Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
Предмет исследования: применение дидактических игр в учебном процессе.
Гипотеза исследования: если использовать игры при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики.
Рассмотреть систему дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.
Разработать внеклассное мероприятие урок-викторину по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Дидактические игры как условие формирования познавательного интереса учащихся 5
§ 1.1. Психолого-педагогический анализ игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики 5
§ 1.2. Система дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 9
Глава II. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии 17
§ 2.1. Игровые технологии на уроке химии в 8-х классах 17
§ 2.2. Внеклассное мероприятие урок-викторина по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы 24
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

Дидактические игры.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение                                                                                                        3

Глава I. Дидактические игры как условие формирования познавательного интереса учащихся                                                                 5

§ 1.1. Психолого-педагогический анализ игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики                                               5

§ 1.2. Система дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся                                                                     9

Глава II. Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии                                                                                                        17

§ 2.1. Игровые технологии на уроке химии в 8-х классах                       17

§ 2.2. Внеклассное мероприятие урок-викторина по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы                                         24

Заключение                                                                                                 31

Литература                                                                                                  33

 

 

Введение

 

 

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается у учеников к такому предмету как химия. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения химии, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.

Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к химии лежит в широком применении внеклассной работы по химии. Работа на уроках химии имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является дидактическая игра.

Дидактические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к занятиям по химии, способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что дидактическая игра как форма классной работы применяется довольно таки редко, в связи с трудностями организации и проведения. Таким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения дидактической игры на уроках химии реализуются недостаточно.

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.

Дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев, Л. А. Венгер, И. А. Сорокина, Ф. Н. Блехер, И. Е. Удальцова и другие.

Проблема данного исследования заключается в том, может ли дидактическая игра являться эффективным средством развития познавательного интереса учащихся к химии. Исходя из этой проблемы, можно определить цель исследования – обосновать эффективность использования дидактической игры на уроках для формирования и развития познавательного интереса у учащихся к химии.

Объект исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.

Предмет исследования: применение дидактических игр в учебном процессе.

Гипотеза исследования: если использовать игры при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики.
  2. Рассмотреть систему дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.
  3. Разработать внеклассное мероприятие урок-викторину по химии для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы.

Для решения данных задач используются следующие методы:

Изучение методической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме.

 

Глава 1. Дидактические игры как условие формирования познавательного интереса учащихся

 

§ 1.1. Психолого-педагогический анализ игровой деятельности в истории зарубежной и отечественной педагогики

 

 

Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово « игра « означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, - с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра.

 Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова.

Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», мы и не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры.

Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры.

На разных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало.

Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и тому подобных. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленных для детей. Возникли игры – упражнения.

Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.

Главнейшим является значение игры для мотивационно-потребностной сферы ребёнка. Согласно работам Д. Б. Эльконина [8; с.274], проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.

В основе трансформации игры при переходе от периода предошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встаёт теперь перед ребенком как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребёнка.

А. В. Запорожец [1; с.139] первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения.

Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.

Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

З. В. Манулейко [2] раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение.

Указание на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Опираясь на работу П. И. Пидкасистого [4; с.31], мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.

Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях.

Опираясь на работу Пидкасистого П. И. и Хайдарова Ж. С. [4;с.169], можно утверждать, что технология игровых форм обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или семинаре. Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно – теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил «чистой науки».

 

 

§ 1.2. Система дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса учащихся

 

 

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

Игра помогает активизировать школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по математике, литературе, природоведению и другим предметам. Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньше, чем в первом. Такие игры чаще всего используются во внеурочное время и на уроках для отдыха от напряженной интеллектуальной работы.

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение). Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть, заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия и их признак (цвет, форма, величина), подбирать и группировать предметы по общим признакам. Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей.

Информация о работе Методические особенности организации учебно-воспитательного процесса с использованием дидактических игр на уроках химии