Решение оптимизационной задачи по грузоперевозкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В данной расчетной работе мы исследовали и проанализировали транспортную задачу перевозки продукции. При этом мы использовали три метода: метод северо-западного угла, метод минимальной стоимости и метод потенциалов. Метод северо-западного угла и метод минимальной стоимости в исключительных случаях дают нам оптимальный план перевозок, однако с помощью них можно получить базисное невырожденное допустимое решение, которое является стартом для метода потенциалов.

Содержание работы

1. Техническое задание 4
2. Составление матричной модели транспортной задачи 6
3. Нахождение допустимых планов перевозок 8
3.1. Метод северо-западного угла 9
3.2. Метод минимальной стоимости 9
4. Проверка наилучшего найденного плана на оптимальность решения 11
5. Нахождение оптимального решения методом потенциалов 13
6. Использование программы QSB для решения транспортной задачи 19
Выводы 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Kursovaya1эконометрика.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

Проверим условие оптимальности для неположительных клеток матричной модели. Знак «+» говорит о том, что условие выполняется, знак «-» - не выполняется.

Vj – Ui ≤ Cij

x11

0,90

0,88

-

x21

1,06

1,07

+

x31

0,98

0,98

+

x32

0,82

0,82

+

x42

0,86

0,86

+

x52

-0,16

0

+

x13

0,81

0,80

-

x23

0,97

0,98

+

x53

-0,09

0

+

x14

0,78

0,77

-

x44

0,90

0,90

+

x54

-0,13

0

+

 

Таким образом, мы получаем следующую таблицу.

 

Таблица 7

Проверка оптимальности решения

 

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

a1=426

0,88        -

0,74              426

0,80              -

0,77              -

a2=518

1,07       +

0,90        150

0,98              +

0,94              368

a3=472

0,98              +

0,82        +

0,89         287

0,85              185

a4=495

1,02              252

0,86              +

0,93          243

0,90         +

a5=232

0              232

0              +

0              +

0           +

 

С помощью признака оптимальности базисного невырожденного плана перевозок мы определили, что допустимое базисное невырожденное решение, полученное с помощью метода минимальной стоимости является неоптимальным. Признаку оптимальности не удовлетворяется целых три клетки таблицы, поэтому для нахождения оптимального плана нам необходимо обратиться к методу потенциалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Нахождение оптимального решения методом потенциалов 

 

Метод потенциалов используется для нахождения оптимального плана. Он стартует с неоптимального базисного невырожденного плана перевозок.

Алгоритм метода потенциалов:

1.    Базисный невырожденный план перевозок

2.    Проверка оптимальности

3.    Нахождение Vj, Ui

4.    Vj – Ui ≤ Cij

5.    Если П. 4 выполняется, то оптимальный план найден.

Если П. 4 не выполняется, то находим p,q по следующей формуле:

6.    Находим Xqp

Xqp=Z

7.    Находим и устраняем цикл.

8.    Возвращаемся к П.2.

Итак, применим метод потенциалов для лучшей из полученных моделей (получена методом минимальной стоимости). Модель представлена в таблице 8, на которой отображена проверка решения на оптимальность.

 

Таблица 8

Проверка оптимальности решения

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

a1=426

0,88        -

0,74              426

0,80              -

0,77              -

a2=518

1,07       +

0,90        150

0,98              +

0,94              368

a3=472

0,98              +

0,82        +

0,89         287

0,85              185

a4=495

1,02              252

0,86              +

0,93          243

0,90         +

a5=232

0              232

0              +

0              +

0           +

 

 

В П. 3 было доказано, что анализируемая модель содержит в себе допустимый базисный план перевозок, однако он не является оптимальным. Найдем его с помощью метода потенциалов.

Как мы видим, две клетки (X11, X13,X14) не удовлетворяют признаку оптимальности базисного невырожденного плана перевозок. Клетка X11 содержит максимальное отклонениеV1 – U1 от C11 в 0,02, поэтому разместим в этой клетке значение Z. Теперь, согласно алгоритму метода, нам необходимо устранить образовавшийся в результате появления нового значения Z цикл.

X11,X21,X31,X41,X42,X43,X33,X34,X24,X23,X22,X12 образуют цикл (таблица 9).

 

 

Таблица 9

Введение новой переменной Z и способ устранения образовавшего цикла

 

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

a1=426

0,88       Z

0,74              426-Z

0,80              -

0,77              -

a2=518

1,07       +

0,90        150+Z

0,98              +

0,94              368-Z

a3=472

0,98              +

0,82        +

0,89         287-Z

0,85              185+Z

a4=495

1,02              252-Z

0,86              +

0,93          243+Z

0,90         +

a5=232

0              232

0              +

0              +

0           +

 

 

Чтобы сделать план базисным, надо избавиться от данного цикла, то есть Z должно быть равно min(252;426;287;268). Z = 252.

426 – Z  ≥ 0

150 + Z ≥ 0

268 – Z ≥ 0

185 + Z ≥ 0

287 – Z ≥ 0

243 + Z ≥ 0

252 – Z ≥ 0

Z ≥ 0

ЯчейкаX41 будет равна нулю. Таким образом, четвертый поставщик не будет поставлять продукцию первому потребителю.

Преобразуем нашу таблицу, введем вместо Z реальное значение и устраним цикл (таблица 10).

 

Таблица 10

Введение вместо переменной Z реальное значение и устранение образовавшего цикла

 

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

a1=426

0,88        252

0,74              174

0,80              -

0,77              -

a2=518

1,07       +

0,90        402

0,98              +

0,94              116

a3=472

0,98              +

0,82        +

0,89         35

0,85              437

a4=495

1,02              +

0,86              +

0,93          495

0,90         +

a5=232

0              232

0              +

0              +

0           +

Информация о работе Решение оптимизационной задачи по грузоперевозкам