Проблемы математического моделирования в предметных областях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Моделированием называется замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели. Таким образом, моделирование может быть определено как представление объекта моделью для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью. И.Т. Фролов отмечал, что «моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы». Здесь в основе мысль, что модель средство познания, главный ее признак - отображение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1)Общие положения математического моделирования. Моделирование как метод научного познания……………………………………………………...….5
2)Понятие математического моделирования как методологии научных исследований……………………………………………………………………..7
а)Модели прогноза или расчетные модели без управления…………………..9
б) Оптимизационные модели…………………………………………………....9
в) Кибернетические модели……………………………………………………..10
3)Особенности кибернетического моделирования………………………..…..11
4)Моделирование мыслительной деятельности человека………………….....13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

1 задание реферат проблемы математического моделирования в предметных областях.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ГОСУНИВЕРСИТЕТ - УНПК»

 

Кафедра: «Прикладная математика и информатика»

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент Полякова Екатерина Евгеньевна Шифр 130035 Группа 11-БС

ВАРИАНТ № 20

  1. Написать реферат на тему :  «Проблемы математического моделирования в предметных областях.»
  2. Составить таблицу, записать составленные формулы и построить диаграмму. Тип диаграммы: круговая. Исходные данные для построения диаграммы: данные столбца Доход относительно данных столбца Код. Легенда: данные столбца Код. Значения областей диаграммы должны быть выражены в процентах.
  3. Разработать алгоритм и составить программу.                                                     Даны натуральное число m и целые . Получить новую последовательность, выбросив из последовательности , все члены с наименьшим значением .
  4. Вычислить значение функции и начертить график .f(x) с шагом 0,15 ;

 

Руководитель: ________ ____________________________________________

подпись  Ф.И.О.

Задание принял к исполнению «___» _______________ 2014 г.

Подпись студента __________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1................................................................................................................4

Задание 2................................................................................................................20

Задание 3 …...........................................................................................................25

Задание 4 …...........................................................................................................27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….......................................29 
Задание 1 . Реферат на тему :  «Проблемы математического моделирования в предметных областях.»

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...……3

1)Общие положения математического  моделирования. Моделирование как  метод научного познания……………………………………………………...….5

2)Понятие математического моделирования как методологии научных исследований……………………………………………………………………..7

а)Модели прогноза или расчетные модели без управления…………………..9

б) Оптимизационные модели…………………………………………………....9

в) Кибернетические модели……………………………………………………..10

3)Особенности кибернетического моделирования………………………..…..11

4)Моделирование мыслительной деятельности  человека………………….....13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

Введение

В развитии различных областей человеческой деятельности математика оказывала и оказывает существенное влияние. Ее роль складывалась исторически и зависела от двух факторов: степени развития математических понятий и математического аппарата, а также степени зрелости знания об изучаемом объекте.                                                                                 Математические понятия в процессе своего возникновения как бы впитывают в себя существенные свойства предметов и явлений и их отношений в виде существующих математических законов и структур. В результате свойства чувственно-конкретных предметов и явлений концентрированно отражаются в конкретных математических понятиях и структурах.

Дальнейшее развитие математических понятий и теорий происходит на базе уже существующих математических объектов. Математические объекты и теории не только обретают чувственно абстрактность, но и универсальную всеобщность и широкую применимость. В процессе применения математики осуществляется восхождение от абстрактного к конкретному.

Структуры «мира математического» успешно применяются для анализа «мира экспериментального», так как первый является идеально-абстрактной, обобщенной и логически более совершенной картиной второго.

Современное развитие науки характеризуется потребностью сложного изучения всевозможных сложных процессов и явлений – физических, химических, биологических, экономических, социальных и других. Происходит значительное увеличение темпов математизации и расширение ее области действия. Теории математики широко применяются в других науках. Это вызвано естественным процессом развития научного знания, который потребовал привлечения нового и более совершенного математического аппарата, проявлением новых разделов математики, а также кибернетики, вычислительной техники и так далее, что значительно увеличило возможности ее применения[2] .

Более точное математическое описание процессов и явлений, вызванное потребностями современной науки, приводит к появлению сложных систем интегральных, дифференциальных, интегральных, трансцендентных уравнений и неравенств, которые не удается решить аналитическими методами в явном виде. Для решения таких задач приходится прибегать к вычислительным алгоритмам, использовать какие-либо бесконечные процессы, сходящиеся к конечному результату. Приближенное решение задачи получается при выполнении определенного числа шагов.

Развитие ЭВМ стимулировало более интенсивное развитие вычислительных методов, создало предпосылки решения сложных задач науки, техники, экономики. Широкое применение при решении таких задач получили методы прикладной математики и математического моделирования.

В настоящее время прикладная математика и ЭВМ являются одним из определяющих факторов научно-технического прогресса. Они способствуют ускорению развития ведущих отраслей народного хозяйства, открывают принципиально новые возможности моделирования и проектирования сложных систем с выбором оптимальных параметров технологических процессов.

ЭВМ обеспечивает интенсивный процесс математизации не только естественных и технических, но также общественных и гуманитарных наук. Математическое моделирование и ЭВМ получают широкое применение в химии, биологии, медицине, психологии, лингвистике и этот список можно продолжать и продолжать.

В реферате предпринята попытка рассмотреть аспекты математического моделирования как метода познания окружающего мира. Исследованы общие вопросы математического моделирования. Определяются и обосновываются понятия моделирование, , математическая модель и математическое моделирование, приводится классификация математических моделей. Рассматривается применение математического моделирования в различных отраслях человеческого знания и деятельности. Вторая часть посвящена вопросам кибернетики, моделирования мысленной деятельности человека. Поднимаются вопросы искусственного интеллекта, модели искусственного нейрона, нейросетевых технологий.

1)Общие положения математического моделирования. Моделирование как метод научного познания.

Моделирование, как специфическое средство и форма научного познания не является изобретением XIX или XX века. Достаточно указать на представления Демокрита и Эпикура об атомах, их форме, и способах соединения, об атомных вихрях и ливнях, объяснения физических свойств различных веществ с помощью представления о круглых и гладких или крючковатых частицах, сцепленных между собой. Эти представления являются прообразами современных моделей, отражающих ядерно-электронное строение атома вещества.

В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Остановимся на общей теории моделирования[3] .

Методологическая основа моделирования заключается в следующем. Все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом (лат. objectum – предмет). Выработка методологии направлена на упорядочение получения и обработки информации об объектах, которые существуют вне нашего сознания и взаимодействуют между собой и внешней средой.

В научных исследованиях большую роль играют гипотезы. Быстрая и полная проверка гипотез может быть проведена в ходе специально поставленного эксперимента. При формулировании и проверки правильности гипотез большое значение в качестве метода суждений имеет аналогия.

Аналогией называют суждение о каком либо частном сходстве двух объектов, причем такое сходство может быть существенным и несущественным. Существенность сходства (различия) зависит от уровня абстрагирования и в общем случае определяется конечной целью проводимого исследования. Современная научная гипотеза создается, как правило, по аналогии с проверенными на практике научными положениями. Таким образом, аналогия связывает гипотезу с экспериментом.

Гипотезы и аналогии, отражающие реальный, объективно существующий мир, должны обладать наглядностью или сводится к удобным для исследования логическим схемам. Такие логические схемы, упрощающие рассуждения и логические построения или позволяющие проводить эксперименты, уточняющие природу явлений, называются моделями. Другими словами модель (лат. modulus - мера) – это объект заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала.

Моделированием называется замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели. Таким образом, моделирование может быть определено как представление объекта моделью для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью. И.Т. Фролов отмечал, что «моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы». Здесь в основе мысль, что модель средство познания, главный ее признак - отображение. Теория замещения одних объектов (оригиналов) другими объектами (моделями) и исследование свойств объектов на их моделях называется теорией моделирования.

Если результаты моделирования подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования процессов, протекающих в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту. При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев.

Процесс моделирования предполагает наличие:

объекта исследования;

исследователя, перед которым поставлена конкретная задача;

модели, создаваемой для получения информации об объекте и необходимой для решения поставленной задачи.

По отношению модели исследователь является экспериментатором, только в данном случае эксперимент проводится не с реальным объектом, а с его моделью. Надо иметь в виду, что любой эксперимент может иметь существенное значение в конкретной области науки только при специальной его обработке и обобщении. Единичный эксперимент никогда не может быть решающим для подтверждения гипотезы, проверки теории. Следует помнить о том, что критерием истины являются опыт, практика, экспериментальное исследование.

2)Понятие математического моделирования как методологии научных исследований

Под математическим моделированием, в узком смысле слова, понимают описание в виде уравнений и неравенств реальных физических, химических, технологических, биологических, экономических и других процессов. Для того чтобы использовать математические методы для анализа и синтеза различных процессов, необходимо уметь описать эти процессы на языке математики, то есть описать в виде системы уравнений и неравенств.

Как методология научных исследований математическое моделирование сочетает в себе опыт различных отраслей науки о природе и обществе, прикладной математики, информатики и системного программирования для решения фундаментальных проблем. [4] .

По своей сути математическое моделирование есть метод решения новых сложных проблем, поэтому исследования по математическому моделированию должны быть опережающими. Следует заранее разрабатывать новые методы, готовить кадры, умеющие со знанием дела применять эти методы для решения новых практических задач.

Математическая модель может возникнуть тремя путями: 1)В результате прямого изучения реального процесса. Такие модели называются феноменологическими. 2)В результате процесса дедукции. Новая модель является частным случаем некоторой общей модели. Такие модели называются асимптотическими. 3)В результате процесса индукции. Новая модель является обобщением элементарных моделей. Такие модели называют моделями ансамблей.

Процесс моделирования начинается с моделирования упрощенного процесса, который с одной стороны отражает основные качественные явления, с другой стороны допускает достаточно простое математическое описание. По мере углубления исследования строятся новые модели, более детально описывающие явление.

Математическая модель и реальный процесс не тождественны между собой. Как правило, математическая модель строится с некоторым упрощением и при некоторой идеализации. Она лишь приближенно отражает реальный объект исследования, и результаты исследования реального объекта математическими методами носят приближенный характер. Точность исследования зависит от степени адекватности модели и объекта и от точности применяемых методов вычислительной математики.

Схема построения математических моделей следующая: 1)Выделение параметра или функции, подлежащей исследованию. 2)Выбор закона, которому подчиняется эта величина. 3)Выбор области, в которой требуется изучить данное явление. 4)Классификация математических моделей

Существуют всевозможные классификации математических моделей..

Информация о работе Проблемы математического моделирования в предметных областях