Этапы становления психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:05, реферат

Описание работы

Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:
-Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;
-Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
-Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;

Содержание работы

1 Этапы становления психологии как науки……………………….2
2 Основные критерии определения психологии как науки……….3
3 Основные категории в психологии………………………………..7
4 Список литературы………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

психология55555.docx

— 29.34 Кб (Скачать файл)

енйропсихизм – психика есть только у тех, кто обладает НС

антропопсихизм – психика только у человека

функциональный критерий – реализует организм какую-то функцию  или нет

Уяснение природы психического, определяет теоретические предмет и задачи психологии.

 Задачи психологии:

познание психического посредством  раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Психологическое познание – это  опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований

создание теории психики, объединяющей и объясняющей все  полученные в исследованиях факты  и закономерности. Первые вопросы, которые  возникают при построении такой  теории - вопросы о роли психики  в живом мире, о тех функциях, которые она выполняет в эволюции и в жизни каждого организма, о механизмах психического отражения  предметов, явлений, закономерностей  окружающего мира

научиться понимать сущность психических явлений, раскрыть специфические  психологические закономерности

Научиться управлять ими

Использовать полученные знания с целью повышения, эффективности  тех отраслей практики, на пересечении, с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли

Быть теоретической основой  практики психологической службы.

3. Основные категории в психологии

Говоря о категориальном аппарате психологии, следует иметь  в виду, что основные научные понятия (категории) любой науки более  стабильны, чем объясняющие их теории; категориям присуща наибольшая степень  обобщения по сравнению с другими научными понятиями; категории являются предельными понятиями, не выводимыми из других и не сводимыми к ним.

Отражение - ключевое понятие  для психологии. Это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта.

Процесс отражения - это не воздействие объекта на субъект, а взаимодействие между ними. Сознание является высшей, но не единственной формой отражения.

Уровень и формы психического отражения меняются в ходе фило- и онтогенеза. Психическое отражение, в зависимости от его уровня, принято делить на сенсорное, перцептивное, понятийное и сознательное. Таким образом, психика есть непрерывный процесс отражения, включающий все перечисленные уровни.

Процесс психического отражения  на уровне ощущения дает нам информацию лишь о единичных, отдельных свойствах  предметов и явлений окружающей среды (как внешней, так и внутренней).

Восприятие - это построение целостного психического чувственного образа, модели реального мира, поэтому, говоря о восприятии, мы используем категорию целостного образа. С образом, в отличие от понятия, связывают  преимущественно перцептивные формы знания.

К представлению относятся  образы памяти и воображения. В отличие  от восприятия, представления имеют  обобщенный характер и обладают произвольной изменчивостью.

Понятийное мышление - процесс  социально опосредованного отражения, который ранее называли речемыслительным уровнем. В процессе мышления человек  оперирует абстрактными понятиями. Логическое мышление использует вместо образов знаки. С этим уровнем  развития связано формирование сознания и самосознания, как высшей формы  психического отражения.

Развитие психики заключается  в том, что разному уровню соответствует  своя форма отражения - от простых  форм до более сложных.

Методологический подход в психологии связан с разработкой  и рассмотрением методов научного познания и механизмов их применения в познавательной деятельности. Используются и разрабатываются такие об-щенаучные средства и методы, как наблюдение (полевое и лабораторное, внешнее и включенное, сплошное и выборочное, длительное и кратковременное); опрос (устный - беседа, диалог, дискуссия, интервью; письменный - анкетирование, тестрование) и эксперимент (констатирующий, формирующий, естественный, лабораторный).

Условиями научного исследования в психологии являются: надежность (устойчивость результатов); репрезентативность (соответствие частного общему); валидность (обоснованность, достоверность); объективность (субъективизм результатов зачастую предопределяется эффектом Розенталя - ожидания исследователя и эффектом Хотторна - ожидания испытуемых).

Исследование подвергается анализу (индуктивному - от частного к  общему и дедуктивному - от общего к  частному), синтезу, структурно- системному анализу, а также используются методы статистической обработки результатов исследования (нахождение среднего значения данных, моды, медианы, коэффициента корреляции, вариации, стандартных отклонений, ранжирование, шкалирование). Существуют компьютерные варианты программ информационных систем обработки статистических данных «Гарант», «Социум», «Стратграфикс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1М.Д.Горячев, А.В.Долгополова,  О.И.Ферапонтова, Л.Я.Хисматуллина, О.В.Черкасова.. Психология и педагогика: Учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет»,2003.

2Лекции профессора Ратникова В.П. – ВЗФЭИ, Москва, 2011

3Андреева Г.М. Психология. М.: Аспект Пресс, 2001.

 


Информация о работе Этапы становления психологии как науки