Улавливание и переработка сырого бензола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: заключается в ознакомлении с уже существующими процессами улавливания и переработки сырого бензола. Показать уже существующие новшества в этих процессах для более полной выделения и очистки сырого бензола от смеси углеводородов. Акцентировать внимание не на основной товарной продукции, такой как бензол, толуол, ксилол и их гомологи, а на получении товарной продукции, такой как циклопентадиен, сероуглерод и инден-кумароновые смолы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Методы улавливание сырого бензола………………………………………...4
1.1Улавливание при охлаждении под давлением……………………………4
1.2.Адсорбция сольвентом при охлаждении под давлением………………..5
1.3.Улавливание активированным углем……………………………………..7
1.4.Улавливание поглотительным маслом……………………………………8
1.5.Адсорбция при повышенном давлении………………………………….12
1.6. Выделение бензольных углеводородов из поглотительного масла…..13
1.7.Физико-химические свойства сырого бензола и его состав……………15
1.8.Нестандартные методы улавливания……………………………………16
2.Переработка сырого бензола………………………………………………22
2.1.Дистиляция сырого бензола на бензол 1 и бензол 2……………………27
2.2.Разгонка на бензол 2………………………………………………………28
2.3.Сернокислотная очистка бензола………………………………………..36
2.4.Каталитическая очистка бензола………………………………………...37
2.5.Переработка сероуглерода и циклопентадиена…………………………40
2.6.Переработка бензола, толуола, ксилола, о,м,п- ксилола……………….41
2.7.Выделение из бензола 2 инден-кумароновых смол…………………….49
Заключение.......………………………………………………………………48
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ХТТТ курсач.docx

— 5.61 Мб (Скачать файл)

Рис 2. Характеристика насыщения масла по высоте скруббера.[8]

Разработанный тип насадки уменьшает требуемую поверхность по сравнению с деревянной хордовой как минимум в два раза. Данные показатели достигнуты на невысоких линейных скоростях газа (0,7-1,1 м/с), что дает существенные преимущества новой конструкции аппарата по величине гидравлического сопротивления. Журнал кокс и химия. Опыт эксплуатации современного бензольного отделения.[8]

 

Таблица № 1

Приведена характеристика насыщения поглотительного масла бензольными углеводородами по высоте скруббера.[8]

Основные проектные данные нового скруббера:

Габариты, мм:

 

Высота

39035

Диаметр

600

Номинальный расход коксового газа, тыс. нм3/ч

100-120

Скорость газа в свободном сечении, м/с

1,0-1,2

Относительное свободное сечение насадки, %

95

Рабочая поверхность насадки, м2

27720

Номинальный расход поглотительного масла, м3/ч 

180-200


 

В ОАО «Алчевсккокс» подача коксового газа для улавливания бензола производится двумя потоками. В каждом потоке было установлено по 2 бензольных абсорбера с Z-образной алюминиевой насадкой. В первом потоке- абсорберы №1 и 2, во втором- №4 и 4.[7]

В процессе эксплуатации абсорберов выяснилось, что Z-образная алюминиевая насадка из-за узких каналов забивалась присутствующим в поглотительном масле шламом, а сама насадка из алюминия кородировала, что привело к затратам на е замену. [7]

В этой связи Гипрококсом по заданию завода был разработан проект конструкции существующих бензольных абсорберов № 1 и 2.[7]

Для уменьшения стоимости технических проект реконструкции абсорберов был выполнен с максимальным использованием элементов существующих внутренних устройств. В проекте было предусмотрено 5 ярусов структурированной насадки, и большей шириной каналов, чем у замененной z-образной насадки и у существующей плоскопараллельной.[7]

Таким образом, из анализа работы абсорберов видно, что реконструируемый абсорбер № 2 первого потока даже при отсутствии одного яруса структурированной насадки, 14% объема проектного количества насадки, работает лучше, чем два существующих абсорбера № 3, 4 второго потока. И почти в пределах допустимого ограничения по содержанию бензольных углеводородов в коксовом газе после его очистки.[7]

Разработанная Гипрококсом структурированная насадка имеет высокую эффективность и низкое гидравлическое сопротивление. Насадка может быть установлена в существующих скрубберах. Применение новой насадки, позволяет улавливать бензольные углеводороды в одном абсорбере.[7]

Таблица № 2

Анализ работы абсорберов[7]

Показатели

1 поток (абсорбер № 2)

2 поток (абсорберы №3, 4)

Количество подаваемого коксового газа, тыс. м3/ч

90-100

60-70

Количество подаваемого поглотительного масла, м3/ч

200-205

200-205

Содержание бензольных углеводородов на входе в абсорбер, г/м3

36-37

36-37

Содержание бензольных углеводородов на выходе из абсорбера, г/м3

2,9-4,2

4,3-4,7

Гидравлическое сопротивление аппарата мм вод. ст.

60 (без учета сопротивления отбойника)

-


 

1.5.Адсорбция при повышенном  давлении

При абсорбции бензольных углеводородов из коксового газа под повышенным давлением условия процесса значительно меняются. На (рисунке 2)  показано изменение равновесной концентрации и расход поглотительного масла в зависимости от давления в адсорбере. Скорость адсорбции бензольных углеводородов из газа значительно увеличивается с повышением давления в адсорбере, при этом резко снижается удельный расход поглотительного масла, что позволяет уменьшить поверхность насадки скрубберов. При уменьшении количества масла, подаваемого в насадочные аппараты, снижается плотность орошения, в результате чего не обеспечивается достаточная смачиваемость поглотителем всей насадки. Поэтому при адсорбции бензольных углеводородов под давлением обычно применяют тарельчатые адсорберы барботажного типа.[1]

Рис 2. Зависимость равновесной концентрации (1) и расход поглотительного масла (2) от давления в абсорбере.[1]

Рис 3. Зависимость скорости абсорбции от давления в абсорбере (при t=300С и ʋ=1,5м/сек).[1]

1.6.Выделение бензольных углеводородов из поглотительного масла

Выделение бензольных углеводородов их поглотительного масла осуществляется дистиляецией, оно основано на разнице температур кипения бензольных углеводородов, выкипающих в основном при 1800С, и масла, кипящего при более высокой температуре. Процесс дистилляции осуществляется в аппарате колонного типа. Насыщенное бензолом масло стекает по тарелкам сверху вниз, а острый пар, поднимаясь снизу вверх, барабатирует через слой жидкости на тарелки и увлекает с собой пары бензольных углеводородов. Ввод острого пара понижает температуру кипения смеси до 125-1400С. Температура кипения смеси зависит от количества вводимого острого пара: чем больше количество последнего, тем ниже температура кипения смеси.[3]

Важным фактором, влияющим на процесс сорбции бензольных углеводородов из насыщенного поглотительного масла, является давление внизу колонны. Если в процессе абсорбции бензольных углеводородов из коксового газа повышение давления в скруббере оказывается положительным фактором, способствующим интенсификации процесса, то при десорбции бензольных углеводородов из насыщенного масла повышенное давление в колонне является отрицательным фактором, препятствующих переходу бензольных углеводородов из жидкой фазы в паровую. Поэтому давление внизу колонны не должно превышать предельного рабочего давления, на какое рассчитана колонна по проекту.[3]

Одновременно с отгонкой бензольных углеводородов отгоняются наиболее низкокипящие погоны поглотительного масла и нафталин. Пары воды, масла, нафталина и бензольных углеводородов поступают в верхнюю дефлегмационную часть колонны или непосредственно в дефлегматор. Так как во всей этой смеси наиболее высококипящими являются пары масла, то именно с них начинается процесс конденсации. В дефлегмационной части колонны этот процесс должен происходить таким образом, чтобы водяные пары не конденсировались и не обводняли масло.[3]

Ранее в цехе улавливания №1 ПАО АКХЗ использовали традиционную схему дистилляции оборотного масла с дефлегмацией его паров вне бензольной колонны.[8]

Использование традиционной схемы с орошением флегмой имеет следующие основные недостатки. Во-первых, получаемая в дефлегматоре флегма и образующийся конденсат водяных паров (флегмовая вода) близки по удельному весу, и их гравитационное разделение по средствам отстоя весьма затруднительно. В результате этого содержание смолистых веществ в сепараторной воде повышается, что затрудняет ее дальнейшую переработку.[8]

Во-вторых, при подаче флегмы в масло «бензине» она вновь возвращается в дистилляционную колонну, затем в дефлегматор, наиболее ценные компоненты масла, входящие в состав флегмы, циркулирует в контуре «сборник масла «бензине» - дефлегматор», при этом, не принимая участия в процессе очистки коксового газа.[8]

В-третьих, при орошении флегмой легкие «погоны» поглотительного масла попадают в сырой бензол, что ухудшает его качество и ведет к перерасходу масла. Конденсация паром масла в дистилляционной колонне рассматривается как громоздкий и не в полнее рациональный технологический прием.[8]

На ПАО АКХЗ впервые в Украине применена схема дистилляции с орошением рефлюксом вместо прежней схемы с орошением бензольной колонны флегмой.[8]

Для реализации орошения колонны рефлюксом и дистилляционная колонна должна включать в себя исчерпывающую и укрепляющую часть, орошаемую рефлюксом из смеси углеводородов, температура кипения которых существенно ниже температуры кипения легких погонов масла. Эффективность работы укрепляющей части колонны, оценивается потерями метилгомологов нафталина с сырым бензолом, селективностью разделения паров нафталина и его метил гомологов.[8]

Содержание нафталина нафталина в масле желательно поддерживать на наиболее низком уровне с целью доочистки газа от нафталина до нормативных требований, а содержание метилгомологов – на наиболее высоком уровне для обеспечения высокой поглотительной способности масла по отношению к бензольным углеводородам. По предварительной оценке максимальное число тарелок в укрепляющей части дистилляционной колонны находится в пределах 6-10. Журнал кокс и химия. Опыт эксплуатации современного бензольного отделения.[8]

1.7.Физико-химические свойства сырого бензола и его состав

Сырой бензол представляет собой прозрачную легкоподвижную жидкость слабо–желтого цвета. Значительно легче воды, не растворяется в воде и легко от нее расслаивается. При хранении сырой бензол быстро темнеет вследствие окисления и полимеризации непредельных соединений в смолистые вещества, которые растворяются в бензоле и окрашивают его.[3]

Сырой бензол – это многокомпонентная система, основными составляющими которой являются одноядерные ароматические соединения – бензольные углеводороды и различные примеси. Основная масса сырого бензола выкипает до 180°С. Выше этой температуры, кипят содержащиеся в сыром бензоле легкокипящие погоны поглотительного масла, а также непредельные соединения. Основными компонентами сырого бензола являются бензол и его гомологи. В виде примесей в сравнительно незначительном количестве в нем содержатся различные непредельные соединения (например, циклопентадиен, стирол, кумарон, инден и другие), в еще меньшем количестве сернистые соединения (сероуглерод и тиофен) и в совсем незначительном количестве – насыщенные углеводороды, фенолы и пиридиновые основания. Состав сырого бензола не постоянен и зависит от состава шихты и технологических условий коксования.[2]

Содержание непредельных соединений в сыром бензоле зависит, главным образом, от температуры коксования. С повышением температуры коксования содержание непредельных углеводородов снижается, их состав изменяется в сторону увеличения выхода низкокипящих соединений.[2]

Непредельные соединения распределены между фракциями сырого бензола неравномерно. Наиболее богаты непредельными углеводородами низкокипящие компоненты (до 79°С), называемые головной или сероуглеродной фракцией. Высококипящая фракция (выше 145°С) называется тяжелым бензолом. В головной фракции содержится около 50% (до 25% от ресурсов в сыром бензоле) низкокипящих непредельных соединений. Основными компонентами являются весьма реакционный углеводород циклопентадиен (температура кипения 42,5°С), характеризуется его способностью к полимеризации и образованию димера (дициклопентадиена) – углеводорода кипящего при 1700С. При нагреве выше 1000С дициклопентадиен заметно деполимеризуется с образованием циклопентадиена. В тяжелый (второй) бензол переходят высококипящие непредельные соединения (до 35% от ресурсов) – стирол, кумарон и инден, кипящие соответственно при 145,3, 173,5 и 181,50С, применяемые в основном в производстве строительных плиток, различных лаков, линолеума, типографических красок. Во фракции БТК (бензол, толуол, ксилол) содержатся циклогексан и метилциклогексан, кипящие при температурах 83 и 120,3°С, а также другие непредельные соединения, но в крайне незначительных количествах. При переработке двух бензолов во фракцию БТК почти полностью переходит стирол. [2]

Наибольшую ценность представляют высококипящие непредельные соединения, содержащиеся в тяжелом бензоле. Эти соединения служат сырьем для получения ценных полимерных смол. Для производства полимерных смол непредельные соединения головной фракции непригодны.[2]

1.8. Нестандартные методы улавливания

При применении ректификации для разделения бензола и насыщенных углеводородов возникают затруднения, связанные с тем, что кипение в пределах 70–90оС углеводороды жирного и гидроароматического ряда образуют с бензолом азеотропные смеси, температура кипения которых в ряде случаев только очень немного отличается от температуры кипения чистого бензола. Поведение н–гептана при ректификации с бензолом до последнего времени не было вполне выяснено. Считалось, что он образует с бензолом азеотропную смесь, содержащую 99,3% бензола и кипящую при температуре 80,10С. В ходе эксперимента Спенсера и Фрезера, устанавливающие, что бензол и н–гептан, не образовывают азеотропной смеси и что по мере уменьшения концентрации н–гептана относительная летучесть бензола становиться очень малой. Расчет показывает, что орошение колонны должно составлять 160 или по отношению к питанию 8. Количество необходимых тт составляет 65. Процесс ректификации приходится вести в двух последовательно включенных ректификационных колоннах, на первой отбирается дистиллят, представляющий смесь бензола с азеотропной смесью бензол-циклогексан, на второй дистиллят, являющийся чистым бензолом. Вытекающий из второй колонны остаток представляет собой бензол с повышенной концентрацией н–гептана и метилциклогексана.[4]

В результате подобного процесса ректификации, будет получен бензол, содержащий 0,1% циклогексана, 0,3% метилцикогексана и 0,01% н–гептана. Подобный бензол соответствует повышенным требованиям, которые предъявляет химическая промышленность к качеству бензола. Однако ректификационная установка для получения подобного бензола отличается громоздкостью, а процесс ректификации требует применения очень большого орошения, подобный процесс чрезвычайно дорог и не нашел практического применения.[4]

Невозможно достаточно четко разделить бензольные углеводороды и неароматические углеводороды методом обычной ректификации, это привело к развитию специальных процессов. Однако из большего количества предложенных методов, только методы экстракции и экстрактивной ректификации нашли широкое применение. Метод азеотропной ректификации, достаточно прост, наиболее простой и удобный для разделения бензола и насыщенных углеводородов, не получил развития вследствие отсутствия подходящей азеотропной добавки.[4]

Использовали такие добавки как метиловый спирт и ацетон. Метиловый спирт не смог найти применения. Ацетон не образует азеотропные смеси ни с бензолом, ни с н–гептаном и метилциклогексаном и поэтому его применения не может быть эффективным для получения чистого бензола. В последнее время фирма «Лургии» применила метод азеотропной ректификации с ацетоном для выделения чистого бензола из рафината, получаемого после среднетемпературной гидроочистки фракции БТК. Процесс азеотропной ректификации оказывается недостаточным для получения высококачественного бензола, и поэтому в бензольной колонне поддерживается избыточное давление до 7 атм. При этом отделение бензола от н–гептана и метилциклогексана происходит легче, чем при атмосферном давлении, что дает возможность большую часть н–гептана и метилциклогексана перевести во фракцию БТ. Однако и применение давления не позволяет достаточно полно, освободится от примесей н–гептана и метилциклогексана, это связано с большим выходом промежуточной фракции БТ. Метод не получил распространения.[4]

Информация о работе Улавливание и переработка сырого бензола