Дидактические игры на уроках химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Проблема эффективности обучения тесно связана с активностью, самостоятельностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. Средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план. А дидактическая задача игры: « Прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся», выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности представлено учащимся в выполнении учебных задач.

Содержание работы

1.Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии.
Стр. 3-4
2.Влияние дидактической игры на эффективность обучения
Стр.3-5
3.Алгоритм разработки и проведения дидактических игр
Стр.5-9
4.Классификация дидактических игр.
Стр.9-10
5.Дидактические игры на уроках химии (из опыта работы)
Стр.10-32
6.Список литературы

Стр.32-33

Файлы: 1 файл

Дидактические игры на уроках химии.doc

— 735.50 Кб (Скачать файл)

4. Атрибуты игры должны  быть красивыми, яркими, загадочными,  необыкновенными. Их изготавливают  так, чтобы была возможность  многократного использования.

5. Правила игры должны  быть простыми и однозначно сформулированными, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход и содержание игры, ее правила и цель.

6. Во время игры  необходимы дисциплина и порядок.  Подведение результатов игры  должно быть ясным, открытым, эмоциональным, справедливым и фиксироваться определенным образом для всеобщего обозрения. При необходимости для подсчета результатов выбирают или назначают специальное жюри или помощников-консультантов из школьников.

7. Игры лучше всего  проводить в быстром темпе,  чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.

Во многих играх в  качестве атрибутов могут понадобиться секундомер и гонг. Вместо гонга можно использовать колокольчик или свисток.

8. Учителю следует  быть активным участником игры, не допуская при этом снижения  интереса у детей к игре, субъективности  и нечестности. Необходимо умело  регулировать ход игры так, чтобы не было проигрыша одной команды с «сухим» счетом. Во время игры обеспечивается нормальный психолого-педагогический климат, активизируется работа пассивных учеников. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы.

9. Результаты игры  подводятся двояко: с одной стороны, кто победил, с другой — кто проиграл по очкам или баллам. Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. Однако важнее то, как реализован дидактический замысел игры, т. е. как ученики усвоили соответствующие знания и умения, как они справились с дидактической задачей. Результаты игры, в том числе и дидактические, должны быть объявлены непосредственно после игры.

10. Для большой игры  должны быть определены призы: красочные, эффектные, вызывающие у детей положительные эмоции. В качестве призов могут быть книги, торт, конфеты, медали, открытки, значки «Лучший химик класса», право провести занимательный химический опыт и т. д. Призы изготавливают или заранее покупают и вручают победителям в виде приятных сюрпризов. Если призы значительны по своему содержанию, то имеет смысл выставить призовой фонд до начала игры. В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры в виде отметок в классном журнале.

11. Лучшее признание успеха игры — желание учеников ее повторить. Однако чрезмерного увлечения играми на уроке допускать нельзя, чтобы не превратить весь учебный процесс в развлечение.

12. Дидактический эффект усиливается, если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры. Если дидактические игры используются для изучения химии систематически, то ученики с большим удовольствием начинают разрабатывать свои собственные игры. Игровая форма проведения уроков позволит сделать интересными и привлекательными для ребят даже трудные темы урока.

С учетом перечисленных  ранее этапов игры и методических рекомендаций алгоритм составления дидактической игры можно показать в виде схемы 2.

Рассмотрим на конкретном примере применение общих рекомендаций по разработке и проведению игры,

Допустим, что после  изучения первоначальных химических понятий учитель ставит перед собой цель проверить степень их усвоения посредством дидактической игры. Следовательно, дидактическая функция может быть определена как контроль знаний важнейших химических терминов в соответствии с их классификацией:

  • Общенаучные понятия;
  • Специальные химические понятия;
  • Простые вещества;
  • Сложные вещества;
  • Очистка веществ;
  • Химические явления;
  • Правила работы в химической лаборатории;
  • Химические знаки, формулы и уравнения реакций;
  • Выдающиеся ученые-химики;
  • Стехиометрические формулы и расчетные задачи.

Определив дидактическую  цель, учитель продумывает название и сюжет игры. Здесь на первый план выходят ее занимательные функции. Название должно настроить детей на определенную игру.

Выбор названия будущей  игры определяет в значительной степени ее сюжет, средства, правила и т. д. Необходимо подготовить соответствующие игровые атрибуты - флажки на булавках, указку, кубик, жетоны и т.д.

Затем учитель продумывает  сценарий игры, определяет число учеников, принимающих в ней участие, и  намечает правила. При этом следует  учитывать, что общие элементы сценария игры и правила должны быть максимально  занимательными! Необходимо, чтобы в игре активно участвовало как можно больше учеников одновременно.

Отметим, что применение дидактических игр в обучении химии имеет определенные ограничения.

1. В классах с ярко  выраженной активностью учащихся  на уроке и высоким уровнем  их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах не следует проводить игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, знаков химических элементов и др., так как у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения.

2. Дидактические игры  следует широко использовать  при изучении тем, формирующих общие химические понятия (первоначальные понятия, основные классы неорганических веществ, периодическая система химических элементов и т. д.), способствующих усвоению, закреплению, лучшему запоминанию и систематизации изученного. При изучении учебных тем более конкретного содержания (химия элементов, скорость химической реакции, основы химических производств и т. д.), где происходит углубление ранее полученных знаний, проводить дидактическую игру не имеет смысла. Ее использование в этом случае будет более продуктивным при проведении обобщающего урока по изученной теме. Таким образом, в 8 классе уроки с использованием игровой ситуации проводятся чаще, так как ученикам нравится этот прием, они с удовольствием в него включаются и усваивают изучаемый материал. В старших классах необходимость в дидактических играх-минутках ослабевает, так как изучение химии происходит у учащихся более осознанно.

3. Применение сюжетно-ролевых  игр должно иметь место в основном в старших классах (10—11 классы), так как:

• они содержат профориентационную информацию;        

• при их подготовке необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся, особенности характера каждого  участника игры;

• для проведения этих игр требуется более тщательная и трудоемкая подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Учитывая эти особенности  сюжетно-ролевых игр, учитель не сможет использовать их систематически, они проводятся, как показали наши наблюдения, не чаще 1—2 раз в год.

4. При объяснении нового материала учителю не следует увлекаться большим количеством дидактических игр, так как образовательная значимость темы, ее научность не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Ученик должен осознанно воспринимать изучаемые научные факты. Если же в процессе изучения новой темы при использовании игрового средства будет преобладать занимательность, то именно она, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. Целесообразно при объяснении нового материала применять игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период и следовали бы логике того или иного открытия.

5. Не следует часто проводить дидактические игры, длительные по времени, они утомляют учеников, так как требуют большой отдачи, а следовательно, и более трудоемкой подготовки. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучения химии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5—10 минут).

6. На наш взгляд, потенциал  дидактической игры может быть широко использован в процессе проведения пропедевтических курсов по химии. В ходе таких курсов с помощью игры можно развивать интерес к химической науке и помочь детям осваивать ее первоначальные понятия, чтобы изучаемый материал был для них более доступен.

7. Дидактическая игра  помогает также и учителю. Она  позволяет сократить время на  проверку знаний большого количества  учащихся, за 5—10 минут учителю в ходе игры предоставляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Однако слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения химии как игру в целом. Поэтому учитель не должен допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью. Дидактическая игра как средство более эффективна в сочетании с другими методами, средствами и приемами обучения.

8. Особый успех будут  иметь дидактические игры в  пропедевтическом курсе химии или в курсе естествознания в младших классах.

 

 

 

4.Классификация  дидактических игр.

В методике обучения химии  разработаны различные классификации  дидактических игр, в основе которых  лежат те или иные классификационные  признаки.

Рассмотрим классификацию дидактических игр по следующим признакам:

  1. Место на различных этапах урока (А.Гальска-Кораевска)

А. Информационные игры - для введения новых знаний

Б. Тренировочные игры - для формирования умений

В. Закрепляющие игры - для  закрепления знаний

Г. Контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.

Дидактические игры  в  зависимости от своего характера  могут применяться на разных этапах процесса обучения.

  1. При изучении нового материала
  2. при формировании умений
  3. при повторении и закреплении знаний
  4. при проверке знаний и умений
  5. при обобщении знаний

5.Дидактические игры на уроках химии (из опыта работы)

 

В своей работе я использую  чаще всего игры  при повторении и закреплении материала:

« Крестики нолики», «  соотнеси», « Индикаторы»,  «кроссворды», « химическое домино»,  «бегунок», « кто лишний» и т.д.

 При изучении новой  темы: « Химическая эстафета»,  крестики нолики, ребусы, шарады, загадки,  лабиринт

 « найди правильный  путь», кто лишний, игры у периодической  системы, рассказы сказки или  рассказы – загадки.

При формировании умений: «Химические шаги»

Разработка, оформление, изготовление, конечно, осуществляется на кружке

« Дидактические игры на уроках  и внеурочной деятельности по химии»

 

Тема « Первоначальные химические понятия» 

 

Анаграммы:

Я - газ редчайший на Земле.

Мне близки радий и  свинец,

Но если переставить  буквы мне,

То я уже- истории  творец.( радон- народ)

 

Две вещи с различным  совсем назначением,

Но сделаны обе они  из стекла.

Первая в опытах очень  значима,

Вторая - для хмельного  вина. ( Колба-бокал) 

 

Метаграммы:

Элемент четвертой группы

Перед всеми на виду.

Ести Т на Р исправить,

Будет деспот наяву (титан-тиран)

 

Я иду, иду, иду,

С места все же не сойду.

Но если первый слог отставить

И другой туда поставить,

То смогу для вас, к примеру, 

Узнавать веществ я  меру.(часы- весы)

 

С М-единица;

С Б я в больнице 
С Р- я на сцене

С С – на столе.

Кто мы такие скажи- ка мне? ( моль- боль- роль-соль)

« Учим химические элементы»

Рождает воду водород,

Ну а теперь наоборот:

Вода рождает водород,

А заодно и кислород

Не нужен университет,

Ни Кембридж, ни Оксфорд,

Чтобы узнать: латинский  «Р»

Обозначает фосфор

Помни, боевой народ,

Первый лекарь-это йод!

Раны мажь не ойкай,

Йодною настойкой

Надо сильно попотеть

Вечером и утром,

Чтоб запомнить: слово медь

По латыни «Купрум»

Одинокий, безымянный

Я солдатик оловянный

Но стоять я не устану.

Так как выплавлен  из « Станум»

Силицийский пляжей

« силициум о  два»

Не растворяет даже

соленая вода

Новую эру 

миру дал «Феррум»

Очень полезно

 людям железо

Ах, какая аура

Окружает «Аурум»!

Символ власти – кольца

Золота и солнца

Портит сера атмосферу,

А верней ее оксид.

Пожелтели листья в сквере,

Дождь кислотный моросит

 

Игры:

«Химическая тайнопись»

Цель игры. Облегчить  запоминание названий химических элементов  и их символов.

Атрибуты игры. Карточки с названиями химических элементов  и их символами.

 

натрий 

Na

Литий

Li

Марганец

Mn

Бром

Br

Иод

J

Хром

Cr

Свинец

Pb

Серебро

Ag

Золото

Au

Сера

S

медь

Cu

цинк

Zn


 

калий

K

кальций

Ca

магний

Mg

фтор

F

хлор

Cl

фосфор

P

цинк

Zn

алюминий

Al

ртуть

Hg

азот

N

углерод

C

бериллий

Be

Информация о работе Дидактические игры на уроках химии