Дидактические игры на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Проблема эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план. А дидактическая задача игры: « Прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся», выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности представлено учащимся в выполнении учебных задач.

Содержание работы

1.Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии.
Стр. 3-4
2.Влияние дидактической игры на эффективность обучения
Стр.3-5
3.Алгоритм разработки и проведения дидактических игр
Стр.5-9
4.Классификация дидактических игр.
Стр.9-10
5.Дидактические игры на уроках химии (из опыта работы)
Стр.10-32
6.Список литературы

Стр.32-33

Файлы: 1 файл

Дидактические игры на уроках химии.doc

— 735.50 Кб (Скачать файл)

 

железо

Fe

кальций

Ca

кремний

Si

бром

Br

кислород

O

фосфор

P

цинк

Zn

магний

Mg

водород

H

азот

N

углерод

C

бор

B


 

 

Задание. Как можно  быстрее соедините линией прямоугольники (название элемента) с соответствующими химическими знаками.

Примечание. Чтобы обеспечить многократное использование карточек, можно линии проводить на листочках  полиэтиленовой пленки соответствующего размера.

 

Кто дальше?

Цель игры. Активизировать процесс запоминания химических элементов и веществ, их деление на металлы и неметаллы, на отдельные классы и т.д.

Задание. Назовите по очереди  химический термин (металл, неметалл, название простого вещества или сложного вещества и т. Д.) и сделайте шаг вперед.

Примечание. В игре участвуют одновременно 2-3 ученика - по числу соревнующихся команд. Выигрывает тот, кто прошагает дальше без ошибок и повторений.

 

Эстафета расчетных формул.

Цель игры. Совершенствовать память, внимание и закрепить умения учащихся записывать физические и математические формулы, по которым ведется расчеты при решении задач по химии.

Атрибуты игры. Несколько бумажных листочков, сложенных веером по числу  играющих команд. На обороте каждой страницы веера написано название физической или химической величины (желательно избегать повтора на одном листе)

Описание игры. Каждая команда (можно  оп числу рядов в классе) получает листочек веер. По сигналу игроки, сидящие  за перовой партой, раскрывают первую страницу веера и напротив указанной  величины пишут формулу, с помощью  которой данная величина может быть найдена или рассчитана, и передают веер на следующую парту. Если величина постоянная, то указывают ее значение.

 

Руки вверх.

Цель игры. Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «вещество», « физическое тело», развить способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель.

Атрибуты игры. Карточки для учителя  с перечнем различных веществ  и физических тел.

Описание игры. Учитель  перечисляет название веществ и  физических тел, учащиеся внимательно  слушают и смотрят на карточки. Если названо вещество, то учащиеся поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки остаются на парте.

Ученик, допустивший ошибку, дает определение тала или вещества с примерами.

Пример перечня названий:

 

Стакан

Кастрюля

Гвоздь

алюминий

железо

Вода

Сахар

Льдина

Пластмасса

Соль

Ложка

Пробирка

Линейка

спирт

Крахмал

Мяч

Полиэтилен

Уксусная кислота

кислород

Дверная ручка

мел

лампа


Примечание. Аналогичные  игры можно провести по теме  «чистые  вещества и смеси», « Физические и химические явления»

Для запоминаний знаков химических элементов.

Определи.

Цель игры.

Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «смесь», « химическое соединение»,

  « химический элемент» 

название

смесь

Химическое соединение

Химический элемент

Оксид меди(II)

М

Н

П

Порошок железа и серы

О

Р

С

Водород

В

А

Б

Песок

Е

З

Ж

Сульфид железа

К

Л

М

Хлор

Ч

Х

И

серебро

С

Т

Й


 

название

Химический элемент

Химическое соединение

смесь

магний

Г

Д

Ж

Воздух

З

К

Е

Вода

П

Р

С

Оксид ртути(II)

Т

М

Н

Железо

А

Б

В

Молоко

Г

О

Н

Сульфид цинка

Х

И

К

кислород

Й

Л

М


 Правила игры. Из  букв,  соответствующих правильным  ответам, получите название химического  элемента.

Данную форму можно  использовать для изучения новой  темы. Определить тему урока.

« Найди ошибку»

Цель игры. Закрепить  понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные  и отвергать неверные суждения.

Атрибуты игры. Карточки, на которых написано по 5-6(по числу  ученических столов в ряду) строк  названий простых и сложных веществ.

 

Простые вещества

Сложные вещества

1. Хром, сажа, вода

1. Алюминий, сера, хлорид  натрия

2. Оксид цинка, цинк, иод

2. хлороводород, фтор, кислород

3. железо, сероводород  ,медь

3.Оксид цинка, сульфид  цинка, вода

4. железо, серная кислота,  углекислый газ

4. фтороводород, Хлорид  магния, медь

5. хлорид натрия, углекислый  газ, водород

5. поваренная соль, Железо, сероуглерод

6. хлор, сульфид цинка,  цинк

6 бром, хлорид натрия, оксид натрия


 

Простые вещества

Сложные вещества

1. сахар, медь, кислород

1. малахит, золото, серебро

2. сера, хлороводород, магний

2. графит, оксид натрия, цинк

3. сульфид цинка, вода, водород

3.железо, поваренная соль, оксид магния

4. натрий, иод, железо

4. углекислый газ, бромоводород, алюминий

5. сульфид натрия, углерод,  ртуть

5. азот, сульфид кальция,  фосфор

6. марганец, хлор, оксид  лития

6 бром, хлорид натрия, оксид натрия

Оксид магния, бром, сероуглерод


 

Простые вещества

Сложные вещества

1. кислород, железо, оксид  алюминия

1. сульфид цинка, медь, оксид серебра

2. азот, сероводород, вода

2. алюминий, графит, оксид  натрия

3. сульфид железа, водород,  хлор

3.сера, хлорид натрия. Хлороводород

4. оксид кремния(IV), углерод,  цинк

4. оксид серы(IV), фтор, железо

5. хром, цинк, оксид алюминия

5. сероуглерод, сульфид  железа, кремний

6. иод, медь, сера

6.оксид ртути, серебро,  хлорид серебра


 

Описание игры. Учащиеся разбиваются на 3 команды( по рядам столов в классе). Каждая команда получает карточку. Учащиеся вычеркивают или выписывают в тетрадь названия простых и сложных веществ и предают карточку следующему столу.

« Физические и химические явления»

Цель игры. Закрепить  понятия о признаках химических реакций»

Атрибуты игры. Таблица  с признаками реакций

 

Физические и химические явления

признаки

 

Выделение теплоты

Изменение цвета

запах

Появление осадка

Появление газа

Горение угля

         

Продувание воздуха  через известковую воду

         

Диффузия паров духов

         

 

Описание игры. Заштрихуете  клетки в таблице с правильными  ответами о признаках, сопровождающих явления. Ответом будет изображение  римской цифры

 

 К теме: « Металлы.  Неметаллы»

Цель игры. Закрепить  понятия о металлах и неметаллах, простых и сложных веществах, относительной молекулярной массе веществ.

Атрибуты игры. Карточки с формулами элементов

 

Знак химического элемента

металл

неметалл

C

1

2

Ca

3

4

O

5

6

Al

7

8

N

9

10

H

11

12


 Правила игры. Определите  природу химического элемента, знаки которых приведены в таблице, то

сумма ответов будет  равна относительной молекулярной массе гидроксида натрия(NaOH)

 

Правила игры. Впишите  в клетки таблицы формулы следующих  веществ: железо, оксид углерода(IV) кислород, цинк, вода, сера в соответствии со свойствами и составом, приведенными в первом столбце таблицы. Сумма цифр из  заполненных формулами клеток равна относительной молекулярной массе азотной кислоты(HNO3)

Состав и свойства веществ

Простое вещество

Сложное вещество

металл

неметалл

В свободном состоянии не имеют металлических свойств

1

5

9

13

В свободном состоянии  имеют металлические свойства

2

6

10

14

Состоит из атомов одного химического элемента

3

7

11

15

Состоит из атомов разных химических элементов

4

8

12

16


 

 

К теме: « Типы реакций»

« Дай характеристику»

Цель игры. Отработать понятия реакции разложения и  соединения.

Атрибуты игры. Таблица  с характеристиками.

Характеристика реакций

Реакция разложения

Реакция соединения

Получается одно новое  вещество

1

2

Одно исходное вещество

3

4

получается несколько  новых веществ

5

6

несколько исходных веществ

7

8


 

Описание игры. Дайте  правильную характеристику этим реакциям. Если характеристика верна, то сумма  чисел равна относительной атомной  массе воды(H2O)

 

К какому типу химических реакций нужно отнести следующие реакции? Из букв, соответствующих правильным ответам, вы получите названия химических элементов.

 

Уравнения реакций

Реакции соединения

Реакции разложения

Реакции замещения

Zn+2HCl=ZnCl2 +H2

Ц

Ч

Ф

2Na+S=Na2S

Е

Ё

Ю

CaCO3=CaO+CO2

Т

Р

К

N2+3H2=2NH3

М

Н

О

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

Ш

И

Х

Mg+CuCl2=MgCl2+Cu

Л

Н

Й


 

Кроссворд по теме: « Первоначальные химические понятия»

Ключевым словом является название химического элемента, содержание которого в морской воде 8 миллиардов тонн.

 

   

1.

                             
     

2.

                           
   

3.

                             
 

4.

                               

5.

                                 

6.

                                 

 

1.2H2=O2+2H2-тип реакции

2. N2+3H2=2NH3-тип реакции

3. Свойство атомов  одного химического элемента  присоединять определенное число  атомов другого химического элемента

4. Реакция, при которой  выделяется теплота

5. Реакция, при которой  поглощается теплота

6. Химический элемент –О

Тема: « Металлы. Неметаллы»

Раздели нас.

Цель игры. Совершенствовать переключение внимания учащихся и наблюдательность. Закрепить знания  о химических элементах- металлах и неметаллах.

Атрибуты игры. Карточки, на которых даны в чередующемся порядке строки химических элементов- металлов и химических элементов-неметаллов. Знаки эти перепутаны.

Информация о работе Дидактические игры на уроках химии