Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 50 ответов на вопросы по дисциплине "Анатомия"

Файлы: 1 файл

Билеты Возрастная анатомия, физиология, гигиена (дошфак).docx

— 239.46 Кб (Скачать файл)

В коже заложены 4 вида рецепторов: тактильные, тепла, холода, боли.

Благодаря кожной чувствительности человек  получает представление о плотности, упругости тел, их поверхности, форме, температуре.

У младшего школьника осязание развито  лучше, чем у взрослых. Этому способствует тонкость кожи и хорошая податливость тренировке. Для кожных рецепторов тактильного чувства младшего школьника  присуще свойство адаптации к  непрерывному раздражению.

Температурная чувствительность воспринимается рецепторами тепла и холода, заложенными  в коже и в слизистой оболочке носа, рта и других отделах пищеварительного тракта. Температурные рецепторы  у младшего школьника распределены неравномерно (как и у взрослого). Наибольшее количество в коже живота, меньше – в коже груди и еще  меньше в коже конечностей. При этом открытые части тела менее чувствительны  к холоду, чем закрытые, что объясняется  привыканием и закалкой.

Болевая чувствительность воспринимается специальными рецепторами кожи и  слизистых оболочек. Они возбуждаются при воздействии механических, химических, температурных и электрических  раздражений. Иногда же ощущение боли возникает при раздражении или  заболевании внутренних органов. В  большинстве случаев это единственный сигнал заболевания внутренних органов  и их систем. На все болевые раздражения  дети младшего школьного возраста имеют  такую же чувствительность, как и  взрослые.

Рефлекторные реакции в ответ  на тактильные раздражения впервые  появляются на 8-й неделе внутриутробного  развития.

Величина порогов тактильной чувствительной у новорожденных в 7-14 раз выше, чем у взрослых. С возрастом  до 18-25 лет происходит уменьшение порога. Очень резкое снижение его происходит сразу после рождения.

Болевые реакции при раздражении  кожи возникают еще в период внутриутробного  развития и сразу же после рождения ребенка оказываются отчетливо  выраженными.

У новорожденного ребенка действие температурных раздражителей вызывает безусловно-рефлекторные реакции, проявляющиеся  в общем двигательном беспокойстве, крике, задержке дыхания.

 

27.

Основной функцией органов слуха  является восприятие колебаний воздушной  среды. Органы слуха тесно связаны  с органами равновесия. Рецепторные  аппараты слуховой и вестибулярной  системы расположены во внутреннем ухе.

Слуховые восприятия очень тесно  связаны с речью – ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность, хотя речевой  аппарат у него абсолютно нормален.

Орган слуха. Орган слуха человека состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.

Наружное ухо служит для улавливания  звуков, его образуют ушная раковина и наружный слуховой проход. Определение  направления звука у человека связано с бинауральным слухом, т. е. со слышанием двумя ушами. Любой  боковой звук поступает в одно ухо раньше, чем в другое. Разница  во времени (несколько долей миллисекунды) прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность  определить направление звука. При  поражении одного уха человек  определяет направление звука вращением  головы.

Наружное и среднее ухо разделяются  барабанной перепонкой, представляющей собой тонкую соединительно-тканную  пластинку. Среднее ухо представляет собой барабанную полость, которая  имеет форму маленького плоского барабана с туго натянутой колеблющейся перепонкой и слуховой трубой. В  полости среднего уха находятся  сочленяющиеся между собой слуховые косточки – молоточек, наковальня и  стремечко.

Внутреннее ухо находится в  каменистой части височной кости  и представляет собой костный  лабиринт, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани, который  как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму.

В коре больших полушарий находится  несколько слуховых центров. Некоторые  из них (нижние височные извилины) предназначены  для восприятия более простых  звуков – тонов и шумов. Другие связаны со сложнейшими звуковыми  ощущениями, которые возникают в  то время, когда человек говорит  сам, слушает речь или музыку.

Для слухового анализатора звук является адекватным раздражителем. Звуковые волны возникают как чередование  сгущений и разрежений воздуха и  распространяются во все стороны  от источника звука. Все вибрации воздуха, воды или другой упругой  среды распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы).

У новорожденных полость среднего уха заполнена амниотической  жидкостью. Это затрудняет колебания  слуховых косточек. Со временем жидкость рассасывается, и вместо нее из носоглотки через евстахиеву трубу проникает  воздух. Новорожденный ребенок при  громких звуках вздрагивает, у него изменяется дыхание, он перестает плакать. Более четким слух у детей становится к концу второго – началу третьего месяца.

Острота слуха определяется наименьшей силой звука, вызывающей звуковое ощущение. Это так называемый порог слышимости. Наибольшая острота слуха достигается  к 14–19 годам.

 

 

 

 

 

 

28.

Ребенок рождается видящим, но четкое, ясное видение у него еще не развито. В первые дни после рождения движения глаз у детей не координированы. Так, можно наблюдать, что у ребенка  правый и левый глаз двигаются  в противоположных направлениях или при неподвижности одного глаза второй свободно двигается. В  этот же период наблюдаются некоординированные движения век и глазного яблока. Становление координации зрения происходит ко второму месяцу жизни. Слезные железы у новорожденного развиты нормально, но плачет он без  слез – отсутствует защитный слезный  рефлекс из-за недоразвития соответствующих  нервных центров. Поле зрения у детей  значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается  и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного  анализатора. Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться  с 5 месяцев. Это способствует совершенствование  координации движения глаз, фиксация взора на предмете, улучшение остроты  зрения, взаимодействие зрительного  с другими анализаторами (особо  важную роль играет тактильная чувствительность).

В интервале между 6 и 9 месяцем ребенок  приобретает способность стереоскопического восприятия пространства, возникает  представление о глубине и  отдаленности расположения предметов. Специфическая реакция зрительного  анализатора на различные цвета  у детей наблюдается сразу  после рождения. Методом условных рефлексов установлено дифференцирование  цветовых раздражителей с 3 – 4 месяцев.

Зрительный анализатор состоит  из воспринимающей части (сетчатка), проводящих путей, подкорковых центров и  высших зрительных центров в затылочных долях коры больших полушарий.

Основная функция – различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых  объектов, помогает регулировать положение  тела и определять расстояние до объекта.

Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами. Позволяет ощущать  рельефные изображения предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании предметов.

Аккомодация – приспособление глаза  получению отчетливого изображения  на сетчатке на различных расстояниях.

 

29.

Вкусовой анализатор представлен рецепторными вкусовыми клетками, которые сосредоточены на вкусовых сосочка языка в виде вкусовых луковиц. Количество вкусовых луковиц на  сосочках составляет  2000. В составе вкусовой луковицы 3 вида клеток: вкусовые (рецепторные), опорные и базальные (регенеративные).

Рецепторы обеспечивают восприятие 4 вкусовых качеств: соленого, сладкого,  кислого, горького. Их рецептивные поля имеют разную площадь и локализацию  на поверхности языка. Разное сочетание  этих вкусовых ощущений позволяет ориентироваться  в широкой гамме вкусов  пищи. Множество  вкусовых ощущений обусловлено  раздражением не только вкусовых, но и  тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. Поэтому в норме вкусовые ощущения получаются при взаимодействии вкусового и обонятельного анализаторов.

В эмбриогенезе закладка вкусовых почек  у человека происходит на восьмой  неделе развития зародыша, а к шестому  месяцу формирование вкусовой сенсорной  системы завершается. Новорожденный  ребенок сразу имеет возможность  оценивать вкусовые качества пищи. После 80 лет большинство людей  теряет обоняние, поэтому и вкусовые ощущения кажутся другими.

Обонятельный  анализатор. Орган обоняния – периферический аппарат обонятельного анализатора, который лежит в верхнем отделе полости носа. Часть слизистой носа, покрывающая верхнюю носовую раковину и верхний отдел носовой перегородки, называется обонятельной областью слизистой носа. Эта область площадью 1-3 см2 отличается желто-коричневым цветом  из-за содержания в нем обонятельных Боуменовых  желез, выделяющих слизь. Эпителий здесь называется обонятельным и является рецепторным аппаратом обонятельного анализатора. В составе эпителия находится 3 вида клеток: обонятельные (рецепторные), опорные, базальные (регенеративные).

Количество обонятельных клеток в  организме человека составляет более 10 млн. Их периферические отростки имеют  расширение – пузырек, вооруженный  ресничками, - обонятельная булава. Центральные  отростки формируют обонятельные нервы, которые в количестве 15-20 проникают  в полость мозгового черепа через  продырявленную пластинку решетчатой кости к обонятельным луковицам. Рецепторные клетки являются достаточно  высокочувствительными: человек ощущает  запах при концентрации вещества в 500 млн молекул на 1 м2 воздуха. 

У человека обоняние имеет значение в определении состава пищи и  вдыхаемого воздуха.

Орган обоняния находится рядом  с полостью рта, поэтому иногда неприятные запахи могут вызвать рвотный  рефлекс, а приятные – привести к  слюноотделению.

В дошкольном и младшем школьном возрасте обоняние более острое, чем  у взрослых, но различение запахов  еще не совершенно. Оно совершенствуется с возрастом, так как в этом процессе имеет значение тренировка и некоторый жизненный опыт. Частые насморки, хронические и острые воспалительные процессы слизистой оболочки носа, а также ее  травмы снижают  остроту обоняния.

 

30.

К опорно-двигательному аппарату относят  кости, соединения костей и мышцы. Основная функция опорно-двигательного аппарата — опора тела, перемещение тела и его частей в пространстве. Опорно-двигательный аппарат подразделяется на две части:

1) пассивная, включает кости  и их соединения,

2) активная, включает мышцы, приводящие  кости в движение.

Кости состоят  из костной ткани, которая по химическому  составу включает органические и  неорганические вещества. Неорганические вещества составляют 65—70 % сухой массы  кости, органические, представленные оссеином — 30—35 %.

По  форме различают длинные, широкие, короткие и смешанные кости. Примером длинных костей являются кости плеча, предплечья, бедра и голени. В  этих костях среднюю часть называют диафизом, концы — эпифизами. Кости  мозгового черепа, лопатка - пример широких костей.  
К коротким костям относят кости запястья, предплюсны. Кость, лежащая в основании черепа — клиновидная, или основная — смешанная.

В онтогенезе человека большинство костей скелета  последовательно проходит три стадии в своем развитии. Это перепончатая, хрящевая и костная стадии. Минуют хрящевую стадию так называемые покровные кости (кости свода черепа, лица, ключица).

Различают несколько  типов соединения костей: непрерывные, соединения с помощью суставов и  полусуставов.

Непрерывные соединения — синартроз — характеризуются  тем, что кости неподвижно (или  почти неподвижно) соединены между  собой с помощью соединительной ткани, хряща или костной ткани (швы черепа, соединения крестцовых позвонков). Сустав — диартроз —  образуется сочленением двух или  большего количества костей. В суставе  поверхности сочленяющихся костей имеют форму, обеспечивающую их наилучшее  совпадение. Так, головке одной кости  соответствует впадина другой. Движение происходит за счет вращения суставных  поверхностей относительно друг друга. В большинстве суставов возможно движение в нескольких плоскостях, т. е. движение в них имеет несколько  степеней свободы. К краям суставных  поверхностей прикреплена суставная  сумка. Пространство между нею и  суставными поверхностями костей называется суставной полостью. В ней находится  небольшое количество жидкости, облегчающее  скольжение суставных поверхностей. Большинство соединений костей осуществляется по этому принципу (плечевой сустав, тазобедренный, голеностопный и  т. д.).

В полусуставе  хрящевая прокладка между костями  имеет полость, а суставная сумка  отсутствует (соединение лонных костей).

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"