Эволюция становления интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Некоторые говорят, мы все рождаемся с ним – или без него. Другие утверждают, что мы приобретаем его по мере развития, особенно в первые определяющие несколько лет жизни, в основном благодаря окружающей среде, влиянию родителей и педагогов. Мы знаем поразительно мало о человеческом разуме по сравнению с тем, чего мы о нем не знаем. Однако основная часть наших знаний была приобретена всего лишь за несколько последних десятилетий, в течение которых получили по-настоящему интенсивное развитие науки, связанные с изучением интеллекта и психики.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………….3

Глава I. Интеллект человека – ступень эволюции живого космоса
1. Зарождение интеллекта на Земле…………………………..4
2. От протогоминид к становлению личности……………….7
3. Мысль не есть форма преобразования энергии?………….8

Глава II. Естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании
1. Человек – феномен природы………………………………13
2. Мозг – материальная основа разума………………………16

Глава III. Что же такое интеллект?
1. Понятие интеллекта………………………………………..19
2. Измерение интеллекта……………………………………..20
3. Многосторонний интеллект……………………………….21
4. Секреты сверхинтеллекта…………………………………26

Заключение…………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

 

         Но  процесс мышления есть процесс  упорядоченный, т.е. он нарушает  запрет второго начала термодинамики  и статистики на возможность  полной векторизации или полной  обратимости процесса. Таким образом,  можно однозначно утверждать, что  мышление с помощью молекулярных  механизмов мозга не возможно, поскольку сам процесс мышления  и его результат упорядочены,  безэнтропийны, то и сам механизм мозга тоже должен находиться в безэнтропийном состоянии, что невозможно для молекулярного множества.

 

         Н.И.  Кобозев рассмотрел вариант существования  в механизме мозга автоколебательных  систем, переводящих свободную энергию  в энтропийную, связанную и обратно с «подпиткой» (аналогия с маятником). Однако, при этом процесс в мозгу зацикливается в круге повторяющихся состояний, что соответствует инстинктивной психике догоминоидных живых существ.

 

         Поэтому,  по мнению Кобозева, единственный  путь обеспечения возможности  векторизованного движения мысли  есть подвод к солекулярной системе мозга человека отрицательной энтропии, компенсирующей положительную энтропию работающего мозга. Только этот вариант обеспечивает сознанию вполне упорядоченные действия.

 

         Таким  образом, проблемы физики мышления  конкретизируются до выявления  физического содержания и источника  отрицательной энтропии. Но именно  этот вопрос к настоящему времени  решен только гипотетически. Однако  этого достаточно, чтобы утверждать, что мышление есть ноосферный энергозатратный процесс с электромагнитным базисом; а мысль – форма преобразования энергии, понимая в этом смысле, что все энергозатраты несут функциональную нагрузку; атомарномолекулярная материя мозга человека не может обеспечить мышления, а выполняет для органов только нейрофизиологические функции в форме регуляторно-коммуникационной сети.

 

         Итак, подводя итоги вышесказанному, мы  пришли к выводу: создание технической  системы искусственного интеллекта, по функциям подобно мозгу  человека невозможно, поскольку  технически невозможно преобразование  материи в форму, способную  обладать малой, но конечной  энтропией, а использование технического  генератора соответствующих фермионных частиц эквивалентного воссоздания атомарно-галактической структуры Вселенной, ранговым отображение которой является человеческий мозг.

 

Глава II

 

Естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании

 

Человек – феномен природы

 

C биологической точки  зрения  появление человека разумного  вполне ординарное событие.  Но  человек – носитель разума, мысли  – это особый феномен природы.

 

Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствует критической  точке, пройденной индивидом или  даже видом, это изменение затрагивает  саму жизнь в ее органической целостности, и, следовательно, это знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты.

 

На протяжении 1-2 млрд. лет  в биосфере шел направленный процесс  развития, и он никогда не поворачивал  вспять. В ходе такого процесса сформировался  мозг, материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют  высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в  биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем  с ускорением во времени развивалась  коллективная память, названная Вернадским научной мыслью.

 

Научная мысль – это  созданный человеком на определенной стадии его развития независимый  от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения  и хранения знания.  И только человек  в состоянии использовать этот аппарат  для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании  с трудовой деятельностью человека стала великой геологической  силой, способной преобразовать  биосферу.

 

Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может  быть обратимым явлением – она  может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись  в эволюции биосферы, она несет  в себе возможность неограниченного  развития в ходе времени – так  писал В.И. Вернадский.

 

Преимущество человека перед  другими высшими животными должно быть закреплено в материальном носителе разума – в мозге. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга  своих ближайших родственников  – приматов? Как это ни покажется  странным, но сравнительно недавно  специалисты не могли обнаружить принципиальных различий в строении мозга человека и шимпанзе. Выделить такие отличия удалось только на новом уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутого в последние 30-40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет (или анализирует) одним процессом или одной функцией организма.

 

Эволюция мозга, его усложнение идет не только за счет количественного  роста нервных клеток, хотя такой  рост имеет место, сколько  за счет  растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Новообразования мозга никогда не создают изолированных «молодежных» ансамблей. Структурные единицы развиваются в форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Количественное увеличение ансамблей происходит главным образом путем перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля.

 

Структурные ансамбли мозга  человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела со многими  другими, практически не различаются  между собой. Существенные отличия  выявлены в размерах и связях структурных  ансамблей, ведающих  у человека речью и двигательными реакциями  рук, особенно кистей, чем определяется  способность человека к трудовой деятельности. Выделяются у человека лобные доли, которые согласно сложившимся  представлениям осуществляют интеграцию различных  функций мозга в  целенаправленные  поведенческие  реакции, а также участвуют в  ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека рекордная  для животного мира относительная  площадь лобных долей мозга, достигающая 25%. Комментарии здесь излишни.

 

Отметим еще одно характерное  обстоятельство. Строение ансамблей  нервных клеток, их связи в мозгу  программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга  человека наследуется детьми от родителей. Но наследуется не речь, и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная  возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются  только при условии, что с раннего  детства конкретный ребенок воспитывается  и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Сказка Киплинга о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими благородными животными джунглей, а затем, уже зрелым юношей, вновь вернувшемся в «человеческую стаю» - это только красивая сказка. Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне того же примата.

 

В истории человечества немало примеров, показывающих, что, не только отдельная личность, но и целые  сообщества людей обязаны вести  непрекращающуюся  борьбу  за овладение, сохранение и приумножение того, что  выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что  еще хуже, сознательное пробуждение  в людях низменных начал в  ущерб разуму с поразительной  быстротой ведут к потере культурных завоеваний, к возрождению дикости  и агрессивности даже в условиях технической развитости.

 

 

 

Мозг – материальная основа разума

 

 

 

Интеллект человека – врожденная умственная способность (измеряемая при  проверке способностей индивида по коэффициенту интеллектуальности). Поэтому становление  интеллекта напрямую связано со становлением и развитием сознания.

 

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают  в результате совместных действий множества  клеток головного мозга, который  является органом сознания. Основные действующие элементы нервной системы  человека – это отдельные нервные  клетки (нейроны), которые сильно отличаются от других клеток тела. Нейрофизиологи считают, что основные схемы проводящих путей мозга генетически запрограммированы, однако они существенно могут  меняться в результате своей активности.

 

Мозг человека имеет три  функциональных блока. Первый из них  обеспечивает тонус коры головного  мозга, ее нормальную с точки зрения физиологии жизнедеятельность, второй блок является главным аппаратом  познавательных процессов: он обеспечивает прием, переработку и хранение информации.  В задачи третьего блока входит программирование поведения человека, его регуляция  и контроль за всеми поступками и действиями. Все эти блоки работают в неразрывном единстве друг с другом.  В задачи мозга входит оптимальное обеспечение целого ряда сложных процессов, регулирующих взаимодействие человека с окружающей средой. Это прежде всего гомеостазис – поддержание необходимого для жизнедеятельности человека внутреннего состояния организма. Важную роль в жизни любого человека играют эмоции, через которые проявляют себя тревога, боль, стресс, болезнь, удовольствия, радость и т.д. – это тоже задача мозга.

 

Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией запечатления и одновременно формируют внимание, волю человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности.

 

Все названные составляющие сознания формируют интеллект личности, который зависит как от генетических особенностей, так и от избранной  человеком направленности своей  жизнедеятельности.

 

По мнению ученых, интеллект  развивается в процессе самоэксплуатации, самоупотребления. Чем больше мы потребляем разум, мышление, тем больше мы его развиваем.

 

Содержание мышления человека определяет предметная деятельность самого человека, живущего в определенных социально-экономических и культурных условиях того или иного общества. Поэтому никакая степень точности научного эксперимента не в состоянии раскрыть нам ни содержание мышления, ни его логику.

 

Факт рождения человека –  это только факт рождения биологического существа, которое становится социальным, только в процессе овладения речью  и н ее основе абстрактным мышлением. Только находясь в обществе и осваивая его культуру, человек осваивает законы человеческой мыслительной деятельности, а на этой основе развивает свою истинную человеческую природу, свои способности и задатки. Под воздействием особенностей социального бытия людей развиваются и изменяются анализаторы, связывающие человека с миром. Социальная практика влияет и на все психические процессы, происходящие в мозгу человека, независимо от того, являются ли они осознанными или неосознанными. Мышление, или умственная деятельность, иногда осознается, но чаще всего протекает бессознательно. Все психические процессы есть продукт того, что делает мозг. Это – процессы ощущения, движения, адаптации, научения, мышления образами; это – внимание, память и само активное сознание.

 

С точки зрения современной  науки мыслят не только люди, но и  животные, однако сознательная мыслительная деятельность (абстрактное мышление) возможно лишь на основе языка. Именно язык является тем основным орудием, с помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную деятельность, свой опыт.

 

Исследуя мозг, ученые обнаружили, что у подавляющего большинства  людей левое полушарие мозга  «отвечает» за язык и речь. Правое полушарие  ответственно за образное мышление, за восприятие пространственных отношений. При этом у каждого человека доминирующим является либо одно, либо другое полушарие  мозга. В связи с чем люди и отличаются друг от друга либо склонностью к абстрактному мышлению (и к точным наукам), либо склонностью к образному мышлению (к гуманитарным наукам и искусству).

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

 

Так что же такое интеллект?

 

Понятие интеллекта

 

Существует много определений  понятия интеллекта. Я хотела бы привести несколько вариантов известных  определений.

 

1. Врожденное или унаследованное  качество, в отличие от способностей, приобретенных с помощью индивидуального  опыта. 

 

Британская энциклопедия

 

2.    Врожденное качество, в отличие от способностей, приобретенных  в процессе обучения.

 

Герберт  Спенсер

 

3. …Способность действовать  целесообразно, думать рационально  и действовать эффективно в  отношении окружающей Среды.

 

Д. Векслер

 

4. Интеллект – это способность  решать проблемы незапрограммированным  (творческим) образом.

 

Стивен Дж. Гулд

 

Свидетельство первоклассного интеллекта – способность удержать в сознании две противоположных  идеи одновременно и при этом сохранять  способность действовать.

 

Ф. Скотт Фитцджеральд

 

Существует также  много  принципов определить, на чем основывается интеллект, и способов выявления  его составляющих, как и определений  самого понятия «интеллект». Британские психологи Сирил Берт и К.Е. Сперман выдвигают на первый план два основных принципа, утверждая, что интеллект, во-первых, является единичным измеряемым объектом, а во-вторых, он врожденный и неизменный.

 

Психолог Л.Л. Терстон не согласен с ними, заявляя, что существует семь первичных умственных способностей:

 

-         понимание речи;

 

-         речевые способности;

 

-         способность к исчислению;

 

-         восприятие пространства;

 

-         ассоциативная память;

 

-         скорость восприятия;

 

-         логическое мышление.

 

Психолог Джой П.Гилфорд  выявляет не менее 120 типов умственных способностей, а Стивен Дж. Гулд, современный специалист из Гарварда и выдающийся исслеователь, вообще полагают, что интеллект не может быть адекватно измерен. Сам факт, что количество умственных способностей колеблется между семью у Терстона и 120  у Гилфрода, показывает, что наличие какого-то конкретного круга базовых свойств ума вообще является предметом воображения.

Информация о работе Эволюция становления интеллекта