Экономико-математические методы и прикладные модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 06:59, лабораторная работа

Описание работы

Фирма рекламирует свою продукцию с использованием четырех средств: телевидения, радио, газет и афиш. Из различных рекламных экспериментов, которые проводились в прошлом, известно, что эти средства приводят к увеличению прибыли соответственно на 10, 3, 7 и 4 у.е. в расчете 1 у.е., затраченную на рекламу.

Содержание работы

Задача 1 3
Задача 2 10
Задача 3 15
Задача 4 21
Задача 5 28 Задача 6 38
Задача 7 44
Список литературы 48

Файлы: 1 файл

лаб 7(3).doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

ВСЕРОСИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

Лабораторная  работа по дисциплине

«Экономико-математические методы и прикладные модели» 

Вариант № 7 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Студент – Логвина Ю.В.

                Номер личного дела – 09УББ02927

                Специальность – бухгалтерский учет

                анализ  и аудит

                Преподаватель – Хусаинова З.Ф. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Уфа, 2011

     Содержание 

Задача 1                                                                                                                3                                                                                                                                                                                                 

Задача 2                                                                                                              10                                                                                                                                    

Задача 3                                                                                                              15                                                                                                                                  

Задача 4                                                                                                             21                                                                                                                                   

Задача 5                                                                                                              28                                                                                                                  Задача 6                                                                                                              38

Задача 7                                                                                                              44                                                                                                                                                                                                                                                                 

Список литературы                                                                                           48

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 1. 

Дано:

Фирма рекламирует свою продукцию с  использованием четырех средств: телевидения, радио, газет и афиш. Из различных рекламных экспериментов, которые проводились в прошлом, известно, что эти средства приводят к увеличению прибыли соответственно на 10, 3, 7 и 4 у.е. в расчете 1 у.е., затраченную на рекламу.

Распределение рекламного бюджета по различным  средствам, починено следующим ограничениям:

а) полный бюджет не должен превосходить 500 000 у.е.;

б) следует  расходовать не более 40 % бюджета  на телевидение и не более 20 % бюджета  на афиши;

в) вследствие привлекательности для подростков радио на него следует расходовать, по крайней мере, половину того, что планируется на телевидение.

Сформируйте задачу распределения средств по различным источникам как задачу линейного программирования и решите ее. 

Решение:

Экономико-математическая модель задачи:

Переменные: X1, X2, X3, X4 – объём производства рекламных средств, которые использует фирма.

Целевая функция: f(X) = 10X1+3X2+7X3+4X4 → max.

Ограничения:

X1≤200000,            (ограничение по телевидению);

X2≥100000,            (ограничение по радио);

X3≤100000,            (ограничение по газете);

X4≤100000.            (ограничении по афише).

X1, X2, X3, X4≥0.

  1. Указываем адреса ячеек, в которые будет помещён результат решения (устанавливаем изменяемые ячейки). В данной задаче оптимальные значения вектора X = (X1, X2, X3, X4) будут помещены в ячейках A2:G2, а оптимальное значение целевой функции – в ячейке F8.
  2. Вводим исходные данные. Введём исходные данные задачи, как показано на рисунке:

     

  1. Введём  зависимость для  целевой функции.

    - Помещаем  курсор в ячейку F8, произойдёт выделение ячейки.

    - Помещаем курсор на кнопку Мастер функций, расположенный на панели инструментов.

    - Введём  Enter. На экране появится диалоговое окно Мастер функцийшаг 1 из 2.

    - В окне  Категория выбираем категорию Математические.

    - В окне  Функции выбираем строку СУММПРОИЗВ. На экране появится диалоговое окно СУММПРОИЗВ.

    - В строку  Массив 1 введём $B$2:$E$2.

    - В строку  Массив 2 введём B8:E8.

     

  1. Вводим  зависимости для  ограничений.

    - Содержимое  ячейки F8 копируем в ячейки F3:F7.

     

    5. Запускаем команду Поиск Решения.

    6. Назначаем ячейку  для целевой функции.

    - Помещаем  курсор в строку Установить целевую ячейку.

    - Вводим адрес  целевой ячейки $F$8.

     

    - Выбираем  тип целевой функции в зависимости  от условия задачи, в данной  задаче целевая функция равна  Максимальному значению.

    - Помещаем  курсор в строку Изменяя ячейки.

    - Вводим адреса  искомых переменных $B$2:$E$2.

     

  1. Вводим  ограничения.

    - помещаем  указатель мыши на кнопку  Добавить. На экране появится диалоговое окно Добавление ограничения.

     

    - в строке  Ссылка на ячейку вводим адрес $B$2:$E$2.

    - вводим знак  ограничения: «=>».

    - в строке  Ограничение введём 0.

    - в строке  Ссылка на ячейку вводим адрес $F$3.

    - вводим знак  ограничения: «<=».

    - в строке  Ограничение введём адрес $G$3.

     

    - помещаем  указатель мышки на кнопку Добавить. На экране появится диалоговое окно Добавление ограничения.

     

    - введём остальные  ограничения задачи по описанному  выше алгоритму.

    - после того  как введены все ограничения,  нажимаем кнопку OK.

    На экране появится диалоговое окно Поиск решения с введенными условиями.

     

  1. Введём  параметры для  решения задачи линейного  программирования.

    - В диалоговом  окне Поиск решения помещаем указатель мыши на кнопку Параметры. На экране появится диалоговое окно Параметры поиска решения.

    - установим  флажки в окнах Линейная модель (это обеспечит выполнение симплекс-метода) и Неотрицательные значения.

    - помещаем  указатель мышки на кнопку  OK. На экране появится диалоговое окно Поиск решения.

    - помешаем  указатель мышки на кнопку  Выполнить.

     
     

    Через непродолжительное время появится диалоговое окно Результаты поиска решения и исходная таблица с заполненными ячейками A2:B2 для значений X и ячейкой E2 с максимальным значением целевой функции.

     

    Если указать  тип отчёта Результаты, можно получить дополнительную информацию об оптимальном решении.

     

     Ответ: Полученное решение означает, что фирма может получить наибольшую прибыль, если распределит рекламный бюджет равный 500000 у.е. следующим образом: 200000 – телевизионная реклама; 100000 – радиореклама и 20000 – рекламирование через газету. 
 

Задача 2. 

Дано:

В распоряжении некоторой компании имеется 6 торговых точек и 5 продавцов. Из прошлого опыта  известно, что эффективность работы продавцов в различных торговых точках неодинакова. Коммерческий директор компании произвёл оценку деятельности каждого продавца в каждой торговой точке. Результаты этой оценки приведены в таблице:

Как коммерческий директор должен осуществить назначение продавцов по торговым точкам, чтобы  достичь максимального объёма продаж? 

Решение:

  1. Создаём форму для решения задачи.

    Создаём матрицу  назначений. Для этого необходимо выполнить резервирование изменяемых ячеек, поэтому в блок ячеек B3:G7 вводим «1» – так резервируется место, где после решения задачи будет находиться распределение поставок, обеспечивающее минимальные затраты на перевозку груза.

  1. Ввод исходных данных.

    В конкретном примере осуществляем ввод объёма продаж по торговым точкам: A12:G17.

     

    3. Вводим граничных  условий. 

    - помещаем  курсор в ячейку A3;

    - выбираем  знак ;

    - выделяем  необходимые для суммирования ячейки B3:G3;

    - нажимаем  ENTER для подтверждения ввода формулы для суммирования.

    Аналогичные действия выполняем для ячеек  A4, A5, A6, A7, а также для ячеек B8:G8.

     

    4. Назначаем целевую  функцию.

    Для этого  выполняем следующие действия:

    - помещаем  курсор в ячейку B18 (после решения задачи в данной ячейке будет находиться значение целевой функции);

    - запускаем  значок Мастер функций;

    - в окне  Категория выбираем Математические;

    - в окне  Функция при помощи спинера выбираем СУММПРООИЗВ;

    - нажимаем кнопку OK;

    - в окне  СУММПРОИЗВ указываем адреса массивов, элементы которых обрабатываются этой функцией.

    - в поле  Массив 1 указываем адреса ячеек B12:G16;

    - в поле  Массив 1 указываем адреса ячеек B3:G7;

    - нажимаем  кнопку OK – подтверждение окончания ввода адресов массивов.

    В поле ячейки B18 появится некоторое числовое значение – число 1628.  

     

  1. Введём  зависимости из математической модели.

Информация о работе Экономико-математические методы и прикладные модели