Контрольная работа по «Аграрное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Система управления сельским хозяйством имеет многоуровневую структуру и включает: республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Первый уровень представлен органами общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь. Существенную роль в регулировании аграрных отношений играет Президент Республики Беларусь.

Содержание работы

Охарактеризуйте систему и компетенцию органов государственного управления и регулирования сельского хозяйства и АПК …………….
Охарактеризуйте понятие и особенности правового регулирования селекционной деятельности……………………..……………………….
Задача………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

аграрное.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)


 

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Кафедра государственного права

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Аграрное право»

Вариант 3

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4-го курса

Специальности «правоведение»

Группа 722-з

Страх Е.О.

 

Проверил преподаватель:

К.ю.н, доцент Манкевич И.П.

 

 

 

 

 

Минск,2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Охарактеризуйте систему и компетенцию органов государственного управления и регулирования сельского хозяйства и АПК …………….

2.      Охарактеризуйте понятие и особенности правового регулирования селекционной деятельности……………………..……………………….

3.      Задача………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………….

 

3

 

7

11

16

 

 


1. Охарактеризуйте систему и компетенцию органов государственного управления и регулирования сельского хозяйства и АПК

 

Система управления сельским хозяйством имеет многоуровневую структуру и включает: республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Первый уровень представлен органами общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь. Существенную роль в регулировании аграрных отношений играет Президент Республики Беларусь. Органы специальной компетенции можно разделить на отраслевые (Министерство сельского хозяйства и продовольствия) и функциональные, которые осуществляют регулирование лишь отдельных видов общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности и, как правило, по согласованию с органом отраслевой компетенции (например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др.).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее — Минсельхозпрод) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Минсельхозпрод в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и Положением [5].

Главными задачами Минсельхозпрода являются:

-         проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства, регулирование и координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере;

-         совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

-         создание условий для комплексного развития агропромышленного производства, приватизации, развития всех форм собственности;

-         обеспечение внедрения достижений науки и техники в производство;

-         осуществление мероприятий по повышению экономического воздействия на эффективность сельскохозяйственного производства и отраслей промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;

-         создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабжения населения республики продуктами питания;

-         повышение эффективности и конкурентоспособности экспорта, развитие товаропроводящей сети предприятий отрасли за рубежом;

-         привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для проведения технического перевооружения и модернизации производств организаций, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;

-         обеспечение выполнения основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, в том числе экспорта, импорта и сальдо внешней торговли организациями, подчиненными Минсельхозпроду.

Минсельхозпрод в соответствии с возложенными на него главными задачами:

-         в пределах действующего законодательства Республики Беларусь координирует развитие деятельности сельскохозяйственных, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сельское хозяйство организаций, независимо от форм собственности рыбохозяйственную деятельность республиканских органов государственного управления, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, путем использования своих прав и экономических рычагов; в установленном порядке осуществляет экономические реформы;

-         обеспечивает изучение рынка сельскохозяйственной продукции и средств для ее производства, разрабатывает предложения по насыщению его продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, организует работу по воспроизводству рыбы и водных беспозвоночных, сохранению и восстановлению среды их обитания;

-         взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов, принимает совместно с ними меры по совершенствованию развития сельскохозяйственного производства и отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства, ведением рыболовного хозяйства, а также согласовывает в установленном порядке положения о комитетах по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов;

-         принимает участие в разработке и реализации государственных программ, а также направлений развития экономики на перспективу;

-         обеспечивает проведение финансово-кредитной и ценовой политики;

-         осуществляет правовое обеспечение и координацию нормотворческой деятельности организаций, находящихся в его подчинении, разрабатывает по поручению Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и по собственной инициативе проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, международных договоров Республики Беларусь по вопросам, относящимся к компетенции Минсельхозпрода;

-         в установленном законодательством порядке осуществляет руководство подчиненными организациями, принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации указанных организаций, утверждении их уставов, а также осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в управление Минсельхозпрода акциями (долями в уставном фонде) юридических лиц негосударственной формы собственности согласно приложению; определяет основные направления научно-технического развития сельского хозяйства и отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства, и пути их реализации; оказывает содействие организациям, находящимся в подчинении Министерства, в вопросах развития изобретательства и рационализации и т.д.

 

 

 

 


2. Охарактеризуйте понятие и особенности правового регулирования селекционной деятельности

 

В юридической научной и учебной литературе не сложилось единого и четкого понятия «селекционная деятельность». Она рас­сматривается как совокупность приемов и действий по целенаправ­ленному изменению и созданию новых биологических объектов, имеет целью создание новых сортов растений и пород животных и трансформацию имеющихся сортов и пород для повышения их качественных и количественных характеристик.

С позиции структуры аграрного права селекционную деятель­ность предложено рассматривать как институт селекционного пра­ва, представляющий собой группу правовых норм, направленных на правовое обеспечение научно-технического прогресса в сель­ском хозяйстве. Не оспаривая целевое содержание селекцион­ной деятельности и направленность правового ее регулирования, уместно отметить, что в этих определениях селекционная деятель­ность в правовом аспекте сужена до рамок правовой охраны селек­ционных достижений.

Однако селекционную деятельность правильнее рассматривать в более широком плане как по целям и масштабам, так и по сфере правового регулирования. И с этой позиции селекционная деятель­ность — комплексный объект правового регулирования, включаю­щий в себя не только создание селекционных достижений, но и их внедрение в производство через элитное семеноводство, племенное животноводство, генно-инженерную деятельность, которые нераз­рывно связаны между собой.

Большое значение для комп­лексного регулирования аграрных отношений имеют правовые нормы, включенные в законодательство других отраслей права. Совокупность таких норм, составляющую гл. 64 ГК [3], необходимо знать прежде всего в процессе изучения курса «Аграрное право», так как селекцион­ная деятельность в широком ее понимании является фундаментом, первоосновой всего сельского хозяйства, где бы оно ни велось — в крупных сельскохозяйственных организациях или в личном под­собном хозяйстве, в коллективном садоводстве или в огородни­честве. А главное — вся деятельность по реализации норм гл. 64 ГК регулируется актами аграрного законодательства, не только носящими процессуальный и организационно-правовой характер, но и содержащими нормы материального права.

В соответствии со ст. 1003 ГК права на новые сорта растений и новые породы животных (селекционные достижения) охраняются при условии выдачи патента. Селекционным достижением в растениеводстве признается сорт растения, полученный искусственным путем или путем отбора и имеющий один или несколько существенных признаков, которые отличают его от существующих сортов растений. Селекционным достижением в животноводстве признается порода, то есть целостная многочисленная группа животных общего происхождения, созданная человеком и имеющая генеалогическую структуру и свойства, которые позволяют отличить ее от иных пород животных этого же вида, и количественно достаточная для размножения в качестве одной породы [3].

Статья 1004 ГК закрепляет, что автор селекционного достижения вправе определить его название, которое должно отвечать требованиям, установленным законодательством о селекционных достижениях, и подлежит одобрению государственным органом, ведающим испытанием и охраной селекционных достижений.

При производстве, воспроизводстве, предложении к продаже, продаже и иных видах сбыта охраняемых селекционных достижений применение зарегистрированных для них названий обязательно. Присвоение произведенным и (или) продаваемым семенам, племенному материалу названия, отличающегося от зарегистрированного, не допускается.

Присвоение названия зарегистрированного селекционного достижения не относящимся к нему произведенным и (или) продаваемым семенам и племенному материалу является нарушением прав патентообладателя и селекционера.

Обладателю патента на селекционное достижение принадлежит исключительное право на использование этого достижения в пределах, установленных законом.

Действие патента на селекционное достижение начинается со дня регистрации достижения в государственном реестре охраняемых селекционных достижений и выдачи патента и продолжается в течение двадцати лет.

Законом могут быть установлены более длительные сроки действия патента для отдельных видов селекционных достижений.

Патент выдается автору селекционного достижения. Если се­лекционное достижение является служебным, т. е. получено работ­ником (его автором) в порядке выполнения своих трудовых обя­занностей или конкретного задания работодателя, то последнему принадлежит исключительное право на селекционное достижение, когда договором не предусмотрено иное. Такое же правило действу­ет и в случае, когда селекционное достижение создано, выведено или выявлено по заказу. В таких случаях автор селекционного достиже­ния (работник) имеет право на получение от нанимателя возна­граждения за использование его селекционного достижения в раз­мере и на условиях, определенных по соглашению между ними.

В качестве объектов интеллектуальных прав на селекционные до­стижения законодательством закрепляются сорта растений и породы животных, которые зарегистрированы в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, и даются понятия и юри­дические их характеристики. Это очень важно, поскольку в законах о семенах и племенном животноводстве, а также в связанных с ними иных нормативных правовых актах, эти понятия не раскрываются.

Действующим законодательством установлены следующие критерии охраноспособности (признаки) селекционного достиже­ния: новизна, отличимость, однородность, стабильность.

Информация о работе Контрольная работа по «Аграрное право»