Этапы становления биологи как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 21:46, реферат

Описание работы

Прежде чем говорить о зарождении и становлении биологии как науки, необходимо
сформулировать признаки, отличающие науку от любой другой совокупности
знаний, относящейся к окружающему человека реальному миру. Этими признаками
можно считать:
1. Существование особого рода деятельности – получения новых
знаний, и, соответственно, существование определенной категории людей,
которые ею занимаются.

Содержание работы

1. Ведение 3
2. До научные биологические представления 4
3. Рационалистическое начало в биологии. Ионийская школа 5
4. Первые шаги в систематизации биологических знаний. 6
5. Эпоха римского владычества 9
6. Заключение 11
7. Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Без имени 1.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

            СЕВЕРО — КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                                     ИНСТИТУТ ЖИВЫХ СИСТЕМ

 

                                            Кафедра общей биологии

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: "Этапы становления биологи как науки"

 

 

 

                

                                                                                                                                                                              

Выполнила:                                                                                                                                                                                                                                Студент 1 курса ББ-120                                                                                                                       Федорова Ангелина  Руслановна

Проверила:                                                                                                                                      доц., канд. Филол. Наук                                                                                                                   Воробьёва Ирина Глебовна

 

г. Ставрополь, 2013.

Оглавление

1. Ведение                                                                                                                     3

2. До научные биологические представления                                                           4

3. Рационалистическое начало в биологии. Ионийская школа                               5

4. Первые шаги в систематизации биологических знаний.                                    6

5. Эпоха римского владычества                                                                                  9                                                                                            

6.   Заключение                                                                                                           11

7. Список литературы                                                                                                12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Ведение

Прежде чем говорить о зарождении и становлении биологии как науки, необходимо

сформулировать признаки, отличающие науку от любой другой совокупности

знаний, относящейся к окружающему человека реальному миру. Этими признаками

можно считать:

1. Существование  особого рода деятельности –  получения новых

знаний, и, соответственно, существование определенной категории людей,

которые ею занимаются.

2. Научная  деятельность по получению новых знаний не может быть

направлена только  на решение практических задач, в последнем случае она

перестает быть собственно наукой и попадает в сферу прикладных дисциплин..

3. Переход  к рациональному объяснению любых  явлений,  который

стал шагом огромной важности в развитии человеческого мышления и человеческой

цивилизации вообще.

4. Систематичность  – обязательный признак настоящей  науки, без

которого нет внутреннего единства разрозненных знаний, даже если они

относятся к одной области реальной действительности.

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

                                                         - 3 -

                     До научные биологические представления

 

  Первоначальные знания о  живых организмах стали формироваться, когда человек наконец осознал свое отличие от окружающего его неподвижного, безжизненного мира. Люди пытались избавляться от недугов, облегчать боль, восстанавливать здоровье, спасать от смерти. Делали они это посредством религиозных или магических обрядов в надежде умилостивить доброго или злого духа и тем самым изменить ход событий.

  Вскрывая туши животных, приносимых в жертву или используемых для

приготовления пищи, человек не мог не обратить внимания на строение их

внутренних органов, однако его целью при этом было не изучение животных, а

предсказание будущего. Поэтому первыми анатомами следует считать жрецов,

которые по форме и внешнему виду органов животных стремились предсказать

судьбы властителей государств.

  Несомненно, даже в те времена, когда человек полностью находился во власти

суеверий, накапливалось множество полезных сведений. Египтяне, умевшие

искусно бальзамировать тела умерших и делать мумии, обладали практическими знаниями анатомии человека. В Кодексе Хаммурапи, составленном в XVIII в. до н. э. (Вавилон), был даже подробный устав, регулирующий деятельность врачей; их знания, основанные на бережно передаваемых из поколения в поколение наблюдениях, безусловно, приносили определенную пользу.

  Однако, до тех пор пока люди верили, что миром управляют злые силы, а природа находится во власти сверхъестественного, накапливание знаний и представлений о живой природе происходило стихийным образом и не носило характера сознательно направленной деятельности. Даже наиболее одаренные исследователи были заняты не изучением видимого мира, а попытками с помощью некоего откровения понять невидимый и управляющий всем мир.

Конечно, и тогда находились люди, которые отвергали подобную точку зрения и

сосредоточивали свое внимание на изучении реального, воспринимаемого органами чувств мира. Однако в обстановке всеобщей вражды они не могли действовать

сколько-нибудь активно, даже имена их до нас не дошли.

И только древние греки, этот умный, беспокойный и любознательный народ,

подвергавший сомнению все и всяческие авторитеты, изменили положение вещей. Подавляющее большинство греков, равно как и население других стран, жило в окружении невидимого мира богов и полубогов. Хотя созданные их воображением боги гораздо привлекательнее языческих божеств других народов, представления греков отличались почти такой же наивностью. Они, например, считали, что болезни вызываются стрелами бога Аполлона, которого можно и разгневать, и умилостивить жертвоприношением или лестью.

                                                                        

 

 

                                                          -4-

  Однако примерно в 600 г. до н.э. на берегах Эгейского моря, в Ионии,

появилась философская школа, которая внесла новую струю в господствовавшие до  этого представления. По преданию одним из древнейших философов этой школы был Фалес (конец VII— начало VI вв. до н.э,). Философы ионийской школы отвергали сверхъестественное, полагая, что жизнь Вселенной течет по строго определенному и неизменному пути. Каждое явление имеет свою причину, в свою очередь каждая причина неизбежно вызывает определенный эффект без вмешательства чьей-либо воли извне.

  Кроме того, философы допускали, что «естественный закон», правящий миром,

доступен разуму человека, его можно вывести на основании определенных

предпосылок или наблюдений. Подобная точка зрения определила дальнейший

прогресс в изучении внешнего мира.

  К сожалению, у нас слишком мало сведений об этих древних философах, труды их утеряны, но имена сохранились, так же как и основа самого учения. Более того,

рационализм как философская система (то есть вера в то, что мир можно понять

разумом, а не благодаря откровению), который берет начало с философских

воззрений древней ионийской школы, можно считать одним из первых камней в

фундаменте будущей научной дисциплины.

    

           Рационалистическое начало в биологии. Ионийская школа

 

Рационализм вошел в биологию в тот период, когда строение тела животных

начали изучать по-настоящему, а не с целью разгадать божественную волю. По

преданию первым стал вскрывать животных, чтобы описать увиденное, Алкмеон (VI в. до н.э.). Он описал глазной нерв и наблюдал за развитием куриного эмбриона. Видимо, именно Алкмеона следует считать основоположником анатомии (изучения строения живых организмов) и эмбриологии (изучения развития организмов). Алкмеону принадлежит также описание узкой трубки, соединяющей среднее ухо с глоткой. К сожалению, это открытие прошло незамеченным и вернулись к нему лишь через два тысячелетия. Однако самым известным именем, связанным с рационалистическим началом в биологии, было имя Гиппократа (около 460—377 гг. до н.э.). О нем известно только, что он родился и жил на острове Кос, против ионийского побережья. На острове был храм Асклепия, или Эскулапа, греческого бога медицины. Храм был чем-то вроде современного медицинского факультета, а его жрецы - своеобразными врачами.

   Большой заслугой Гиппократа перед биологией было то, что он отвел Асклепию почетное место чисто формально: по его мнению, боги не оказывают никакого влияния на медицину. Гиппократ считал, что в здоровом теле все органы работают слаженно и гармонично, чего нельзя сказать о больном организме.

                              

                                                           -5-

 

Задача врача и состоит в том, чтобы внимательно следить за изменениями в

организме и вовремя исправлять или устранять их вредные последствия. Сама

деятельность врача, исключающая молитвы и жертвоприношения, изгнание злых

духов или умилостивление богов, заключается в том, чтобы научить пациентов

отдыхать, соблюдать чистоту, как можно дольше находиться на свежем воздухе и питаться простой, здоровой пищей. Любое излишество так

или иначе нарушает равновесие в функционировании организма; поэтому

рекомендовалось во всем соблюдать умеренность.

Короче говоря, по Гиппократу, роль медика сводилась к тому, чтобы

предоставить свободу исцеляющим силам организма, Для того времени эти советы были просто превосходными.

  Традиции Гиппократа сохранились и после его смерти. Долгие годы врачи считали за честь поставить его имя на своих работах, поэтому сейчас практически нельзя сказать, какие из дошедших до нас работ действительно принадлежат Гиппократу. Так, например, «клятва Гиппократа», которую и по сей день произносят выпускники медицинских институтов, вероятнее всего, была составлена спустя шесть столетий после его смерти. С другой стороны, можно полагать, что один из древнейших трактатов, описывающих эпилепсию, по - видимому, написан самим Гиппо-кратом. Он является отличным примером

приложения философии рационализма к биологии.

 

                    Первые шаги в систематизации биологических знаний.

Аристотель. Биологические знания древних греков, как и естествознание в целом, приобрели признаки науки при Аристотеле (384—322 гг. до н. э.). Аристотель, уроженец Северной Греции, был одно время воспитателем Александра Македонского. Расцвет его творческой деятельности относится к тому времени, когда он преподавал в созданной им знаменитой школе в Афинах. Аристотель принадлежит к числу самых разносторонних и глубоких древнегреческих философов. Его сочинения охватывают все области знания того времени - от физики до литературы и от политики до биологии. Наибольшую известность получили его труды по физике, относящиеся главным образом к строению неодушевленной природы и происходящим в ней процессам, однако, как выяснилось позднее, почти все они оказались неверными. Основой биологических знаний той эпохи можно считать «Историю животных», написанную Аристотелем в 330-е годы до н.э. Аристотеля, занявшей десять томов, и еще более поразительные семь анатомических атласов, которые к ней прилагались.                                                                          

                                                

                                                           -6-

 

  Эти труды были созданы гениальным ученым на основе изучения огромного систематического материала. Этим же объясняется конкретность, доказательность, внимание к деталям в биологических работах античного мыслителя. Удивительно, что Аристотель не спешил с выводами и не стремился к экзотике, как это часто случалось тогда в науке. «Не следует ребячески пренебрегать исследованием незначительных животных, - пишет он,- ибо в каждом произведении найдется нечто, достойное удивления». Не имея возможности проверить все сведения, сообщаемые ему рыболовами и охотниками (столь же «точными», как и в наши дни), путешественниками и моряками, старыми и новыми научными трудами, Аристотель иногда допускал ошибки, порой неожиданные и забавные. Так, он считал почему-то, что у женщин меньше зубов, чем у мужчин, что мозг человека всегда холодный, а артерии наполнены воздухом. Последнее заблуждение, впрочем, было тогда всеобщим, и даже была придумана специальная теория, остроумно объясняющая, почему из перерезанной артерии хлещет кровь, которой там нет. Но сколь незначительны эти огрехи по сравнению с огромным числом открытий! Он заметил развитие трутней из неоплодотворенных яиц у пчел, открыл оригинальный жевательный аппарат морских ежей, носящих с тех пор название Аристотелева фонаря, установил биение сердца куриного зародыша на третий день развития, нашел во внутреннем ухе улитку, обнаружил рудиментарный глаз у крота, описал случаи симбиоза...

Информация о работе Этапы становления биологи как науки