Этапы становления психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:05, реферат

Описание работы

Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:
-Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;
-Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
-Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;

Содержание работы

1 Этапы становления психологии как науки……………………….2
2 Основные критерии определения психологии как науки……….3
3 Основные категории в психологии………………………………..7
4 Список литературы………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

психология55555.docx

— 29.34 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1 Этапы становления психологии как науки……………………….2

2 Основные критерии определения  психологии как науки……….3

3 Основные категории в  психологии………………………………..7

4 Список литературы………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы становления психологии как науки.

 Как наука, психология  занимается изучением фактов, механизмов  и их закономерностей в повседневной  психической жизни. История психологии  позволяет описывать и объяснять,  каким образом данные факты  и законы стали доступными  человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:

-Необходимость в изучении  закономерностей развития знаний  о всех моментах психики;

-Необходимость раскрытия  взаимосвязи науки психологии  с прочими науками, влияющими  на ее развитие и достижения;

-Необходимость получения  знаний о зарождении и становлении  науки;

-Изучение роли личности  и индивидуального пути ее  развития.

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который  направлен на получение и развитие представлений о новейших методах  психологического исследования и представлении  о предметах. Основными этапами  развития истории психологии являются:

I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы

 

 2 Основные критерии определения психологии как науки.

Любая наука имеет в  качестве своей основы житейский  опыт, и у  каждого из нас есть запас житейских психологических  знаний. Но знание научное отличается от знания житейского. Наука  это  получение знаний с соответствиями, с определенными правилами и  это система знаний, полученных в  соответствии с определенными правилами.

 Существует ряд определенных  правил, характеризующих любую науку:

-во-первых, в науке запрещено  формулировать гипотезы, не допускающие  экспериментальной проверки

-во-вторых, все гипотезы  и выводы должны быть логически  обоснованы

-в-третьих, эксперимент  должен быть воспроизводимым

-в-четвертых, результаты  эксперимента должны быть общедоступными

-в-пятых, вывод должен  либо подтверждать, либо опровергать  гипотезу

-в-шестых, наука должна  быть демократична в противоположность  религиозным доктринам, т.е. результаты  эксперимента могут обсуждаться  всеми и со всеми.

Существует так же постулат в любой науке: должно быть наличие  объекта исследования, т.е. не может  быть науки о том, чего нет.

 Итого получаем схему:  гипотеза (логическое следствие  анализа проблемы) --Проблема   результаты – методика - экспериментальная проверка

Объект науки –  реальность, на изучение которой наука направлена. В науке выделяют объект науки, ее предмет и методы. То есть стороны  объекта, относительно которых под  своим специфическим узлом зрения выстраивает знание данная наука, называют предметом науки. Под методом  в науке имеется в виду обоснованный и нормированный способ исследовательской  деятельности.

 В системе наук, психологии  должно быть отведено особое  место:

-во-первых, потому, что эта  наука о самом сложном, что пока известно человечеству

-во-вторых, психология находится  на особом положении потому, что  в ней сливаются объект и  субъект познания (человек с помощью  мышления изучает само мышление)

-в-третьих, особенность  психология заключается в ее  практических следствиях (познавая  себя, человек будет себя изменять).

 Существует пять отличительных  особенностей психологических знаний  от научных:

-житейские психологические  знания конкретны, они приурочены  к конкретным ситуациям, конкретным  людям, конкретным задачам. Научная  же психология стремится к  обобщениям, для этого она использует  научные понятия, в которых  отражаются наиболее существенные  свойства предметов и явлений,  общие связи и отношения

-Житейские психологические  знания носят интуитивный характер, т.к. они приобретаются путем  практических проб и прилаживаний. Научные психологические знания рациональны и осознаны

-Третье отличие состоит  в способе передачи знаний  и в самой возможности их  передачи

-Четвертое различие состоит  в методах получения знаний  в сферах : к житейским наблюдению  и размышлениями в науке психологии  житейской и научной: прибавляется  эксперимент. в отличие от житейской она располагает обширным, разнообразным опытом

Научная  психология подчас обладает уникальным фактическим материалом.

Психология молодая наука. Само слово психология в переводе означает «учение о душе». Впервые  слово психология было введено в 1590 году, его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия. В науку первым ввел слово психология в 18 веке немецкий ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой  психология становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение психология от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.

 В нашей стране первая  экспериментальная лаборатория  по психология открылась в 1885 году, ее создал Бехтерев, затем он же создал такую же лабораторию в Питере в 1895 году, а в 1908 году он открыл в Питере Психоневрологический институт.

 Собственно психологический  институт при МГУ был создан  в 1912 году (открыт в 1914 году), его  основал Георгий Иванович Челпанов. В 1966 году открыли психологические  факультеты при МГУ и ЛГУ.  В 1971 году открыли Институт  на ВДНХ, его директором был  Ломов.

 Первоначально психология  развивалась как академическая  дисциплина, занимавшаяся исследованием  субъективной реальности на основе  интроспекции и эксперимента безотносительно к возможности ее практического приложения. В дальнейшем выделились прикладные (т.е. ориентированные на обслуживание определенных непсихологических практик) ее отрасли и собственно практическая психология, ориентированная на психологическую помощь как особую сферу профессиональной деятельности психолога.

-в психология, в связи с этим  различают три основные сферы:

-собственно научную

-прикладную

-практическую

Психологию можно определить как науку о закономерностях  развития и функционирования психики  как особой формы жизнедеятельности.

 Определение науке  «психология» в Большой советской  энциклопедии Леонтьев и Ярошевский дают следующее определение:  наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе жизнедеятельности человека и поведения животных.

 Из этого определения  видно, что деятельность принимается  как исходная, а психика рассматривается  как ее психологическая реальность, с которой имеет дело  производная  и неотъемлемая сторона.

 Предельно упрощая,  можно сказать, что предметом  и задачами психологии являются  психически управляемая деятельность.

 Рассмотрим, что такое  психические явления, прежде, чем дадим определение психики. Под ними понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность индивиду. Это означает, что психические явления не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются (то есть, мы не только видим, чувствуем, переживаем, но и знаем, что мы видим, чувствуем, переживаем). Отсюда следует, что единственный метод, которым можно все это изучить - психологическая интроспекция. Но, так думали классические психологи, которые считали, что ничего, кроме сознания, в психике нет, однако, существует целый ряд других проявлений психики, которые психология включила в круг своего рассмотрения:

-факты поведения;

-неосознаваемые психические  процессы;

-психосоматика

-продукты материальной  и духовной культуры

Вопрос об объекте,  предмете и задаче психологиии до сих пор остается спорным. , в первую очередь связаны они с трудностями в понимании объекта, невозможностью строго научного доказательства объективного существования психики. Различия в понимании сущности психического и подходов к нему определяют различия в трактовке объекта и предмета психологии в различных психологических школах. В связи с этим, психология в настоящее время существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым.

Существует три основных подхода к предмету:

-религиозная точка зрения: психика – дар божий;

-изотерическая точка зрения: вера в тайные силы;

-научная точка зрения: материалистическое понимание психики.

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи субъективно  отражать объективную реальность, необходимое  человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое  для управления своим поведением.

 В этом определении:

 Психика – свойство  высокоорганизованной материи –  материалистическое понимание устройства  мира и его функционирования. Материалистическое понимание психики,  но не сводимость психического к материальному, психическое – свойство материи. Не всякая материя обладает психикой, только живое обладает психикой.

 Субъективно отражать (термин взят из физики, означает  взаимодействие чего-то с чем-то, о взаимодействии мы можем  судить по результату) объективную  реальность. Не всякое отражение  – психика, а только то, что  вызывает переживания. Виды субъективных  переживаний:

-как ответ на физическую  реальность

-глюки

-образы памяти

В какой форме мы отражаем: воображение, восприятие и ощущение, образы памяти, мышление (отражает закономерные существенные связи между событиями  и предметами), эмоции (отражение  субъективного отношения к происходящему).

 Необходимое человеку  и животным для ориентировки  во внешнем мире и активного  взаимодействия с ним – подчеркивает  функцию психики – приспособительное  значение (адекватное и успешное  приспособление). Для выживания организма,  ему нужно устанавливать со  средой определенные отношения,  а для этого ему надо ориентироваться  во внешнем мире.На уровне человека психика нужна, чтобы управлять своим поведением. Нам от природы даны натуральные психические функции, но для управления своим поведением необходимо перейти к ВПФ, связанным с культурно-исторической природой психики.Чаще всего говорят, что объектом психологии является психика (понимаемая как фрагмент объективной реальности), а предметом – закономерности порождения и функционирования психики. Другой распространенный вариант: объектом является человек, а предметом – психика.

 Развитие психики шло  следующим образом:

панпсихизм – психика  отождествляется с душой: психика  есть у всего, т.к. у всего есть душа

битопсихизм – психика только у живого

зоопсихизм – психика на уровне животных

Информация о работе Этапы становления психологии как науки