Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:05, реферат
Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:
-Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;
-Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
-Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;
1 Этапы становления психологии как науки……………………….2
2 Основные критерии определения психологии как науки……….3
3 Основные категории в психологии………………………………..7
4 Список литературы………………………………………………..10
Содержание.
1 Этапы становления психологии как науки……………………….2
2 Основные критерии определения психологии как науки……….3
3 Основные категории в психологии………………………………..7
4 Список литературы………………………………………………..
Как наука, психология
занимается изучением фактов, механизмов
и их закономерностей в
-Необходимость в изучении
закономерностей развития
-Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
-Необходимость получения
знаний о зарождении и
-Изучение роли личности и индивидуального пути ее развития.
Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;
II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;
III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;
IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы
2 Основные критерии определения психологии как науки.
Любая наука имеет в
качестве своей основы житейский
опыт, и у каждого из нас есть
запас житейских
Существует ряд определенных правил, характеризующих любую науку:
-во-первых, в науке запрещено формулировать гипотезы, не допускающие экспериментальной проверки
-во-вторых, все гипотезы
и выводы должны быть
-в-третьих, эксперимент должен быть воспроизводимым
-в-четвертых, результаты
эксперимента должны быть
-в-пятых, вывод должен либо подтверждать, либо опровергать гипотезу
-в-шестых, наука должна
быть демократична в
Существует так же постулат в любой науке: должно быть наличие объекта исследования, т.е. не может быть науки о том, чего нет.
Итого получаем схему: гипотеза (логическое следствие анализа проблемы) --Проблема результаты – методика - экспериментальная проверка
Объект науки – реальность,
на изучение которой наука направлена.
В науке выделяют объект науки, ее
предмет и методы. То есть стороны
объекта, относительно которых под
своим специфическим узлом
В системе наук, психологии должно быть отведено особое место:
-во-первых, потому, что эта наука о самом сложном, что пока известно человечеству
-во-вторых, психология находится
на особом положении потому, что
в ней сливаются объект и
субъект познания (человек с помощью
мышления изучает само
-в-третьих, особенность психология заключается в ее практических следствиях (познавая себя, человек будет себя изменять).
Существует пять
-житейские психологические
знания конкретны, они
-Житейские психологические
знания носят интуитивный
-Третье отличие состоит в способе передачи знаний и в самой возможности их передачи
-Четвертое различие состоит
в методах получения знаний
в сферах : к житейским наблюдению
и размышлениями в науке
Научная психология подчас обладает уникальным фактическим материалом.
Психология молодая наука. Само слово психология в переводе означает «учение о душе». Впервые слово психология было введено в 1590 году, его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия. В науку первым ввел слово психология в 18 веке немецкий ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой психология становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение психология от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.
В нашей стране первая экспериментальная лаборатория по психология открылась в 1885 году, ее создал Бехтерев, затем он же создал такую же лабораторию в Питере в 1895 году, а в 1908 году он открыл в Питере Психоневрологический институт.
Собственно психологический
институт при МГУ был создан
в 1912 году (открыт в 1914 году), его
основал Георгий Иванович
Первоначально психология
развивалась как академическая
дисциплина, занимавшаяся исследованием
субъективной реальности на
-в психология, в связи с этим различают три основные сферы:
-собственно научную
-прикладную
-практическую
Психологию можно определить как науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Определение науке
«психология» в Большой
Из этого определения
видно, что деятельность
Предельно упрощая,
можно сказать, что предметом
и задачами психологии
Рассмотрим, что такое психические явления, прежде, чем дадим определение психики. Под ними понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность индивиду. Это означает, что психические явления не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются (то есть, мы не только видим, чувствуем, переживаем, но и знаем, что мы видим, чувствуем, переживаем). Отсюда следует, что единственный метод, которым можно все это изучить - психологическая интроспекция. Но, так думали классические психологи, которые считали, что ничего, кроме сознания, в психике нет, однако, существует целый ряд других проявлений психики, которые психология включила в круг своего рассмотрения:
-факты поведения;
-неосознаваемые психические процессы;
-психосоматика
-продукты материальной и духовной культуры
Вопрос об объекте, предмете и задаче психологиии до сих пор остается спорным. , в первую очередь связаны они с трудностями в понимании объекта, невозможностью строго научного доказательства объективного существования психики. Различия в понимании сущности психического и подходов к нему определяют различия в трактовке объекта и предмета психологии в различных психологических школах. В связи с этим, психология в настоящее время существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым.
Существует три основных подхода к предмету:
-религиозная точка зрения: психика – дар божий;
-изотерическая точка зрения: вера в тайные силы;
-научная точка зрения: материалистическое понимание психики.
Психика – особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.
В этом определении:
Психика – свойство
высокоорганизованной материи –
Субъективно отражать
(термин взят из физики, означает
взаимодействие чего-то с чем-
-как ответ на физическую реальность
-глюки
-образы памяти
В какой форме мы отражаем:
воображение, восприятие и ощущение,
образы памяти, мышление (отражает закономерные
существенные связи между событиями
и предметами), эмоции (отражение
субъективного отношения к
Необходимое человеку
и животным для ориентировки
во внешнем мире и активного
взаимодействия с ним –
Развитие психики шло следующим образом:
панпсихизм – психика отождествляется с душой: психика есть у всего, т.к. у всего есть душа
битопсихизм – психика только у живого
зоопсихизм – психика на уровне животных