Эволюция становления интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Некоторые говорят, мы все рождаемся с ним – или без него. Другие утверждают, что мы приобретаем его по мере развития, особенно в первые определяющие несколько лет жизни, в основном благодаря окружающей среде, влиянию родителей и педагогов. Мы знаем поразительно мало о человеческом разуме по сравнению с тем, чего мы о нем не знаем. Однако основная часть наших знаний была приобретена всего лишь за несколько последних десятилетий, в течение которых получили по-настоящему интенсивное развитие науки, связанные с изучением интеллекта и психики.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………….3

Глава I. Интеллект человека – ступень эволюции живого космоса
1. Зарождение интеллекта на Земле…………………………..4
2. От протогоминид к становлению личности……………….7
3. Мысль не есть форма преобразования энергии?………….8

Глава II. Естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании
1. Человек – феномен природы………………………………13
2. Мозг – материальная основа разума………………………16

Глава III. Что же такое интеллект?
1. Понятие интеллекта………………………………………..19
2. Измерение интеллекта……………………………………..20
3. Многосторонний интеллект……………………………….21
4. Секреты сверхинтеллекта…………………………………26

Заключение…………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Измерение интеллекта

 

 

 

         Начало  измерению интеллекта положил  сэр Фрэнсис Галтон. Он был буквально помешан на подсчетах и, конечно же, не смог пройти мимо такого феномена, как человеческий разум. Вдохновленный своим кузеном Чарльзом Дарвином, он рассматривал интеллект как биологический фактор. Его разнородные по своей природе эксперименты базировались на таких параметрах, как сила рукопожатия, скорость реакции, скорость движения руки, измерения пропорций и прочее. Неудивительно, что он обнаружил большую разницу в «интеллекте» обследуемых. Он объяснял физические различия природными задатками, считал их «показателями превосходства» сословий и рас. Сегодня мы знаем, что его измерения отражали взгляды того времени на проблемы образования, расовой и классовой принадлежности. Тем не менее увлечение измерениями интеллекта продолжилось и приобрело форму тестирования на коэффициент интеллектуальности (IQ).

 

         Несмотря  на то, что в западном образовании  и культуре система тестирования IQ прочно утвердилась, по сей  день не прекращаются споры,  насколько адекватно полученные  результаты отражают истинный  уровень развития интеллекта.

 

         Первый  тест на измерение интеллекта  был разработан Альфредом Бине для школьников в Париже между 1905 и 1911 годами. В действительности интеллект рассматривался в основном с точки зрения вербального мышления, позднее были включены вопросы на вычислительные и визуально-пространственные способности.

 

         IQ базируется на концепции умственного  возраста. Ребенок, показывающий при тестировании уровень средний для десятилетнего, считается в умственном развитии  равным десяти годам, что является блестящим результатом для восьмилетнего ребенка и замедленным развитием  для двенадцатилетнего. В ходе обследования выяснилось, что умственный рост прекращается между 14 и 18 годами, достигнутый к этому времени уровень IQ сохраняется на всю жизнь.

 

 

 

Многосторонний интеллект

 

         Безусловно, существует много видов интеллекта, и они проявляют себя различными  способами. Академический, «мозговитый» интеллектуал с высоким уровнем IQ, например, может быть совершенно неразвитым в социальном смысле, не обладать навыками восприятия спорта, искусства и музыки, политическим мышлением и т.п. Многие ученые и по сей день рассматривают интеллект как более или менее наследственный фактор, измеряемый и предсказуемый как рост и цвет глаз. Но целый ряд современных исследователей деятельности мозга полагают, что единственные ограничения на развитие ума – это те, что мы сами накладываем,  и зависят от нашей веры в пределы «возможного».

 

         Каждый  тип интеллекта имеет свою  собственную ценность для человека  вне прямой связи с культурой  или окружением. Например, многие  домохозяйки и матери больших  семейств обладают достаточным  интеллектом, чтобы справляться  с решением ряда задач одновременно, что не всегда доступно так  называемым умным людям. Ценность  любого типа интеллекта зависит  от того, чего вы хотите добиться, что представляется наиболее  важным в вашей жизни.

 

Говард Гарднер и команда исследователей Гарвардского университета определили семь типов интеллекта:

 

Вербально-лингвистический интеллект. Отвечает за языковые способности и все, что связано с чтением и письмом. Он охватывает рассказывание историй, употребление метафор и аналогий, абстрактное мышление, чувство юмора, символическое мышление и т.п. Мы видим проявление этого интеллекта  у писателей, поэтов, драматургов, ораторов и актеров. Вербально-лингвистические способности являются общепринятым критерием для оценки ума и составляют существенную часть любого теста на IQ. Именно это создает проблемы любому, чей родной язык не является языком тестирования. Поскольку он требует свободного владения языком, словарного запаса, вербально-лингвистический интеллект находится в сильной зависимости от системы обучения и, в особенности, от объема чтения – независимо от генетических факторов. этот ключевой компонент на IQ не может быть ограничен выявлением врожденных интеллектуальных характеристик.

 

         Логико-математический  интеллект. Он ассоциируется с  индуктивным, или «научным», мышлением  и включает в себя способность  работать с числами и другими  символами, устанавливать связи  между отдельными элементами  информации. Мы видим наиболее  явные проявления этого интеллекта  у ученых, бухгалтеров, программистов,  банкиров, юристов и математиков.  Логико-математический интеллект  является еще одним ключевым  компонентом стандартного теста  на IQ.  Вместе с вербально-лингвистическим интеллектом он составляет основу западной системы образования и большинства академических параметров.

 

         Визуально-пространственный  интеллект. Он связан с такими  видами искусства, как живопись, рисунок  и скульптура, с такими  дисциплинами, как навигация, картография  и архитектура, требующими способности  к освоению пространства и  представления  пространственных  соотношений. Этот вид интеллекта  вовлечен в формирование мысленных  образов и способности к придумыванию объектов с иными перспективными отношениями. Он сказывается во многих умственных действиях и свойствах, от орфографии до построения внутренних мотиваций и творческого решения проблем.

 

         Телесно-двигательный  интеллект. Этот интеллект обеспечивает  способность использовать тело  для выражения эмоций, например, в танце, спорте и физических  играх, а также в применении  «языка тела» во время общения.  Он включает навыки катания  на велосипеде, плавания и вождения  автомобиля, которые основаны на  «мышечной памяти». Он выражается  в физической ловкости, которая  не зависит от «сознательного»  мышления, поскольку, как правило,  является автоматической. Мы видим  его проявления у актеров, атлетов  и танцоров, у изобретателей. Он  заявляет о себе как специфический  «дар», особый талант, независимо  от того, насколько индивидуум  был обучен, подготовлен. 

 

         Музыкально-ритмический  интеллект.  Включает способность  распознавать ритмы и тональность,  чувствительность к звукам окружающей  среды, особенно к человеческому  голосу и звучанию музыкальных  инструментов. Мы видим его проявления  у музыкантов и преподавателей  музыки, а также у торговых  и рекламных агентов, которые  во многом основываются в своей  деятельности именно на звуковых  оттенках. Эта слуховая чувствительность  оказывает огромное влияние на  мышление и эмоциональное состояние.  Чувствительность к человеческому  голосу типична для хороших  слушателей и является важным  аспектом межличностного общения. 

 

         Внутриличностный интеллект.  Эта форма интеллекта направлена на самого человека и определяет то, что мы обычно называем способностью к самопознанию. Она ассоциируется с рефлексией, с самосознанием и контролем над эмоциями, интуицией и духовностью. Этот интеллект определяет самосознание и самоидентификацию а также мыслительный процесс как таковой - размышление о процессе мышления. Он затрагивает способность к постановке цели, умение остановиться и взглянуть на ситуацию с новой стороны, выявить и выразить в языковых формах субъективные мысли и чувства. Он может быть распространен и на область, которую называют «сверхсознанием», дающую нам возможность выяснить и представить себе, что может произойти, что мы из себя представляем, а кроме того, именно здесь возникает глобальный вопрос о смысле жизни. И хотя этот вид интеллекта не связан с конкретными профессиями, как визуальные способности у художников, мы наиболее явно видим его проявления у философов, психиатров, мистиков  духовных наставников.

 

Межличностный интеллект. Определяет способность к работе в сотрудничестве с другими людьми и коммуникации – как вербальной, так и невербальной. Человек с развитым интеллектом  этого типа замечает настроения, темперамент, мотивацию и намерения окружающих. Иногда это свойство называют эмпатией, или способностью сопереживания чувствам других людей.  Это означает понимание чужих страхов, надежд, убеждений. Обладать способностью «читать» других людей – это важный аспект «социального интеллекта», который наиболее явно проявляется у советников, учителей, терапевтов, политиков, религиозных лидеров и удачливых менеджеров.

 

         Эмоциональный  интеллект.  В первую очередь,  понятие «ум» зависит от контекста  и окружения. Например, уличный  ребенок в Рио-де-Жанейро в  своей родной среде без труда  может обмануть легковерного  туриста, который с точки зрения  ребенка является законченным  тупицей. С другой стороны, чрезвычайно умный профессор может оказаться не слишком сообразительным в повседневной бытовой ситуации. Речь идет о «смекалке», или «бытовом» типе интеллекта, который зачастую не менее важен, чем академическая интеллектуальность. В мире, с которым сталкивается каждый день большинство людей, необходимы иные способы мышления, в частности «человеческие навыки», основанные большей частью на межличностном интеллекте. Самый важный показатель способности человека к общению – это эмоциональный интеллект (EQ) – эмоциональный эквивалент познавательного IQ.  Эта область интеллекта может быть названа «разумом, здравым смыслом». Именно уровень его развития во многом предопределяет успех в карьере и финансовой стороне жизни. EQ включает в себя способность выражать эмоции, осознавать и анализировать их, а так же умение регулировать  и контролировать их.

 

         Существует  две стороны эмоционального интеллекта. Для понимания собственных эмоций  люди нуждаются в интеллекте, а для обеспечения творческого  импульса и интуиции в дополнение  к логическому мышлению мы  нуждаемся в понимании эмоций. С одной стороны, эмоции зачастую  оказываются сильнее нашей рациональности  и диктуют наше поведение, с  другой стороны, эмоциональность,  ассоциирующаяся с деятельностью  лимбической системы мозга и правым полушарием, зачастую играет второстепенную роль по отношению к сознанию, рациональности левого полушария. Настоящий развитый интеллект опирается на работу обоих полушарий, а в самом лучшем случае даже опирается на постоянный конфликт, противостояния «сердца и ума», интуитивного и логического мышления. Эмоциональный интеллект вызывает к жизни холистические, интуитивные способности, связанные с работой подсознания, открывая тем самым сторону интеллекта, обратную IQ.

 

         Различные  типы интеллекта в нашем «ассортименте»  предполагают  некоторые общие  правила:

 

·        не следует воспринимать интеллект  как нечто неизменное. Различными путями и в разной степени возможно  изменить его к лучшему и приобрести новый статус;

 

·        уровень  интеллекта оказывает реальное влияние  на нашу жизнь, работу, общественные и  семейные отношения. Это не «очки» которые вы когда-то набрали и никогда больше о них не вспоминаете. Если вы развиваете свой интеллект, и вы, и окружающие быстро почувствуют разницу;

 

·        невозможно провести абсолютное разграничение  между различными свойствами или  типами интеллекта. Они взаимозависимы и синергетичны. Все вместе разные стороны вашего интеллекта – это глубоко личностное проявление целостной природы человека

 

         У  каждого из нас есть все  эти стороны ума, и все они  в той или иной степени проявляются  в нашей работе и личной  жизни. Естественно, некоторые  из типов интеллекта имеют  большее значение в определенном  виде деятельности или в конкретной  ситуации. Каждый тип интеллекта  может быть развит и улучшен  с помощью тренингов. Пределы  улучшения могут варьироваться  в зависимости от типа интеллекта  и свойств личности. Каждый из  нас в состоянии применять  набор возможностей многостороннего  интеллекта различными способами  и различной результативностью. 

 

         В  отличие от показателя IQ ни один  из Гарвардских типов интеллекта, какую бы роль здесь не играла генетика, не является постоянной величиной от подросткового возраста и на всю жизнь.

 

Секреты сверхинтеллекта

 

         Развитие  определенных параметров интеллекта  позволяет нам достичь уровня, намного превышающего обычный. Высокие результаты в конкретной области зачастую предполагают наличие определенного уровня интеллекта в целом – особенно в том, что касается эмоционального интеллекта. Его специфические свойства ассоциируются обычно с «очень удачливыми людьми», лидерами, ведущими менеджерами, великими учеными и деятелями искусств. Порой эмоциональный интеллект оказывается тесно связан с превосходным уровнем развития ума или гениальностью.

 

         Остается  фактом, что многие общие черты  выдающихся личностей хорошо  известны и доступны для любого  человека, если он захочет этому  научиться. Нет очевидных доказательств,  что мозг гениев больше, чем  у остальных. Не могут они  похвастаться какой-то особенно  впечатляющей интеллектуальной  родословной. Так называемые свойства  гения поддаются определению  и формулированию не больше, чем  само понятие интеллекта. С развитием  науки появляются все новые  простые и общедоступные методы  качественного улучшения различных  типов интеллекта. Благодаря этому  и в отличие от физических  нагрузок, умственный тренинг дает  возможность добиться значительных  результатов без боли. Наши мозги  не страдают если их использовать правильным образом. Изменения, происходящие на глубинном уровне мышления не могут не повлиять на наше поведение и на каждую из сторон нашей жизни.

Информация о работе Эволюция становления интеллекта