Решение оптимизационной задачи по грузоперевозкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В данной расчетной работе мы исследовали и проанализировали транспортную задачу перевозки продукции. При этом мы использовали три метода: метод северо-западного угла, метод минимальной стоимости и метод потенциалов. Метод северо-западного угла и метод минимальной стоимости в исключительных случаях дают нам оптимальный план перевозок, однако с помощью них можно получить базисное невырожденное допустимое решение, которое является стартом для метода потенциалов.

Содержание работы

1. Техническое задание 4
2. Составление матричной модели транспортной задачи 6
3. Нахождение допустимых планов перевозок 8
3.1. Метод северо-западного угла 9
3.2. Метод минимальной стоимости 9
4. Проверка наилучшего найденного плана на оптимальность решения 11
5. Нахождение оптимального решения методом потенциалов 13
6. Использование программы QSB для решения транспортной задачи 19
Выводы 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Kursovaya1эконометрика.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализируемая модель содержит в себе допустимый базисный план перевозок, однако он не является оптимальным. Согласно алгоритму метода потенциалов вернемся к пункту 2. Как мы видим, одна клетка (X24) не удовлетворяют признаку оптимальности базисного невырожденного плана перевозок. Теперь согласно алгоритму метода нам необходимо устранить образовавшийся в результате появления нового значения Z цикл.

X42,X43,X33,X23,X13,X12,X22,X32 образуют цикл (таблица 18).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 18

Введение новой переменной Z и способ устранения образовавшего цикла

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

a1=426

0,88        252

0,74              58-Z

0,80              35+Z

0,77              81

a2=518

1,07       +

0,90        518

0,98              +

0,94              +

a3=472

0,98              +

0,82        +

0,89         +

0,85              472

a4=495

1,02              +

0,86              Z

0,93          495-Z

0,90         +

a5=232

0              232

0              +

0              +

0           +

 

 

Чтобы сделать план базисным, надо избавиться от данного цикла, то есть Z должно быть равно min(58,495). Z = 58.

58 – Z≥ 0

35 + Z ≥ 0

395 – Z ≥ 0

Z ≥ 0

Ячейка X14 будет равна нулю. Таким образом, первый поставщик не будет поставлять продукцию четвертому потребителю.

Преобразуем нашу таблицу, введем вместо Z реальное значение и устраним цикл (таблица 19).

 

Таблица 19

Введение вместо переменной Z реальное значение и устранение образовавшего цикла

 

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

 

a1=426

0,88        252

0,74              +

0,80              93

0,77              81

U1= 0

a2=518

1,07       +

0,90        518

0,98              +

0,94              +

U2=-0,17

 

a3=472

0,98              +

0,82        +

0,89         +

0,85              472

U3=- 0,08

 

a4=495

1,02              +

0,86              58

0,93          437

0,90         +

U4= -0,13

 

a5=232

0              232

0              +

0              +

0           +

U5=0,88

 

 

V1=0,88

V2=0,73

V3=0,80

V4= 0,77

 

 

Рассчитаем транспортные затраты для полученного решения: С=1682,8  денежных единиц.

Проверим полученное решение на выполнение условия оптимальности (таблица 20).

Vj – Ui ≤ Cij

v1-u2

1,05

1,07

+

v1-u3

0,96

0,98

+

v1-u4

1,01

1,02

+

v2-u1

0,73

0,74

+

v2-u3

0,81

0,82

+

v2-u5

-0,15

0

+

v3-u2

0,97

0,98

+

v3-u3

0,88

0,89

+

v3-u5

-0,08

0

+

v4-u2

0,94

0,94

+

v4-u4

0,90

0,90

+

v4-u5

-0,11

0

+

 

Таблица 20

Проверка оптимальности решения

 

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

 

a1=426

0,88        252

0,74              +

0,80              93

0,77              81

U1= 0

a2=518

1,07       +

0,90        518

0,98              +

0,94              +

U2=-0,17

 

a3=472

0,98              +

0,82        +

0,89         +

0,85              472

U3=- 0,08

 

a4=495

1,02              +

0,86              58

0,93          437

0,90         +

U4= -0,13

 

a5=232

0              232

0              +

0              +

0           +

U5=0,88

 

 

V1=0,88

V2=0,73

V3=0,80

V4= 0,77

 


 

 

Подсчитаем транспортные затраты еще раз: С=1682,22  денежных единиц.

Все клетки удовлетворяют условию оптимальности, а значит, мы нашли оптимальное решение данной задачи (рис. 3).

 

Рис. 3 Оптимальное решение транспортной задачи

 

Так получается, что первый поставщик доставит 252 ед. продукции первому потребителю, 93 ед. продукции – третьему потребителю, 81 ед. – четвертому.

Второй поставщик доставит всю свою продукцию, все 518 ед. второму потребителю.

Третий поставщик доставит всю свою продукцию, все 472 ед. четвертому потребителю.

Четвертый поставщик доставит 58 ед. продукции второму потребителю и 437 ед. продукции –третьему потребителю.

В процессе данных перевозок будут удовлетворены потребности всех потребителей, кроме первого. Первый будет удовлетворен на 52,1%.

При данном плане перевозок транспортные затраты буду сведены к минимуму и будут равняться 1682,22  денежных единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.   Использование программы QSB для решения транспортной задачи 

      

Для того чтобы найти оптимальный план можно воспользоваться подпрограммойWin QSB Networking Modeling. Введем исходные данные (рис.4)

 

 

Рис. 4 Ввод исходных данных.

 

Расшифруем обозначения, используемые в программе:

Source 1,2,3,4,5 – поставщики продукции

Destination 1,2,3,4 - потребители

Demand – потребность каждого потребителя в продукции

Supply – наличие продукции у поставщика.

Нажимаем команду «Solve the problem». Программа выдают нам следующую таблицу (рис. 5).

 

 

Рис. 5 Результат. Оптимальный план перевозок.

 

Как мы видим, транспортные затраты, найденные нами вручную и посчитанные программой, совпадают. Однако сами планы перевозок отличаются. Данный факт означает, что существует в данной задаче несколько оптимальных планов, при которых транспортные затраты минимальны. (рис. 6).

Информация о работе Решение оптимизационной задачи по грузоперевозкам