Создание альпийской горки в условиях г. Омска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является создание альпийской горки в условиях г. Омска.
Основными задачами является 1) проектирование, 2) создание, 3) подбор растений для альпийской горки, 4) уход за альпийской горкой.
Методы исследования: обзор литературы, разработка и осуществление проекта.

Файлы: 1 файл

ustroistvo_alpiiskoi_gorki.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В самом начале каменистые сады создавались исключительно в целях разведения и изучения альпийских растений, но с XX века рокарии вошли в моду и стали неотъемлемой частью садов ландшафтной планировки. Естественно, что и требования к внешнему виду этих цветников стали более серьезными. Так сформировались основные типы каменистых садов. В классическом виде они нигде не существуют, но их вариации - основа для развития нового интересного стиля в садоводстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.2 Понятие альпийской горки. Классификация.

На сегодняшний день существует много определений альпийской горки. И авторы называют ее по-разному: одни именуют рокарием, другие альпинарием, садом камней и др. Некоторые авторы объединяют эти понятия в одно, другие классифицируют, разделяя по категориям, все деления довольно условны. Определения между собой похожи, но есть и различия. Формулировки тесно переплетаются.

Титова Н.П. (1991) называет рокарий – скальным садом, «садом камней», декоративной «горкой», давая довольно широкое определение: «…представляют собой композиции из растений с камнями, своего рода искусственно созданный миниатюрный фрагмент горного ландшафта».[25]

Гузенко Т.Г., Ганжа М.Т. (1985) и другие дают схожее определение, при этом объединяют такие понятия как каменистый сад и альпинарий, говоря о том, что они «являются своеобразным элементом цветочного оформления, в композицию которого наряду с растениями входят камни твердых пород (гранит, песчаник, известняк)». [9]

Никитинский Ю.И. и Тавлинова Г.К. (1985) утверждают, что альпинарий является лишь «выразительной композицией отдельной части каменистого сада». Они уже дают более узкое определение, хотя это только в смысле выбора растений: «каменистый сад (рокк гарден) по своему устройству приближаются к естественным природным скалистым объектам. Их выполняют преимущественно из многолетних растений и невысоких кустарников, применяют в ландшафтных композициях, на участках с выраженным рельефом». [19]

Другие авторы выделяют иную классификацию, давая при этом более узкие формулировки понятий:

- альпийская горка - это возвышенность с включенными в нее камнями (различными по фактуре, форме, цвету) и растениями (в основном используются почвопокровные растения, свойственные для горной местности, хвойные виды карликовой формы, не превышающие высоту 50 – 80см).  
     -  альпинарий - это искусственно созданная каменистая горка, которая вписана в природный ландшафт, где для растений создаются особые экологические условия, отличные от прочих уголков сада. [36]

Нехуженко Н.А. (2004) стилистически делит рокарий на три категории: « ландшафтные – моделирующие вид какого-либо горного или иного природного образования и соответствующего ему растительного сообщества; художественные (фантазийные) – создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности; коллекционные – построенные исключительно для выращивания растений». [18] Нехуженко, давая определение рокарию, называет его «каменистым участком», понятия альпийской горки и альпинария она объединяет и формулирует их как «каменистый сад фантазийного стиля,…, его назначение – показ флоры альпийских высокогорий». И пишет о том, что современной интерпретацией альпинария является «каменистая горка».

Изначально под термином альпийская горка понимали собрание высокогорных альпийских и субальпийских видов растений, что, собственно говоря, следует из самого названия этого сооружения. В современном ландшафтном оформлении строгий ботанический подход уступил место более свободному - теперь это скорее красивый уголок непрерывного цветения с участием камней. [10]

В настоящее время специалисты по ландшафтному дизайну выделяют более узкую классификацию каменистых садов:

Каменистая горка. Это лишь интерпретация "альпийской горки". Горка должна быть связана с газоном, изолирована от хозяйственных построек, ярких цветников, огорода. Важно отметить то, что главным достоинством горки является естественность и пропорциональность. Для растений необходимо создание посадочных мест: расщелин, склонов, лунок. Таким образом, образуется неповторимая композиция растений и камней.

Ландшафтный рокарий. Это стиль современного каменистого сада. Он не только соответствует новой эстетике и архитектуре, но, что самое главное, обеспечивает растениям наилучшие и наиболее разнообразные условия для произрастания. Крупный рокарий этого стиля может объединять в единую композицию элементы разных горных образований: скальных выходов, ущелий, впадин, плато, водных каскадов, то есть тех природных уголков, где лучше всего чувствуют себя горные растения.

«Террасированный склон». Такой рокарий представляет собой систему стенок разной высоты, формы и протяженности. Тип сложения подпорных стенок - сухая кладка или кладка на раствор. При использовании плиточного известняка рокарий может напоминать развалины старинной крепости, а при постройке из колотого природного камня - обрушившуюся скалу.

Рокарий «скалы», «утес». Этот рокарий может быть частью сложного ландшафтного сада, но весьма эффектен и в качестве самостоятельной композиции. Принцип укладки камня при такой постройке аналогичен сложению стенки сухой кладкой. Посадочные места для растений создают в процессе строительства. Ассортимент высаживаемых растений достаточно специфичен - это горные сосны и можжевельники, скальные и высокогорные виды: колокольчики, карликовые папоротники, полыни.

Рокарий «горный склон». Этот стиль представляет собой ландшафтный сад, условно моделирующий альпийское высокогорье. В основном, он представляет собой горную осыпь, закрепленную группами карликовых сосен. Такой сад размещают на крутом покатом склоне. Для создания композиции по всей площади склона размещают каменные глыбы, имитирующие скальные обломки. Возле них обязательно высаживают группы горных сосен. Возможны посадки стелющихся хвойных иных видов, низкорослых рододендронов, вересков, эрик. Пространства, свободные от растений, заполняют гранитным или состарившимся известняковым щебнем, тем самым возникает ассоциация с горными осыпями. Рядом с группами древесных располагают низкорослые и почвопокровные растения. Для этого насыпают слой растительного перегноя и высаживают растения, типичные для альпийских луговин: карликовые осоки, горечавки, камнеломки, эдельвейсы, семпервивумы, дриады, драбы.

Рокарий «Горная долина». Это каменистый сад, создающий образ высокогорной долины. Он может быть построен на протяженном покатом склоне, на участке с пологими холмами и на ровном месте. Одной из особенностей этого сада является то, что валуны и глыбы не должны сильно выделяться над поверхностью земли. С этой целью их вкапывают на значительную глубину. Между группами камней прокладывают систему дорожек, разделяющих сад на зоны. Дорожки не должны отвлекать своей декоративностью от восприятия основной композиции сада. Возле камней высаживают древесные растения, например, карликовые сосны, туи, можжевельник. [30]

«Лесной овраг, ложбина». Тип ландшафтного сада, возможный лишь при наличие естественного понижения почвы. Склоны закрепляются вкопанными камнями. Наиболее приемлемые растения кустовые и горизонтально растущие хвойные и теневыносливые виды многолетников: папоротники, волжанки. Растения не должны быть густо посажены. [32]

 «Каменистая гряда» - старинный, ныне не используемый тип коллекционной альпийской горки. Его назначение – создание наилучших условий для жизни высокогорных растений. С эстетической точки зрения не представляет ценности.

«Ущелье». Обычно один из элементов сложного ландшафтного сада, «ущелье» создают между склонами холмов. Стенки альпийской горки выкладывают сухой кладкой. Желательно, чтобы стенки были разной высоты, а это способствует лучшему проникновению света, что позволяет использовать более широкий ассортимент растений. Обычно это карликовые скальные виды. [30]

«Водный каскад», «горный ручей» - элемент ландшафтного сада или же самостоятельные художественные композиции. Логично смотрится каскад водоемов с ручьем и водопадом только на фоне крупной альпийской горки или при использовании особенностей рельефа местности. Сооружение не должно быть громоздким и выглядеть искусственно. Камни должны быть естественных форм. По берегам альпийской горки обычно высаживают растения прибрежных зон: сибирские и японские ирисы, злаки, примулы, бузульники, баданы, папоротники. Отличный эффект достигается при создании «сухого каскада». В этом случае роль воды играет крупный гравий или мощение гранитным окатышем.

«Болотце» - естественный ландшафтный каменистый сад, созданный на переувлажненном участке. Интересно выглядит холмистый сад, окружающий полузаросший прудик или «трясинное» оконце. На болотистом участке достаточно откопать грунт на небольшую глубину. Для сухих – необходимо устройство искусственного водоема. «Трясину» засаживают болотными растениями. В берег вкапывают округлые валуны. Камни должны быть на ¾ закопаны. Уместно смотрятся древесные коряги. «Трясину» засаживают болотными растениями, а для посадки по краю используют только влаголюбивые растения. [34]

«Миксбордер» - бордюр, рубашка или гряда, расположенная вдоль дорожки на фоне газона или поверх подпорной стенки. Этот декоративный цветник плотно засажен садовыми растениями. В миксбордере расположенном вдоль дорожек, камни устойчиво вкапывают в грунт по всей длине цветника или небольшими группами. Наиболее эффектно смотрится «миксбордер», в котором группы камней чередуются с невысокими (20-40 см) террасами. На площадках террас и у края «миксбордера» - низкорослыми группами или одиночными экземплярами. На краю террасы эффектны спускающиеся почвопокровные растения.

«Японский садик» - изысканный аристократичный каменистый сад. Этот тип альпийской горки не моделирует традиционный канонизированный сад, а всего лишь с ним эстетически перекликается. Уместнее всего разместить такую альпийскую горку на небольшом изолированном участке, с целью избежать диссонанса с другими частями ландшафтной композиции участка. Главное правило – это умеренность и лаконичность. В таком саду нет места ни одной лишней или случайной детали, ни одному лишнему растению. Все в нем продумано до мелочей, ухожено и опрятно.

Камни в такой альпийской горке старые, замшелые или покрытые лишайниками. Располагают их группами по 3-5, создавая впечатление обрушившейся скалы. Огромное значение имеют свободные пространства – они создают перспективу. Ими могут быть поверхности, покрытые мхом, засыпанные галькой или водная гладь. Очень важен ассортимент растений. Подходят легкоформирующиеся растения. Это сосна обыкновенная, горная, карликовые сорта ели и рододендронов, магнолия, самшит. Из листопадных – это ивы, мелколистные клены, барбарисы, миндаль. Растениям придается шаровидная, ярусогоризонтальная или плакучая форма. Колонновидные или пирамидальные формы не допускаются, также как свободнорастущие. Травянистые: папоротники, узколистные ирисы и фоновые декоративно-лиственные растения. «Японский сад» не подавляет красками и пышностью форм, а располагает к созерцанию и размышлению.

«Миниатюрная альпийская горка» - тип модульного цветника, появившегося в Европе, создававшийся в заброшенных каменных корытах для скота. В настоящее время налажен промышленный выпуск их имитации из искусственного камня и керамики. Композиции полностью повторяет облик настоящего рокария. Используются следующие растения – суперкарликовые сорта растений и медленно растущие почвопокровные виды: камнеломки, седумы, семнервивумы.

Возможен также «комнатный каменистый садик» Ассортимент комнатных растений: незимущие суккуленты, крассулы, гастерии, хавортии, седумы, эхиверии, кактусы. Размещается на подоконнике. [34]

 

 

 

 

I.3 Эстетическое значение ландшафтного дизайна

Под ландшафтной организацией городов и поселков понимают комплекс планировочных и агротехнических мероприятий по разработке и созданию эффективных систем озеленения, способствующих оптимизации санитарно-гигиенических условий для проживания населения и при максимальном использовании природных особенностей местности взаимной увязке всех планировочных элементов застройки. При создании таких систем решают три основные группы задач, тесно связанные с экологией:

    • градостроительные, связанные с членением отдельных зон и структур населенного места, объединением частей в одно целое, повышением выразительности архитектурных ансамблей;
    • оздоровительные, связанные с оптимизацией микроклимата, повышением санирующего эффекта;
    • рекреационные, решающие проблемы отдыха городского населения.[5]

Озеленение территории могут пространственно разграничивать различные функциональные зоны города, подчеркивать основные планировочные оси, выделять композиционно и функционально важные точки. Насаждения служат местами притяжения населения, являются лучшими ориентирами, чем здания; кроме того, они связывают город с окружающей средой, являются активным градостроительным элементом и участвуют в формировании городской территории и архитектурных ансамблей, а также городского ландшафта в целом.

Элементы озеленения могут быть использованы как для акцентирования внимания на определенном композиционном решении или комплексе зданий, так и для маскировки дефектов разнохарактерной застройки. Растениями можно смягчить стык зданий и плоскости поверхности земли, объединить расчлененные элементы застройки растительность устраняет монотонность типовой застройки. [5]

Ландшафтный дизайн - это уникальное садовое искусство, создающее модель мироздания на основании тщательно разработанной философско-эстетической системы осмысления природы. С точки зрения современного дизайнера - любая вещь, которую видит рядом с собой человек, должна быть одновременно практичной и красивой. Ландшафтный дизайнер основывается в своем творчестве, кроме того, еще и на древнейших представлениях о традициях, философских трактовках основ мироздания, ценности человеческой жизни и значимости мысли.

Попытки воссоздать картину мира с помощью растений, камней, имитирующих естественные природные изгибы и сочетания цветов на небольшом участке земли - это исторически сложившийся вариант оформления, которым человек пытается окружить себя. Множество традиционных представлений о мировом устройстве переплетается в искусстве ландшафтного дизайнера. Философские взгляды на мир тех или иных народов отражаются в принципиально различных стилях воссоздания ландшафта.

Информация о работе Создание альпийской горки в условиях г. Омска