Уход за здоровым ребенком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

Методика антропометрических исследований унифицирована и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами.

Файлы: 1 файл

занятия № 4 уход за здоровым.pptx

— 3.03 Мб (Скачать файл)

 

Уход за здоровым ребенком

  
Методика антропометрических исследований  

 

 

    Методика  антропометрических исследований  унифицирована и предусматривает  измерения тела стандартными  измерительными инструментами.

 

Измерение длины тела

 

  У детей  первых 2 лет жизни производится  в лежачем положении с помощью  специального ростомера в виде  доски длиной 80 см и шириной  40 см. Боковая сторона ростомера  представляет собой сантиметровую  шкалу, вдоль которой скользит  подвижная поперечная планка. Ребенка  укладывают в ростомер на спину  так, чтобы его макушка плотно  прикасалась к неподвижной поперечной  планке ростомера.

 

     Помощник фиксирует  голову ребенка в положении,  при котором нижний край глазницы  и верхний край наружного слухового  прохода находятся в одной  вертикальной плоскости. Ноги  ребенка распрямляют легким надавливанием  на колени. Подвижную планку ростомера  плотно прижимают к пяткам. Расстояние  между подвижной и неподвижной  планками соответствует длине  тела ребенка.

 

    • Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна для измерения роста стоя,  другая для измерения длины корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый должен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания соприкасается с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост.

Масса тела

 

    определяют  на специальных детских весах  с максимально до­пустимой нагрузкой  до 25 кг и точностью измерения  до 10 г . Вначале взвешивают пеленку,  затем при закрытом коромысле  на весы и ранее взвешенную  пеленку укладывают полностью  раздетого ребенка таким образом,  чтобы его голова и плечевой  пояс находились на широкой  части лотка, а ножки — на  узкой. 

Окружность  головы

 

  определяют  наложением ленты, проводят ее  сзади по затылочной точке,  а спереди — по надбровным  дугам. Ленту накидывают в направлении  от правой височной области  до левой и результат определяют  надолбом.  Окружность головы  новорожденного 34-36см. Замедление  после  5 лет. 

 

 

  Расчет окружности головы  детям до 1года:

  Окружность головы  ребенка 6 мес. – 43см,  на  каждый недостающий месяц 1,5; 

  (n х 1,5) - 43    на каждый последующий месяц 43+ (n х 0,5); n- недостающий или последующий месяц

2. Для детей 2-15лет. Окружность  головы ребенка 5лет-50см. На каждый  недостающий год  отнять по  1см.

    (n х 1,0) -  50.

  На каждый последующий   год прибавка 0,6см.

50+(n х 0,6). n- недостающий или последующий месяц

Окружность  груди

 

  Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках.  Затем руки опускают и проводят ленту спереди по средне- грудинной точке.

   Окружность  груди новорожденного 32-34см. К 4 месяцем  окружность головы и груди  сравнивается, а затем увеличения  грудной клетки опережает рост  головы

 

Расчет  окружности груди до 1года:

окружности груди в 6мес. - 45 см.

 До 6 месяцев на каждый  недостающий месяц отнять 2см; 

  (n х 2,0) - 45   

на каждый последующий  месяц после  6 мес.

45+ (n х 0,5);

n- недостающий или последующий месяц.

2. Для  детей 2- 15 лет. 

окружности груди в 10лет -  63 см. На каждый недостающий год  отнять по  1,5см.

    63- 1,5 х(10-n).

  На каждый последующий   год прибавка 3см.

63+3 см х(n -10). n- недостающий или последующий месяц

 

 

Методика  оценки индивидуального физического  развития детей

 

  Для более  точной оценки всех 4 показателей  физического развития ребенка   и выяснения пропорциональности  антропометрических данных  широкое  применение нашли центильные таблицы Все дети разделены на 6 групп, что соответствует 6 колонкам.

 

    • 1 колонка — 3-й центиль т.е. у 3% детей из общего количества детей каждого возраста имеются такие показатели физического развития, которые указаны в I колонке таблицы.
    • II колонка - 10-й центиль, т.е. показатели физического развития, которые превышают цифр, указанных в колонке, имеют все 10% от общей суммы детей, включая 3% из первой колонки;
    • III колонка — 25-й центиль;
    • IV колонка — 75-й центиль
    • V колонка — 90-й центиль
    • VI колонка — 97-й центиль;

 

 

    Средними, или  условно нормативными, размерами  считаются значения, характерные  для половины здоровых детей  соответствующего пола и возраста, т.е. если параметры физического  развития ребенка оказались в  пределах от III до IV колонок центильных таблиц, то они указывают на среднее физическое развитие обследованного ребенка и имеют место у 50% (75% — 25% = 50%) детей.

 

Задачи:  

 

      •  Мальчику 5 лет. Длина тела 111 см, масса тела 20 кг, окружность головы 52 см, окружность грудной клетки 53 см .
      • Мальчику 4 мес. Длина тела 58 см, масса тела 5400 г, окружность головы 48 см, окружность грудной клетки 43 см.
      • Девочке 8 мес. Длина тела 68 см, масса тела 9700 г, окружность головы 46см, окружность грудной клетки 46 см.

    Сделайте вывод о состоянии  физического развития детей.

гипотрофия

 

    Гипотрофия  — это хроническое расстройство  питания, вызванное недостаточным  поступлением в организм или  неполноценным всасыванием питательных  веществ, что клинически проявляется  нарушением физического развития  ребенка

    • I степени дефицит массы тела равен 10—15%
    • II степени — 15 — 30%
    • III степени — более 30%.

 

    Пример. 

  Ребенку  8 мес. При рождении масса тела 3600 г, длина тела 52 см. В указанном  возрасте показатели физического  развития соответственно равны  6900 г и 73 см.

   Расчет: ДМТ в указанном возрасте —  9200 г, долженствующая длина тела - 73 см, дефицит массы тела = 9200 —  6900 = 2300 = 25%.

    Диагноз:  гипотрофия II степени.

паратрофия.

 

      Превышение массы тела относительно роста свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни называется паратрофией. 

      Степени:

І - 11—20%

ІІ — 21—30%

ІІІ— 31% и больше

 

Причины:

      • нерациональное вскармливание
      • конституциональная склонность
      • нарушения метаболизма (быстрое всасывание и усвоение жиров)
      •  

Гипостатура

 

    Это  одинаковое отставание роста  и массы тела у детей первого  года жизни по сравнению со  средними нормативными показателями  соответствующего возраста.

    При  этом фактическая масса тела хоть и меньше средних показателей, однако отвечает росту ребенка.

 

Биологическая акселерация 

 

   За последнее  столетие отмечается ускоренный  рост и созревание детей по  сравнению с прежними временами,  что является признаком биологической  акселерации. Причины:

    • значительная миграция населения планеты и бракосочетания лиц разных рас;
    • более рациональное питание;
    • часто перекармливание ребенка, особенно белками и жирами, повышающими рост через эндокринную систему;
    • экологические  факторы;

 

 

Нанизм 

 

    Нанизм (карликовость  — нарушение  физического развития, выражающееся  отставанием в росте по сравнению  со средней нормой для возраста, пола, популяции, расы.

     Классификация нанизма :

    • карликовость с пропорциональным телосложением;
    • карликовость с непропорциональным телосложением.

 

 

гигиены детей первого года

 

    • умывание на 1-м месяце жизни проводится 1 раз в день (утром), на 2-3-м месяце и далее — 2 раза в день (утром и вечером), обязательно теплой кипяченой водой: можно лицо протереть ватой. С 5-го месяца жизни ребенка можно умыть водопроводной водой (температура 18—20°С); умывает малыша мама или медсестра;
    • протирать ротовую полость грудному ребенку в связи с нежностью и возможным легким травмированием слизистой оболочки нельзя;
    • ушные раковины протираются во время умывания; наружные слуховые проходы очищаются сухими турундами из ваты только по показаниям:
    • глаза при необходимости промываются от наружного угла к внутреннему углу стерильной марлей, смоченной чаем;
    • в носовой ход на глубину 1—1,5 см вводится стерильный ватный жгутик, смоченный стерильным вазелиновым маслом (в каждый ход отдельный жгутик), после чего оперативно кругообразным движени­ем изнутри кнаружи ход очищается.

 

    • ногти, как и старшим детям, обрезаются 1 раз в неделю;
    • чем меньше ребенок, тем чаще его необходимо подмывать, так как это делается после каждого мочеиспускания и дефекации; подмывать нужно только проточной водой. Девочек — обязательно в направлении спереди назад. После этого кожу необходимо вытереть и смазать стерильным маслом (подсолнечным, специальным детским кремом);

 

гигиенической ванны:

 

    •  частота — первое купание обычно делается на 2-й неделе жизни, когда отпадает остаток пуповины и затягивается пупочная ранка :

    в I полугодии — каждый день, во II полугодии — через день;

    •     ванна проводится в определенное время — не раньше чем через 1 ч после кормления или за 40-50 мин до него, а также за 1—1,5 ч до сна. После ванны необходимым является отдых малыша на протяжении получаса.
    •    ванночку (пластмассовую, эмалированную) перед каждым купанием, особенно ребенка первых месяцев жизни, необходимо хорошо вымыть, после чего ополоснуть горячей водой;
    • температура воды:

       1-й месяц — 37,5—37°С;

       2-6 мес. - 37-36,5°С;

       после 6-го месяца — 36,5—36°С;

 

 

    •    до 6 мес. — лежа так, чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попасть в наружные слуховые проходы). Для этого можно подставить что-то под головную часть ванночки (есть ванночки со специальной для этого приподнятой головной частью) или придерживать голову ребенка на руке. Вода наливается до уровня сосков ребенка, оставляя открытой верхнюю часть груди; 
    • после 6 мес. — положение сидячее.

 

Последовательность:

 

    • водой, 2 раза в неделю с детским мылом, помыть всю поверхность кожи, особенно складки (на шее, между ягодицами, за ушами, в подмышечных, паховых областях и др.);
    • приподняв ребенка над водой, сполоснуть его чистой водой из отдельной посуды;
    • быстро завернуть малыша в пеленку и аккуратным прикосновением высушить всю кожу;
    • смазать складки стерильным маслом;
    • запеленать  ребенка или  одеть.

Отказ от груди 

 

  Затруднения  в акте сосания могут зависеть  и от матери, и от ребенка:

    • тугая грудь (сцедить молоко перед кормлением)
    • плоские или втянутые соски- поглубже ввести сосок в рот ребенку и при этом надо сцедить ему в рот несколько капель молока
    • насморк или боли в ушах ребенка
    • врожденные аномалии
    • метеоризм
    • молочница

Информация о работе Уход за здоровым ребенком