота осуществления прав и свобод. В строгом соответствии с этими принципами устанавливается единообразное содержание права на оплату труда не ниже установленного государством минимального размера как для членов сельскохозяйственных акционерных обществ, товариществ, кооперативов, работников государственных сельскохозяйственных предприятий, так и для наемных работников крестьянских (фермерских) хозяйств.

Впервые в Конституцию РФ введены положения, обеспечивающие право на защиту граждан от безработицы (п. 3 ст. 37).

Обновление конституционного статуса работников сельского хозяйства проявляется также в предоставлении каждому гражданину права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Объектом конституционного регулирования в данном случае является также право на забастовку (п. 4 ст. 37).

Конституция гарантирует всем лицам, работающим по договорам, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (п. 5 ст. 37).

В последнее время стала доминирующей тенденция судебного разрешения судами общей и специальной юрисдикции споров сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, что нашло отражение в п. 1 ст. 46 Конституции, провозгласившей гарантии каждого гражданина на судебную защиту его прав и свобод. Эта эволюция законодательства, связанная с расширением сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан достаточно полно отражена в п. 2 ст. 46 Конституции, закрепившем право на обжалование в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Беспрепятственность осуществления прав и законных интересов участников имущественного оборота, в том числе субъектов рыночных аграрных отношений, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты ГК РФ (п. 1 ст. 1) возводит в ранг принципа, на котором строится рыночное законодательство.

  1. Законы субъектов РФ – источники аграрного права. Аграрное законодательство Красноярского края.

Коротко остановимся на иных характеристиках качества аграрных законов. Закон должен отличаться ясностью, краткостью, конкретностью, простотой применения и понимания терминов. Этот языковой аспект нельзя недооценивать. Например, в п.1 ст.4 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" сказано: "Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку". Такая запись, что право на получение земельного участка имеет гражданин, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию (курсив наш. - В. В.), приводила к барьеру на пути создания крестьянского хозяйства (например, человек всю жизнь проработал в колхозе разнорабочим, имел богатейший опыт работы в сельском хозяйстве, но не имел сельскохозяйственной квалификации и как итог - не мог создать крестьянское хозяйство). Логическая характеристика качества закона основывается на таких свойствах, как определенность, последовательность, отсутствие противоречий как в отдельно взятом нормативном акте, так и в соотношении с иными нормативными актами. Недооценка этого приводит к серьезным правовым последствиям. Например, 26 марта 1996 года было утверждено Временное положение о размещении государственного заказа на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Федеральный фонд продовольствия на конкурсной основе*(13). В нем прямо было указано, что этот нормативный документ разрабатывался в соответствии с ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Но при сопоставлении этих двух нормативно-правовых актов обнаруживается обратная картина - их несоответствие друг другу. Если в Федеральном законе предусматривается возможность проведения конкурсов (п.4 ст.5), то во Временном положении содержится уже императивная норма: "государственные заказчики на конкурсной основе осуществляют выбор товаропроизводителей" (п.3). Если в Федеральном законе содержится общая норма в отношении вида договора, который может быть заключен по результатам торгов, то во Временном положении - императивная норма (речь идет о "государственном контракте", о котором в тексте ФЗ нет ни слова). Социальная характеристика качества закона предполагает адекватное отражение в нем явлений социальной и экономической жизни общества, а также прогнозирование на будущее возможных путей развития различных явлений. Политическая характеристика качества закона, особенно в аграрной сфере экономики, всегда присутствует, так как главная задача аграрного законодательства - правовое регулирование отношений, направленных на обеспечение населения продовольствием, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем. Таким образом, любой аграрный закон будет иметь достаточно высокое качество, если при его разработке и принятии будут учитываться все перечисленные характеристики качества закона в совокупности. (В.А. Власов, заместитель декана юридического факультета Красноярского государственного аграрного университета "Журнал российского права", N 10, октябрь 2001 г).

  1. Проблема совершенствования качества аграрного законодательства.

Правовое обеспечение аграрной и земельной реформ в России осуществляется путем активного воздействия правовых норм на развитие агропромышленного комплекса, совершенствование общественных отношений на селе, улучшение государственного регулирования и управления сельским хозяйством и АПК в целом. Эти сложные задачи решаются в рамках всех отраслей российского права. Но особая роль при этом принадлежит российскому аграрному праву, регулирующему органический комплекс тесно взаимосвязанных между собой аграрных отношений: земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих. На правовое обеспечение аграрной реформы на первом ее этапе были направлены принятые в 1990—1993 гг. Земельный кодекс РСФСР, Законы Российской Федерации “О земельной реформе”, “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, “О собственности”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О социальном развитии села” и др. На осуществление земельной и углубление аграрной реформ нацелены и Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы”, обязавший колхозы и совхозы до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой правовой статус в соответствие с Законом Российской Федерации “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, с другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке, а также Указ от 27 октября 1993 г. “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, потребовавший установления равноправного развития различных форм хозяйствования, самостоятельности сельских товаропроизводителей и усиления государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях перехода к рыночной экономике. На достижение этих же целей направлен и пакет постановлений Правительства Российской Федерации, в числе которых особо следует выделить Постановления от 29 декабря 1991 г. “О порядке реорганизации колхозов и совхозов”, от 6 марта 1992 г. “О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации” и от 4 сентября 1992 г., утвердившие “Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий”. В эти же годы активно формировалось аграрное и земельное законодательство, принимаемое на уровне субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что все названные нормативные правовые акты, безусловно, способствовали завершению первого этапа аграрной реформы и положили начало другим аграрным преобразованиям в российской деревне. Вместе с тем в ходе претворения в жизнь основных положений этих нормативных актов выявились и причины, тормозящие или замедляющие процесс аграрной реформы. Речь идет о несовершенстве ряда законодательных актов, принятых в Российской Федерации либо ее субъектах, не проработанности механизмов их реализации и контроля, что ослабило правовую базу проведения аграрной реформы, снизило ее эффективность. В частности, недооценены потенциальные возможности сельскохозяйственной кооперации в аграрных преобразованиях и вследствие этого наметилось отставание от потребностей практики правового регулирования организации и деятельности различных видов сельскохозяйственных кооперативов. Необходимо существенно уточнить по ряду позиций правовое положение хозяйственных обществ и товариществ и особенно крестьянских (фермерских) хозяйств (состав крестьянского хозяйства и его правосубъектность, право собственности крестьянского хозяйства на землю и другое имущество и т. п.). Совершенно не определенным в законодательстве оказалось и правовое положение 16 млн. личных подсобных хозяйств граждан России, производящих в настоящее время более половины всей валовой сельскохозяйственной продукции. Все это обусловливает необходимость продолжить процесс обновления аграрного (сельскохозяйственного) законодательства в соответствии с теми изменениями, которые произошли, происходят и будут происходить в сельском хозяйстве и АПК в период перехода к рыночной экономике. Перед российской аграрно-правовой наукой встает ряд требующих разработки теоретических и практических вопросов, связанных с дальнейшей систематизацией и кодификацией аграрного законодательства. Одним из них является вопрос о самом понятии аграрного законодательства как предмете систематизации и кодификации. Некоторые авторы отождествляют понятия “сельскохозяйственное законодательство”, “законодательство о сельском хозяйстве”, “аграрное законодательство”. Однако указанные понятия не являются тождественными. Большинство ученых рассматривают законодательство о сельском хозяйстве в отличие от сельскохозяйственного (аграрного) законодательства, как своего рода конгломерат, законодательный массив, совокупность правовых актов самых различных отраслей права, имеющих отношение к регулированию отношений в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственное же законодательство образуют нормативно-правовые акты, включающие нормы права, регулирующие аграрные отношения, складывающиеся в процессе производственно-хозяйственной и иной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Принятие на всенародном референдуме в декабре 1993 г. новой Конституции Российской Федерации открыло новый этап развития аграрного законодательства. При этом особо следует выделить нормы самой Конституции Российской Федерации, способствующие проведению аграрных преобразований в стране. Это, прежде всего п. 2. ст. 8 Конституции, где признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы согласно п. 2. ст. 9 Конституции также “могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации). Развитию предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, безусловно, способствует записанное в ст. 34 Конституции Российской Федерации положение о том, что “каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности”. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Информация о работе Аграрное право