Теоретический обзор особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы определяется необходимостью изучения механизмов нарушения психической деятельности при травме головного мозга. Проблема нарушения памяти при травме головного мозга в литературе представлена крайне недостаточно.
Цель, задачи, методики исследования:
Целью данного исследования является изучение особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Задачи:
1. Исследовать особенности памяти у детей старшего школьного возраста с черепно-мозговой травмой.
2. Провести теоретический обзор особенностей памяти после черепно-мозговой травмы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные проблемы нарушений памяти при черепно-мозговой травм.5
1.1 Память как высшая психическая функция………………………………….5
1.2 Травмы головного мозга……………………………………………………..8
1.3 Особенности физиологического и психологического роста детей старшего школьного возраста …………………………………………………11
Глава 2. Теоретический обзор особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы………………………………………..14
2.1 Расстройство памяти у детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы……………………………………………………...14
2.2. Исследование памяти после черепно-мозговой травмы детей старшего школьного возраста в нейропсихологии………………………………………16
2.3 Последствия легкой черепно-мозговой травмы у детей старшего школьного возраста……………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по чмт (1).doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные проблемы нарушений памяти при черепно-мозговой травм.5

     1.1 Память как высшая психическая функция………………………………….5

1.2 Травмы головного  мозга……………………………………………………..8

1.3 Особенности физиологического и психологического роста детей старшего школьного возраста …………………………………………………11

Глава 2. Теоретический обзор особенностей  памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы………………………………………..14

2.1 Расстройство памяти  у детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы……………………………………………………...14

2.2. Исследование памяти после черепно-мозговой травмы детей старшего школьного возраста в нейропсихологии………………………………………16

2.3 Последствия легкой черепно-мозговой травмы у детей старшего школьного возраста……………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы………………………………………….......28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При всякой травме, голова таит в себе опасность будущих осложнений. В настоящее время черепно-мозговая занимает одно из ведущих мест в поражении головного мозга и наиболее широко распространена в молодом трудоспособном возрасте, а тяжелые формы нередко приводят к летальному исходу или инвалидности.

В связи с ускорением темпа жизни проблема черепно-мозговых травм вообще и психических расстройств при них в частности становится все более актуальной. Наиболее частая причина этой группы расстройств – морфологические структурные повреждения головного мозга в результате черепно-мозговой травмы.

Черепно-мозговая травма особенно опасна будущими осложнениями. Вследствие повреждения головного  мозга изменяются физико-химические свойства головного мозга и процессы метаболизма, в целом расстраивается нормальная жизнедеятельность всего организма.

Статистические данные свидетельствуют о том, что, через  год после закрытой черепно-мозговой травмы у 81,43% детей обнаруживаются ее последствия и при этом примерно 20% пострадавших в дальнейшем не могут  приступить к нормальной трудовой деятельности. Эта неутешительная статистика заставляет уделять максимальное внимание профилактике и лечению черепно-мозговой травмы у детей.

Актуальность  работы определяется необходимостью изучения механизмов нарушения психической  деятельности при травме головного мозга. Проблема нарушения памяти при травме головного мозга в литературе представлена крайне недостаточно.

Цель, задачи, методики исследования:

Целью данного исследования является изучение особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Задачи:

1. Исследовать  особенности памяти у детей старшего школьного возраста с черепно-мозговой травмой.

2. Провести  теоретический обзор особенностей памяти после черепно-мозговой травмы.

Предмет исследования: особенности нарушения памяти у детей старшего школьного возраста с травмой головы.

Объект исследования: дети старшего школьного возраста

Глава 1. Основные проблемы нарушений памяти при черепно-мозговой травме

1.1 Память как высшая  психическая функция

Памятью называется сохранение информации о раздражителе после того, как его действие уже прекратилось.

Память включает ряд процессов: прежде всего это  запечатление (запоминание) и последующее  узнавание или воспроизведение.

Это общее  определение памяти подходит к самым различным ее проявлениям. В настоящее время различают память как биологическую функцию и память как функцию психическую (или нервно-психическую).

Блонский  П.П. исследовал память как биологическую функцию - это, прежде всего память филогенетическая, или наследственная, которая определяет строение каждого организма в соответствии с историей его вида. Биологическая память существует не только в филогенетической, но и в онтогенетической форме. К последней относятся, например, явление иммунитета, приобретаемого в процессе онтогенеза, и многие другие явления, протекающие на элементарных физиологическом и даже клеточном уровнях. Память как психическая функция тоже относится к онтогенетической памяти. [1].

Основными характеристиками памяти как биологической и психической функции являются длительность формирования следов, их прочность и продолжительность удержания, объем запечатленного материала, точность его считывания и, наконец, особенности его воспроизведения.

В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры.

По длительности процессы памяти подразделяются на три категории: так называемая мгновенная память - кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд; кратковременная память - процессы запечатления, которые длятся несколько минут; долговременная память - длительное (возможно в течение всей жизни) сохранение следов.

Предполагается, что в основе этих видов памяти лежат разные механизмы (физиологические, структурные и др.). Память как  психическая функция, помимо перечисленных, характеризуется еще рядом других параметров.

Во-первых, процессы памяти можно характеризовать с  точки зрения их модальности. Мнестические процессы могут протекать в разных анализаторных системах; соответственно выделяют разные модально-специфические  формы памяти: зрительную, слуховую, тактильную, двигательную (или моторную), обонятельную и др. Существует также аффективная, или эмоциональная память, или память на эмоционально окрашенные события. Разные формы памяти характеризуют работу различных систем и имеют отношение к разным модальностям или качеству раздражителя.

Второй параметр памяти как психической функции - это уровень управления или регуляции  мнестическими процессами. Как и  все другие высшие психические функции, память характеризуется произвольным и непроизвольным уровнями реализации (запоминания и воспроизведения материала), т.е. существует произвольная и непроизвольная память. Именно в произвольной форме память выступает как особая мнестическая деятельность.

Третий параметр - это характеристика памяти с точки  зрения ее семантической организации. Согласно этому параметру, память подразделяется на неосмысленную (механическую) и семантически организованную (семантическую). Эти три основных параметра характеризуют процессы памяти у человека.

В настоящее время  Ляудис В.Я предложил следующую классификацию памяти:

1. По ведущему анализатору  выделяют: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

2. По характеру психической  активности, преобладающей в деятельности  различают: двигательную, эмоциональную,  образную и вербальную или словесно-логическая;

3. По форме психической  активности - непроизвольная и произвольная;

4. По продолжительности  протекания процесса - мгновенная  или иконическая, кратковременная,  долговременная, оперативная [15].

Специфические виды памяти. В ходе совершенствования механизмов адаптации развились и упрочились более сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.

По мнению Глезера  В.Д. двигательная память - это запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений и систем, она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, физической ловкости человека. Эмоциональная память - это память на чувства связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Так же непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Образная память - это память на представление, восприятие объекта. Запечатление произведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа [3].

Образная память бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов образной памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление - эйдетизм - выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д.

Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или вербальная) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. В словесно-логической памяти ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

По характеру целей  деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание и воспроизведение происходит без усилий, во втором - в результате осознанной мнемической деятельности. Очевидно, что эти процессы имеют разное мозговое обеспечение. Непроизвольная память является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной памяти, которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент. У детей, дошкольников и младших школьников преобладает непроизвольная память.

Таким образом: 1) Память - это сложный психический процесс, включающий запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

2) Память позволяет  накапливать, сохранять и впоследствии  использовать личный жизненный  опыт, в ней хранятся наши знания, умения и навыки.

3) Все психические процессы осуществляются с непосредственным участием памяти, т.е. каждая психическая функция имеет свой мнемический аспект.

 

1.2 Травмы головного  мозга

Травматические  повреждения головного мозга  делят, как и все другие травмы, да закрытые, при которых целость кожных покровов не нарушена, и открытые, сопровождающиеся нарушением целости кожных покровов.

Головной  мозг хорошо защищен от воздействия  на него механических травм. Кости черепа крепки и эластичны. Твердая мозговая оболочка, состоящая из плотной соединительной ткани, окутывая головной мозг со всех сторон и отдавая от себя отростки, делящие полость черепа на отдельные камеры, также защищает мозг от повреждения. Особенно велико в этом отношении значение цереброспинальной жидкости, выполняющей желудочки, цистерны и субарахноидальное пространство головного мозга. Скопления жидкости играют роль буфера при сотрясениях мозга.

 Ляудис В.Я предлагал рассматривать все виды закрытых травматических повреждений головного мозга как единую нозологическую форму, поскольку все они имеют общую этиологию и одинаковый патогенез. Целесообразно только различать легкую и тяжелую формы травматической болезни. Травматическое поражение головного мозга только начало сложного и длительного процесса, отдельные фазы которого развертываются во времени с определенной последовательностью [15].

Сотрясение  мозга вызывает нарушение функции  головного мозга без грубых деструктивных  изменений самого вещества его. Причиной сотрясения мозга является сильный  удар по голове каким-нибудь травмирующим орудием или удар головой о какой-нибудь предмет, или общее сотрясение всего тела при падении .

Патологическая  анатомия. В тяжелых случаях сотрясения головного мозга, оканчивающихся летально, находят венозный застой, гиперемию  мягкой мозговой оболочки, отечность мозгового вещества и рассеянные мелкие кровоизлияния.

 Патогенез. По мнению Репкина В.В. каждая более или менее значительная травма головы сопровождается расстройством крово - и ликворообращения в головном мозгу. Сотрясение мозга вызывает рефлекторное расширение мелких сосудов, замедление тока крови в них, а кое-где и временную остановку кровотока. Ткань мозга некоторое время плохо питается, недостаточно снабжается кислородом, что нарушает ее функцию, а в особенно тяжелых случаях иногда ведет и к структурным изменениям. Травма вызывает раздражение сосудистого сплетения, гиперсекрецию ликвора и одновременно нарушение всасывания его вследствие деформации, смещения ликворных путей и изменения давления в венозных капиллярах. Происходит нарастание внутривенного, внутри мозгового и внутричерепного давления. В патогенезе клинических симптомов сотрясения мозга играют роль не только механические факторы, но и явления биохимического и биофизического порядка (аноксемия, нарушение проницаемости сосудистой стенки, повышение внутрикапиллярного давления, нарушение осмотического равновесия), ведущие, в конечном счете, к отеку мозга. Необходимо подчеркнуть, что вызванные коммоцией изменения могут надолго привести сосудистую и ликворную систему головного мозга в состояние патологической реактивности [18].

Большую роль в патогенезе закрытой травмы играют нейродинамические сдвиги в деятельности различных образований головного  мозга (коры, подкорки, ретикулярной формации, диэнцефальных систем), возникающие в соответствии с закономерностями взаимной индукции, запредельного торможения и другими механизмами.

Информация о работе Теоретический обзор особенностей памяти детей старшего школьного возраста после черепно-мозговой травмы