Понятие об акселерации. Гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Акселерация – процесс, без которого в современном мире мы не можем даже представить себе развитие ребенка. Раннее физическое и психическое развитие человека стало нормой нашей с вами современности. Причем акселерация захватила не один определенный участок нашей планеты, а наблюдается повсеместно.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3 стр.
1. Понятие акселерации..……………………………….................................4 стр.
2. Основные проявления акселерации…………...........................................5 стр.
3. Гипотезы………………………………………...........................................6 стр.
4. Акселерация – польза или вред.. .............................................................12 стр.
Заключение.....................................................................................................14 стр.
Список использованной литературы............

Файлы: 1 файл

Антропология Понятие об акселерации. Гипотезы. Особенности акселерации.docx

— 32.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МФПУ)

Психологический факультет

Контрольная работа

  по предмету: Антропология

  на тему: Понятие об акселерации. Гипотезы.

                                

 

 

      Работа выполнена

      Студенткой группы ЗБХ-141-НЯ                      

      Чеботовой  Витаной Николаевной

                                

 

 

 

 

                                          Преподаватель-рецензент                                         

                                          _____________________

                                          _____________________    

 

     

 

Ноябрьск, 2015г.

Содержание

 

Введение...........................................................................................................3 стр.

1. Понятие акселерации..……………………………….................................4 стр.

2. Основные проявления акселерации…………...........................................5 стр.

3. Гипотезы………………………………………...........................................6 стр.

4. Акселерация – польза  или вред.. .............................................................12 стр.

Заключение.....................................................................................................14 стр.

Список использованной литературы............................................................15 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Акселерация – процесс, без которого в современном мире мы не можем даже представить себе развитие ребенка. Раннее физическое и психическое развитие человека стало нормой нашей с вами современности. Причем акселерация захватила не один определенный участок нашей планеты, а наблюдается повсеместно.

Существует множество различных гипотез возникновения акселерации. Главный вопрос - один: какая же из них верная?

Может причиной является влияние внешних изменений климатических условий планеты в целом? Или изменение рациона питания человека? А может это радиация? Точных ответов на эти вопросы нет…

Над причиной возникновения этого явления ломают головы ученые всего мира. Что заставляет человека рушить статистику норм, установленных вековыми наблюдениями?

В этой работе я постараюсь дать наиболее точное определение акселерации, разобраться в причинах возникновения и рассмотреть плюсы и минусы этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие акселерации

Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физическим созреванием организма, психологи - с развитием психических функций, а педагоги - с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созреваний организма и социализацией личности.

Среди основных причин акселерации можно указать следующие: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указывают и другие причины - радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов. С середины 80-х г. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные проявления  акселерации

Акселерация выражается, прежде всего, в ускорении на 1-3 года созревания детей и подростков по важнейшим критериям физической и отчасти физиологической зрелости: окостенению скелета, смене зубов, физическому и половому развитию. По данным для ряда европейских стран, России и США показано, что до 1900 г. ростовые процессы протекали медленнее, чем в последующие десятилетия. За последние 100 лет длина тела выросла в среднем на 10-12 см у дошкольников и на 10-15 см у школьников. Раньше происходит и раньше заканчивается пубертатный (связанный с половым созреванием) скачок роста. Стабилизация роста и пропорций тела наступает в среднем уже к 16-17 годам у женской части населения и к 18-19 годам у мужской, тогда как ранее это отмечалось соответственно в 20-22 и 22-25 лет.

Об ускорении развития можно судить и по некоторым физиологическим показателям — состоянию сердечно-сосудистой системы, двигательной активности, формированию речи и, возможно, интеллектуальному развитию. Есть данные, что акселерация более ярко проявляется у мальчиков, чем у девочек, и у городского населения, чем у сельского. Процессы акселерации отмечены в пределах всех больших рас, однако, различные группы современного человечества могут затрагиваться ими в разной степени или не затрагиваться вовсе. Так, на севере и западе Европы акселерация проявилась раньше, чем на юге (например, сначала в Нидерландах и позже в Италии), в западных странах раньше, чем на востоке (сначала в Швеции, потом в Японии или Южной Корее). По-видимому, акселерация не имела места у населения Полинезии, а среди некоторых групп (например, негроидное или индийское население ЮАР), напротив, обнаружены задержки роста и развития.

 

 

 

3. Гипотезы

Чем же вызван столь удивительный процесс, охвативший, по существу, весь мир? По этому поводу высказано множество гипотез. Еще в 1935 году немецкий ученый Е. Кох пытался обосновать ускорение роста и развития детей влиянием солнечной радиации, считая, что ребята в настоящее время больше бывают на солнце.

Можно согласиться, что за последнее столетие контроль со стороны педагогов и врачей за организацией режима отдыха детей значительно улучшился. Тем не менее имеется целая серия исследований, очень убедительно доказывающих, что процесс акселерации в северных странах идет ничуть не медленнее чем в южных. Кроме того, сельские ребята, несомненно, больше проводящие времени на открытом воздухе, развиваются медленнее, чем дети живущие в больших городах.

Не подтверждается сейчас классическое представление о том, что у жителей южных стран половое созревание начинается раньше. Так, этот процесс у детей‚ живущих  на берегах Балтийского моря, начинается раньше, чем у их сверстников — жителей Средиземноморья, а у детей из Нигерии и Индии половое развитие наступает позже, чем у ребят Англии.

В начале 40-х годов американский исследователь Миллс, опираясь в основном на эксперименты на животных, предполагал, что акселерация связана с изменением климата. По его мнению, повышение влажности и температуры воздуха ведет к замедлению процесса роста и развития. Миллс предсказал прекращение акселерации в 40-50-х годах, что совершенно не оправдалось.

Высказывалась также гипотеза о влиянии на ускорение роста и развития усиленной витаминизации матери и ребенка, проводимой в последнее время врачами. Особое значение сторонники этой гипотезы придавали витамину B6, принимающему участие в синтезе Белков и стимулирующему рост. По поводу этой гипотезы также есть возражения.

Дело в том, что потребность человека в витамине В удовлетворяется тем количеством, которое синтезируют бактерии, живущие в нашем организме. Кроме того, основные ростостимулирующие витамины, такие, как фолиевая кислота, B12 и сам B6, были искусственно синтезированы всего лишь 20-25 лет тому назад, а процесс акселерации наблюдается уже более 100 лет.

Наибольше распространение получила гипотеза, выдвигающая в  качестве главной причины акселерации как количественное, так и качественное улучшение питания детей. Имеются данные, что за последние десятилетия резко увеличилось потребление в пище животных белков и жиров. Так, потребление мяса на 1 человека в год возросло в Европе с 14 кг (1816 год) до 54 кг (1934 год).

Слов нет, уровень питания оказывает очень большое влияние на рассматриваемые процессы. Период второй мировой войны, когда недостаток в питании был особенно ощутим, привел к резкой задержке развития и отставанию в росте детей всех возрастных групп, особенно подростков. Наглядно это видно на приведенных графиках.

Тем не менее эта гипотеза спорна. Факты свидетельствуют, что в Европе за последние 20-30 лет (за исключением периода войны) изменения в уровне питания были незначительны, а акселерация идет здесь прежними темпами. В Японии дети получают в несколько раз меньше животных белков и жиров, чем дети в Европе, а ускорение роста и развития здесь идет не менее интенсивно. Ряд ученых выдвигает в качестве первопричины акселерации фактор урбанизации населения. По их мнению, раздражающее воздействие темпов городской жизни, влияния радио, кино, телевидения и интернета на раннее интеллектуальное и особенно сексуально-психическое развитие влечет за собой по принципу обратной связи ускорение роста и полового созревания.

Эта гипотеза также встречает возражения. Ведь ускорение роста и развития наблюдается и у сельских детей. Правда, у детей крупных городов процесс акселерации идет несколько быстрей. Так, например, школьники Москвы за последние 30-35 лет стали выше на 7-11 см, дети Ярославля—на 5-9 см, а ребята из сел Московской области-на 4-7 см.

Имеются сведения из Германии, Англии, Исландии,  что в отдельных районах, где материальный уровень жизни, и в первую очередь питания, сельских и городских жителей примерно одинаков, в темпах акселерации не удается обнаружить каких-либо различий.

Одной из причин акселерации являются успехи медицины, в честности педиатрии и эпидемиологии. За последние десятилетия резко снизилась заболеваемость такими инфекционными болезнями, как скарлатина, дифтерия и другие. Промышленное производство витаминов и антибиотиков привело к значительному уменьшению случаев тяжелых форм пневмонии и рахита. Естественно, что все эти болезни в той или иной степени вызывали задержку роста и развития ребенка. Но успехи эти относятся к последним 20-30 годам и поэтому исчерпывающе не объясняют явления акселерации.

Одно время высказывалась мысль о стимулирующем влиянии на рост и развитие детей электромагнитных колебаний, возникающих при работе радио и телепередаточных станций.

Однако сейчас считается уже доказанным, что радиоволны любого диапазона вызывают в живом организме лишь тепловой эффект-нагревание облучаемых тканей, которые не приводят к какому-либо раздражению возбудимых структур организма, а следовательно, и не влияют на основные процессы его жизнедеятельности.

Некоторые ученые связывают явление акселерации с уровнем космических излучений. Действительно, получен целый ряд экспериментальных данных на растениях и животных, подтверждающих. что малые дозы ионизирующих излучений, близкие и естественному фону радиации на нашей планете, действуют на организм стимулирующе.

Английские ученые подсчитали, что в результате применения рентгенологических исследований в медицине, а также проведенных атомных испытаний человек получает теперь дополнительную дозу облучения, равную 25% естественного фона. Но и этот факт сам по себе не может объяснить процесс акселерации, поскольку последний начался задолго до изобретения Рентгена, а тем более начала атомных испытаний.

Можно, конечно, предположить, что уровень естественного фоне земли не оставался постоянным а течение всего периода эволюции человека. Так, возможные небольшие повышения уровня космических излучений, падающих на землю, например, за счет вспышек сверхновых звезд, наиболее близко расположенных от нашей солнечной системы, вполне могли оказывать то или иное влияние на процессы роста и развития животных и человека. Но, к сожалению, нельзя научно доказать это, так как мы не располагаем данными об уровнях космической радиации на земле в предыдущие времена. Ведь определять радиоактивный фон земли начали примерно 20—25 лет назад. Причем за эти годы‚ он практически остается неизменным, за исключением кратковременных повышений уровня космических излучений за счет солнечной активности.

Таким образом, ни одна из приведенных выше гипотез не объясняет полностью, почему процесс акселерации наблюдается в разных климатических зонах, во всех национальных и социальных группах населения. По-видимому, существует какая-то общая причина, определяющая это явление. Скорее всего ее следует искать в области генетики. Тем более, что наука располагает фактами, свидетельствующими, что общие размеры тела и сроки полового созревания в значительной степени передаются по наследству. Исследования, проведенные на близнецах, показывают, что у однояйцевых близнецов гораздо большее сходство в длине и весе тела, размерах головы и других признаках, чем, например  у разнояйцевых, а тем более между братьями и сестрами (не близнецами). Мало того, однояйцевые близнецы, воспитанные в различных условиях окружающей среды, даже через много лет сохраняют в размерах тела значительно большее сходство, чем близнецы разнояйцевые, выросшие вместе. Это относится и к половому развитию. Время появления менструации у однояйцевых близнецов-девочек различается в среднем на 2—1‚5 месяца. У разнояйцевых близнецов эта разница достигает 12 месяцев, а у сестер (не близнецов) — почти 13 месяцев.

Информация о работе Понятие об акселерации. Гипотезы