Школа здоровья ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Цель работы:
отразить основные факторы, влияющие на физическое и психическое здоровье детей, а так же разобрать для чего нужны школы здоровья и какие они включают комплексы мероприятий направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Файлы: 1 файл

школа здоровья ребенка.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Современная социально-экономическая ситуация привела к существенным изменениям в укладе жизни людей. Эти перемены повлияли, прежде всего, на психическое здоровье населения, они провоцируют социальную и психологическую дезадаптацию, повышая уровень эмоциональной напряженности и агрессивность. Это, в свою очередь, не может не сказываться на физическом здоровье людей.

Происходящие процессы особенно болезненно сказываются на подрастающих детских организмах. Увеличение психических и физических нагрузок, гиподинамия, длительное нахождение в замкнутом пространстве, телевидение, компьютер - все это ведет к нарушению со стороны сердечно-сосудистой, нервной, опорно-двигательной систем, снижению зрения.

По данным министерства здравоохранения лишь 12% детей, прошедших медицинский осмотр - практически здоровы, остальные имеют функциональные нарушения или хронические заболевания. Значение физического здоровья для учащихся школы переоценить не возможно. Именно высокие показатели физического развития, отсутствие вредных привычек, жизненная установка на здоровый образ жизни дают выпускникам шанс к успешной социально-персональной адаптации в обществе.

Коррекция осанки – не только задача физического воспитания детей, но важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях.

ЛФК - это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Можно назначить целый комплекс различных процедур, но все они не дадут должного эффекта при отсутствии главного - гимнастики. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы брюшного пресса, постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве. Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется только под влиянием длительной функции.

В своей работе я хочу отразить основные факторы, влияющие на физическое и психическое здоровье детей,  а так же разобрать для чего нужны школы здоровья и какие они включают комплексы мероприятий направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы оказывающие влияние на здоровье

Факторы, влияющие на здоровье - комплекс причин и условий, обеспечивающих сохранение здоровья человека. В психологической  литературе выделены и достаточно глубоко  проанализированы факторы, оказывающие  влияние на здоровье. Большинство  из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический  характер.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности  организма к выполнению физических  нагрузок,

4) уровень и способность к  мобилизации адаптационных резервов  организма, обеспечивающие его  приспособление к воздействию  различных факторов среды обитания.

Физическое развитие - это биологический  процесс становления и изменения  естественных морфологических и  функциональных свойств организма  человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной  клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическая подготовленность - внешнее  проявление уровня физической активности: уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и степени владения двигательными  умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека (профессиональный труд, воинская служба, спорт и т. д.).

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке. Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью (функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердечнососудистой, нервной  и других систем организма. При этом организм в целом выполняет определенную работу, расходуя ту или иную энергию, и испытывает соответствующую физическую нагрузку. Состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку определяют функциональную подготовленность (приспосабливаемость) организма к  физической нагрузке.

Функциональную подготовленность отдельной системы организма  оценивают с помощью так называемых функциональных проб, основная задача которых заключается в проверке функций (деятельности) системы с  учетом ее реакции на воздействия  определенной, дозируемой физической нагрузки на организм.

Адаптационные резервы в общем  виде представляют собой возможности  клеток, тканей, органов, систем органов  и целостного организма противостоять  воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя  их воздействие на организм и обеспечивая  должный уровень эффективности  деятельности человека. Адаптационные  резервы организма - это, по существу, критерий физического здоровья.

Факторы, которые оказывают влияние  на психологическое здоровье, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие  и поддерживающие. Предрасполагающие  факторы. Эти факторы усиливают  восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.1

Психологическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического  здоровья. Нарушения соматического  здоровья могут вызвать кратковременное  психическое расстройство или хроническое  заболевание.

Важное влияние на психологическое  здоровье оказывают социальные факторы. Их можно подразделить на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические.

В 80-е годы ХХ столетия эксперты ВОЗ  определили 4 группы факторов, влияющих на здоровье, и их ориентировочное  долевое (процентное) соотношение:

- генетические факторы - 15-20%;

- состояние окружающей среды  - 20-25%;

- медицинское обеспечение - 10-15%;

- условия и образ жизни людей  - 50-55%.

Таким образом, формирование здорового  образа жизни представляет собой  исключительно длительный процесс  и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в  организме в результате следования здоровому образу жизни изменений  срабатывает не сразу, положительный  эффект перехода на рациональный образ  жизни иногда отсрочен на годы. Так  как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, - постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни, то далеко не все могут перейти на такой образ жизни.

  1. Школа здоровья ребенка как необходимый элемент системы здравоохранения

Всемирная организация здравоохранения  рассматривает здоровье как важнейший  ресурс, обеспечивающий активную человеческую жизнь. Не случайно при оценке уровня жизни в государствах в качестве постоянного критерия используется такой критерий как продолжительность  этой жизни.

Здоровье населения  является важным показателем социального  благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей  предпосылкой национальной безопасности страны. Здоровье – одна из важнейших  жизненных ценностей человека, залог  его благополучия и долголетия.

Стандарты здоровья распространяются на внешние (антропометрические) данные (осанка, идеальный-нормальный вес, сухая масса тела, идеальные параметры обхватов шеи, бицепсов, предплечий, груди, талии, таза, бедер, и др.), данные физического развития человека (силы кисти, бицепсов, трицепсов, ног, становая тяга, выносливость, ловкость и др.), психологическое состояние (уровень интеллекта, коммуникабельность, стрессоустойчивость, отсутствие склонности к употреблению наркотиков и алкоголя и др.), данные биоэнергетического состояния организма (аура, состояние каналов, биологически активных точек и др.), состояние органов и систем (сердечно-сосудистая, дыхательная, иммунная и др.). Кроме того, как критерий стандарта здоровья целесообразно учитывать и социальное здоровье (состояние благополучия, удовлетворенность собственной жизнью, уважение дома и на работе, уважение в браке и др.), духовное здоровье (идеалы, цель жизни, желание жить, творчество, милосердие и др.).

Физическая составляющая здоровья — состояние органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварения, мочеполовая и т.п.), а также состояние биоэнергетики организма.

Психоэмоциональное  здоровье — это способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи уравновешенной личностью, человек способен эффективно противостоять стрессогенным нагрузкам, находить безопасные выходы для негативных эмоций.

Интеллектуальное  развитие человека определяет уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности. Личность с высоким уровнем интеллекта использует все источники, средства и знания для совершенствования своего мастерства, наращивание творческого потенциала. Интеллектуальный рост - это одна из форм развития человеческого организма.

Социальная составляющая здоровья личности определяют характер ее взаимоотношения с обществом, родными и близкими. Адекватные, гармоничные способы общения и взаимоотношений с родными людьми позволяет в большей мере сохранять свой уровень здоровья, в большей мере раскрыть свой потенциал здоровья.

Профессиональная составляющая здоровья подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионализма человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить удовлетворение от работы, но и обогащать его жизнь.

Духовное развитие человека определяет цель существования, личностные приоритеты, идеалы и жизненные ценности человека. Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними. Названные шесть составляющих определяют индивидуальность человека.

Таким образом, здоровый человек  осознанно и добровольно  соблюдает  определённые нормы, правила  и ограничения в повседневной жизни, что способствует сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной  и профессиональной деятельности.

В наше время одной из приоритетных национальных стратегических идей России является  здоровье, определяющее конкурентноспособность нации.

В национальной Программе  «Здоровье населения России»  выделены актуальные практические задачи:

  • разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
  • укрепление и сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс-диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;
  • развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;
  • увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий;
  • обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.

Ключевой проблемой решения этих задач является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самоосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия; социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья.

Государственная политика в отношении  образования сегодня ставит задачу развития не только общества в целом, но и каждой конкретной личности участника  образовательного процесса. На образовательное  учреждение возложено множество  задач, среди которых приоритетной является сохранение физического, психического и нравственного здоровья, создание безопасных условий деятельности.

Информация о работе Школа здоровья ребенка