Создание альпийской горки в условиях г. Омска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является создание альпийской горки в условиях г. Омска.
Основными задачами является 1) проектирование, 2) создание, 3) подбор растений для альпийской горки, 4) уход за альпийской горкой.
Методы исследования: обзор литературы, разработка и осуществление проекта.

Файлы: 1 файл

ustroistvo_alpiiskoi_gorki.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Озеленение населенных мест является частью общей проблемы окружающей среды и связано с решением целого ряда планировочных, строительно-эксплуатационных, агротехнических вопросов по созданию различных объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения на отдыхе, духовной, культурно-просветительной и хозяйственно-бытовой деятельности. В его задачи входит также рациональное размещение насаждений на открытых, свободных от застройки территориях в тесной увязке с элементами ландшафта, зданиями, сооружениями для создания благоприятных санитарных и гигиенических условий, повышения уровня комфортности пребывания человека в городской среде, ее общего эстетического обогащения.

Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, биологии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др. оно охватывает необычайно широкий круг проблем.

Ландшафтная архитектура – архитектура открытых пространств. Она является ограниченной и неотъемлемой составной частью ландшафтного проектирования и без знания истории ее развития, принципов и приемов формирования пейзажа, чрезвычайно трудно решить многие проблемы, на первый взгляд, не имеющие к ландшафтной архитектуре прямого отношения. К примеру, вопросы рекультивации земель и организации отдыха горожан. Территории, предназначенные для разнообразных видов отдыха, все реже проектируются на участках с ценными ландшафтными качествами, напротив, они все чаще занимают участки, ландшафты которых формируются искусственным путем на месте строительных карьеров, отвалов, в оврагах, на территориях бывших свалок и так далее.

К третьему тысячелетию общество встретилось не только с нарушениями экологического своеобразия природной среды, но и с серьезными медицинскими проблемами, такими как депрессии, хроническое переутомление, нервные перегрузки и стрессы, с которыми не в состоянии справиться только лекарственными средствами. И чем сильнее происходит отдаление человека от исходных природных ландшафтов, тем сильнее он стремится восполнить образовавшийся эмоциональный «вакуум» за счет нового взгляда на ландшафтную архитектуру и проектирование культурных ландшафтов.

Целью дипломной работы является создание альпийской горки в условиях г. Омска.

Основными задачами является 1) проектирование, 2) создание, 3)  подбор растений для альпийской горки, 4) уход за альпийской горкой.

Методы исследования: обзор литературы, разработка и осуществление проекта.

Для создания альпийской горки мы использовали растения золотарник канадский (Solidago canadensis L.), ирис (Iris L. Сорт Фрайер Фогель), календула лекарственная (Calendula officinalis L.), луки Шнитт (Allium), душистый (A. odorum), люпин гибридный (Lupinus hybridus hort.),  петуния садовая (Petunia hybrida Vilm. Petun), портулак махровый (Portulaca grandiflora Hook), сныть обыкновенная «пестролистная» (Aegopodium podagraria Variegata), шиповник белый (Rosa alba L.).

Работа выполнена на кафедре ботаники, цитологии и генетики в 2006-2007 году. Альпийская горка построена у городской поликлиники № 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Введение в ландшафтный дизайн на примере альпийской горки

I.1 Историческое развитие ландшафтного дизайна

Совершенно особое место в истории ландшафтной дизайна занимает садово-парковое искусство Дальнего Востока, длительное время существовавшее изолированно. На развитие китайского садово-паркового искусства оказали очень сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие совершенно особое мировоззрение общества. Другими факторами, естественно, являлись национальные традиции и физико-географические условия территории. Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела ярко выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию.

Учение двух выдающихся мыслителей – Конфуция (VI–V вв. до н.э.) и Лао-Цзы (VII–VI вв. до н.э.) оказали глубокое влияние на развитие китайской культуры в целом, и в частности, на формирование культурных ландшафтов, поскольку проповедовали любовь к природе и покою. Буддизм, пришедший в 64 г. н.э. в Китай из Индии, также оказал значительное влияние на общественную жизнь, политическую обстановку, архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое искусство. Таким образом, по своему происхождению храмовые сады Китая имеют и индийские корни. [18]

Главное в искусстве создания китайского сада – это умение в «меньшем увидеть большее», причем не просто увидеть, но и сказать об этом. «Одна горка камней способна вызвать несчетные отклики; камень размером с кулак рождает многие чувства», - пишет Цзи Чэн. «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», - отмечает Ли Юй.

Открытость миру предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад предполагает и воспитывает необыкновенно обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад», - гласила древняя китайская поговорка. [18]

Особый интерес представляет такая любопытная черта средневекового ландшафтного проектирования Китая, как своеобразная канонизазия наиболее выразительных ландшафтов. К их числу относится, например, удивительный по своей экзотической красоте горный пейзаж на реке Лиянг у города Гуйлина, носящий название «Самое красивое место». Традиционное отношение к таким природным феноменам, возникшее не только в Китае, но и в других странах юго-Восточной Азии еще во времена средневековья, некоторым образом напоминает современную идею особо охраняемых территорий.

По традиции камень считался материалом, сочетающим в себе природные и антропогенные качества, поскольку он создан природой, но поддается обработке человеком. Поэтому камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения. Традиционные представления  о том, что «чистейшая семенная энергия Неба и Земли, сгущаясь, превращается в камни и, выходя из земли, принимает диковинный облик…» (Малявин, 1997), привело к тому, что внести камни в сад и, что особенно важно, правильно расположить их было равнозначно введению пространства сада в космический круговорот энергии. Более того, только через них сад мог стать тем, чем он должен был быть: миром в миниатюре. [22]

В композиции китайского сада использовались искусственные горки из камней без применения растительности. В Китае их создание называли «особой наукой», которой занимались целые артели мастеров. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры, поэтому не все ценители садово-паркового искусства относились к их проектированию однозначно. Вот что писал Мо Шилун по этому поводу в XVII в.: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа». [18]

Цветы, как и все прочие предметы для созерцания в Китае, не мыслились вне подобающего им окружения. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, для белого пиона – мак и алтей, сливу полагалось сопровождать камелии и магнолии, лотос – туберозе, хризантему – бегонии. И естественно, созерцание благородных цветов должно воспитывать в человеке столь же благородные чувства. [18]

Роль ландшафтных компонентов в проектировании японского пейзажного сада является создание миниатюрной модели гористой местности с водным каскадом, небольшим озером, имеющим островок, с мостиками, оригинально размещенными камнями и декоративными каменными фонарями. Освоение пространства происходит в гармонии трех стихий – камня, воды и растительности. Камни, растения, вода являются главными составляющими, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку. Более того, распределение всех элементов сада (водопадов, камней, растений, мостиков и др.) подчиняется определенным пространственным законам. Так, в частности, линии, соединяющие два элемента, не должны быть параллельными; два элемента не должны быть одного размера, и т.д. [7]

Камни задают структуру японского сада. Искусство их расположения является одним из главных в создании ландшафта, поскольку японцы считают, что высшим творением природы является не человек, а камень. Они тщательно отбираются не только по форме и цвету, но даже должны «подходить друг другу по характеру», поэтому строительство любого сада начинается с поиска соответствующих камней. Правила их местонахождения в саду соответствуют духу дзэнской эстетики, в основе которой лежат аскетизм, символизм и ассиметрия. Единичные камни располагают редко, чаще составляются композиции из трех-пяти штук. [22]

Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать пластические возможности каждого камня и сгруппировать их наиболее выразительно. Он должен найти точное соотношение камней и таким образом организовать пространство сада. Форма главного камня и главной группы определяет и высоту холмов, и величину водоема, и его очертания, и распределение растений в саду. [20]

Теория ландшафтного проектирования в Японии уже к XV в. включала в себя учение о контрастах, учение о 12 типах пейзажей, типологию камней (поскольку камни являлись основой каждой композиции, то теория выделяла 138 их главных типов) и так далее. Поскольку Японские острова не подвергались воздействию оледенения, гладко окатанные ледником валуны увидеть невозможно ни в природных условиях, ни в культурных ландшафтах. Наибольшую популярность среди горных пород имеют андезит, гранит, базальт, различные сланцы. Используются камни самого разного внешнего облика – крупные глыбы, образовавшиеся в результате выветривания горных пород, обломки морских скал, отшлифованная морская и речная галька, гравий. [18]

Большое внимание уделяется подбору растений для сада. В садах сравнительно мало цветов (а в некоторых - совсем их нет), преобладают вечнозеленые деревья и кустарники. При выборе их учитываются изменение окраски листвы осенью, форма ветвей зимой, когда листья опадают, и т. п. Сад должен сохранять красоту и доставлять удовольствие круглый год. Самое любимое растение - сосна, символизирующая долголетие. Из цветущих деревьев предпочтение оказывается сливе, а из кустарников - камелии, азалии и хаги. Дерево красивой формы может стать основой всей композиции сада. При высаживании растений тщательно рассчитывается их соотношение с камнями, с водоемом. У самого дома иногда высаживают растения с широкими листьями, например банан, чтобы «слушать музыку капель» во время дождя.

Если в Китае сады проектировали путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы, то японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении ландшафтов в заранее обусловленном масштабе и с определенной степенью условности. Этому способствовали  особенности мировоззрения, общественного уклада, а также и своеобразие природных условий. Несмотря на свое искусственное происхождение, сад должен создавать впечатление естественного продолжения окружающей природы. Главное в нем – это тишина и покой, поэтому основными чувствами здесь становятся погружение в природу и растворение в ней. Наиболее точно сущность красоты японского сада можно отразить двумя основными идеями – миниатюризацией и символизмом, а также его основными качествами – природной достоверностью. Он предназначен для созерцания природы и размышления о ней, и мысль автора здесь заложена как некий иероглиф, который нужно уметь прочитать. [18]

В начале XVIII в., в эпоху упадка абсолютизма. Эмоциональный климат эпохи был создан Жан-Жаком Руссо. Его призыв «Назад, к природе!» определил духовную атмосферу эпохи Просвещения, идеализируя природу и патриархальную жизнь общества. Тяга к знаниям привела к увеличению путешествиями, из которых очень своевременно были привезены сведения об экзотических пейзажах средиземноморских и восточных стран. Но наиболее сильное впечатление на европейцев произвели сады и парки Китая и Японии, отличавшиеся выраженным ландшафтным характером и строившиеся по совершенно иному принципу – как серия сменяющих друг друга видов. Здесь все было по-другому. В парках барокко не было места грусти, они каждым своим уголком призывали к веселью. В противоположность им, китайские сады были призваны пробуждать в человеке при смене пейзажей соответствующую смену чувств: радость, меланхолию, воспоминания и другие. Более того, совпадение в настроении, в движениях человеческой души и природы – вот что являлось здесь главным. Планировка парков исключала прямые линии и симметрию, все дороги трассировались по плавно изгибающимся кривым. Необычным был и центр композиции – как правило, озеро с сильно изрезанной береговой линией, образовывающей череду неожиданно возникающих пейзажей [20]

В начале XVIII в. становится модным восхищаться не только памятниками истории, созданными разумом и руками человека, но и естественными красотами окружающей природы – горными обрывами, величественными водопадами, склоненными ивами над озерной гладью и другими. Внимание к чувствам повлекло за собой появление в европейских парках так называемых «пейзажей настроения». На смену величественным террасам с балюстрадами и лестницами, торжественным геометрическим боскетам с фонтанами приходят естественные формы ландшафтных компонентов: рельеф местности (холмы и долины, скалы и ущелья, группы камней), вода (ручьи, озера, реки, пруды, источники), растительность (свободно растущие группы деревьев и кустарников, поляны и густые массивы, отдельно стоящие деревья).

В Европе первые каменные сады (рокарии) появились в конце XVIII века. Произошло это случайно, поскольку для горных растений, которые не могут прижиться на обыкновенной почве, пришлось создавать горки, каменистые гряды, стенки сухой кладки. Благодаря этому создавались условия, наиболее похожие на те, в которых эти растения жили раньше. Первое достоверное упоминание о коллекции горных растений относится к рокарию в Челси, созданному физиком Гарденом в 1772 году. Только в XIX веке альпинариями всерьез заинтересовались не только любители, но и ученые. Но широкое распространение каменистые сады получили в Европе в конце XIX века. Во многих ботанических садах мира стали появляться собственные, довольно большие коллекции альпийских растений. В частности, в 1891 году был построен альпинарий в Эдинбурге, в 1967 - под Лондоном. Есть альпийские горки в Московском и Киевском ботанических садах. В поисках новых высокогорных растений стали снаряжаться исследовательские экспедиции, появились первые издания об альпинариях. [35]

Информация о работе Создание альпийской горки в условиях г. Омска