Возрождение национальных блюд на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – освоить технологию молочных блюд, путем возрождения забытых национальных блюд на уроках технологии.
Задачи:
- раскрыть основы возрождения национальных блюд образовательной области «технология»;
- изучить технологию приготовления изделий из молока и молочных продуктов;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word 1.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

  Должны уметь:

- готовить изделия  пресного теста;

- печь сладкие блюда  из теста;

- готовить изделия  из жидкого теста;

- сервировать стол.

 

 

 

Таблица 2 – Тематический план раздела «Технология приготовления пищи» в 7 классе

урока

Тема урока

 

Теоретические сведения, сообщаемые учащимся

Содержание

практических

работ

Наглядные пособия        и дидактические материалы

Количество часов

теор.

практ.

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2

Культура  питания казахского народа

Особенности кулинарного искусства казахского народа. Сведения о сервировке национального стола и правилах этикета. Классификация национальных блюд

Сервировка национального праздничного стола на 4 персоны

Плакат «Основные правила этикета за столом»

Рисунки «Сервировка национальногопраздничного стола»

0,7

1,3

2

3-4

 Возрождение   забытых национальных  блюд

Классификация казахских национальных кисломолочных блюд.

Технология приготовление кисломолочного блюда «Коспа»

Технологическая карта «Технология приготовления коспа»

0,2

1,8

2

5-6

Технология приготовления блюд из рыбы

Пищевая ценность блюд из рыбы. Классификация  блюд из рыбы. Технологическая схема механической обработки рыбы.

Составление технологической карты  на тему «Механическая обработка рыбы с костным скелетом»

Плакат  «Схема механической обработки рыбы (с хрящевым и костным скелетом)»

1

1

2

7-8

Блюда из вареной рыбы

Сведения о технологии приготовления  супов из рыбы. Основные этапы обработки  рыбы для приготовления супов.

Приготовление супа из рыбных консерв

Технологическая карта «Приготовление супа из рыбных консерв»

0,5

1,5

2

9-10

Блюда из рыбной кнельной массы

Технология приготовления рыбной кнельной массы. Основные приемы приготовления.

Приготовление жареных котлет из рыбной кнельной массы.

 

Технологическая карта «Приготовление котлет из рыбы» Карточки с вопросами для закрепления материала по  пройденной теме

0,5

1,5

2

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

11-12

Приготовление блюд из вареных овощей

Классификация блюд из вареных овощей. Пищевая ценность блюд из вареных овощей. Требования к качеству готовых блюд.

Приготовление овощного рагу

Технологическая карта «Технология  приготовления овощного рагу» Рисунки  используемых овощей

0,4

1,6

2

13-14

Понятие о тесте

Виды теста и  необходимые компоненты для его приготовления. Требования к приготовлению теста (пресного, песочного, жидкого)

Составление технологической карты  приготовления блюд из пресного теста

Технологическая карта «Технология приготовления  мант» 

Плакат «Виды теста»

Кроссворды

1

1

2

15-16

Технология приготовлениявареников

Сведения о казахских национальных блюдах из пресного теста. Классификация  блюд из пресного теста. Требования к качеству готового блюда.

Приготовление вареников из картошки

Технологическая карта «Технология приготовления вареников» Слайды «Блюда приготавливаемые из пресного теста»

0,4

1,6

2

17-18

Технология приготовления жидкого  теста

Правила приготовления жидкого  теста: количество жидкости и муки, необходимость настаивания теста. Блюда приготавливаемые из жидкого теста.

Приготовление блинчиков 

Технологическая карта «Технология  приготовления блинчиков с творогом» 

0,4

1,6

2

19-20

 

 

 

 

 

Технология приготовления песочного  теста

Технология приготовления песочного  теста. Правила замеса песочного  теста.

Приготовление пирога с яблоками из песочного теста

Технологическая карта «Технология  приготовления пирога с яблоками» Ребусы для закрепления темы

0,4

1,6

2

1

2

3

4

5

6

7

8

21-22

Правила оформления изделий из теста

Сведения о технологической  характеристики изделий из теста. Правила их оформления, хранения и отпуска.

Приготовление и  оформление торта  из песочного печенья

Технологическая карта «Приготовление торта из песочного печенья» Тестовые задания по закреплению раздела «Технология приготовления пищи»

0,5

1,5

2

Всего

6

16

22


 

 

3.2 План-конспект урока «Возрождение забытых национальных блюд»

Тема урока:  Возрождение забытых национальных блюд

Класс:    7 - класс

Время:  90 мин

Цель урока:

Образовательная: Способствовать освоению технологии приготовления национального кисломолочного блюда «Коспа»

Развивающая: Научить применять полученные теоретические знания на практике, развить кулинарные способности при приготовлении блюд.

Воспитательная: Дать ученикам этнокультурное воспитание в процессе изучения забытых национальных молочных блюд казахского народа.

Методы обучения: рассказ, объяснение сопровождаемое демонстрацией наглядного материала, организация деятельности учащихся,  инструктажи.

Тип урока: комбинированный тип урока

Вид урока: демонстративно–пояснительный, теоретический, практический.

Формы обучения: групповая

Межпредметная связь:  история Казахстана

Материально-техническое оснащение урока: Кастрюля, сковорода, миски, пиалы, ложки, посуда для готового блюда, марлевый мешочек.

Продукты: 2 пиалы иримшика, 1 пиала сахара, 2 столовые ложки изюма, 1,5 пиалы сливочного масла.

Дидактическое оснащение урока: Технологическая карта «Технология приготовления национального кисломолочного блюда «Коспа»».

Литература:

Для учителя: 1) Учебник «Технология» 7 класс

2) Технология. Методическое пособие: для 7-го класса общеобразовательной школы/ Велижанина М., Құтпанбаев Ә., Жасанова А. – Алматы: Атамура, 2003. – 86 стр.

3) Технология. Дидактический материал: для 7 класса общеобразовательной школы/ Устемиров К., Адамкулов Н., Велижанина М. – Алматы: Атамура, 2003. – 80 стр.

Для ученика: Учебник «Технология» 7 класс

Ход урока:

1.Организационный этап (3 мин).

  • приветствие;
  • отметка отсутствующих;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • проверка подготовленности классного помещения к уроку;
  • организация внимания.

2. Этап подготовки учащихся подготовки учащихся к активному и 
сознательному усвоению нового материала (2 мин.).

- сообщение темы изучения нового материала;

-формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала;

  • показ практической, значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению;
  • постановка перед учащимися учебной проблемы.

Учитель: Сегодня на уроке  мы поговорим о забытых казахских  национальных блюдах, в том числе  и о забытых национальных молочных блюдах.

3. Этап усвоения новых знаний (10 мин).

На сегодняшний день ключевой проблемой развития казахской  кухни, кулинарии казахского застолья "той дастархана" является слияние технологии приготовления старинных и современных национальных блюд.

  Современные блюда отличаются расчетами, техническим оснащением кухонь, инвентарем и посудой, а также организацией и в то же время сохраняют сущность казахской национальной обрядности и традиционности народа. В современных казахских национальных блюдах, кулинарных и кондитерских изделиях, безусловно, улавливается взаимосвязь старинно-традиционной самобытной кухни с общим "классическим" кулинарным искусством современности.

В древние времена питание казахов  существенно менялось в зависимости  от сезона. С ранней весны, т.е. с получением приплода и началом доения, и до глубокой осени в питании казахов преобладали различные виды молочных продуктов и блюд. Одним из таких блюд является национальное молочное блюдо – коспа.

4. Этап закрепления новых знаний (5 мин). 
5. Этап проверки полученных ранее знаний (или актуализации 
опорных знаний) (10 мин).

Учитель: Давайте вспомним, какие национальные молочные блюда  мы знаем, и готовили ли мы их ранее, т.е на занятиях по кулинарии прошлых  учебных годов.

6. Этап применения знаний на практике (55 мин). 
6.1 Вводный инструктаж (10 мин.).

  • назначение блюда и значение деятельности по его выполнению;
  • характеристики используемых продуктов;
  • разбор с учащимися технологической карты;
  • подробный разбор технологии приготовления блюда, ее особенностей;
  • организация рабочего места;
  • правила пользования посуды, инвентаря и электрических устройств (демонстрация, показ;
  • показ наиболее рациональных приемов и способов выполнения работы;
  • правила техники безопасности при приготовлении блюда (демонстрация плаката «Техника безопасности при работе с электрическими приборами и оборудованием»), предостережение о возможных ошибках и опасностях;
  • основные критерии оценки качества блюда;
  • проверка   усвоения   учащимися   изложенного   материала   и  (при необходимости) повторный показ и объяснение недостаточно понятого.

 

6.2 Практическая работа учащихся

Текущий инструктаж учителя (40 мин.).

Работа учащихся по

технологической карте

«Приготовление «Коспа»»:

1. разбор сведений  о приготовлении иримшика по технологической карте;

2. подготовка  иримшика;

3. соединение компонентов;

4. приготовление коспа;

5. заключительная обработка.

Целевые обходы:

1. проверка организации  рабочих мест учащихся;

2. контроль соблюдения  безопасных приемов труда;

3. соблюдение технологической последовательности приготовления блюда;

4. контроль качества  и соблюдения технических требований;

5. приемка и оценка  выполненных работ.


 

6.3 Заключительный инструктаж (5 мин.).

-    В чем состояла наша задача?

  • Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-    Какие  были  трудности?

-    Будете ли вы самостоятельно дома готовить данное блюдо?

7. Уборка рабочих мест (3 мин).

8 Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

На следующее занятие из журналов или со сборников рецептур по кулинарии выпишите рецепты блюд из рыбы. Данные книги и журналы вы сможете просмотреть в нашей школьной бибилиотеке.

 

 

3.3 Дидактические материалы для урока на тему «Возрождение забытых национальных блюд»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Технология приготовления национального

кисломолочного блюда «Коспа»

 

Рецептура национального  кисломолочного блюда «Коспа»

 

Наименование продукта

Вес, л/г

1

Молоко

1,5 литра

2

Изюм

30 г

3

Сливочное масло

150 г

4

Сахар

50 г

Выход 1 порции

350 г


 

Необходимая посуда и  инвентарь: Кастрюля, сковорода, миски, стаканы, ложки, посуда для готового блюда, марлевый мешочек.

 

Наименование операций

Последовательность выполнения работы

Используемая посуда и инвентарь

Рисунок

1

Приготовление иримшика (творога)

1. Залить парное или подогретое коровье молоко в кастрюлю

2. При комнатной температуре оставить молоко для его свертывания

3. Скисшее молоко кипятить на медленном огне до полного отделения творога от сыворотки

4. Творог отцеживают

 

Примечание: готовый продукт должен иметь оранжевую окраску

Кастрюля, марлевый мешочек

 

 

 

2

Приготовление блюда

  1. В иримшик добавить обжаренную манную кашу с мукой и изюм (предварительно промытый и просушенный) и сахар
  2. Растопить сливочное масло
  3. Полученную массу смешать, залить растопленным сливочным маслом и еще раз перемешать

Миска, ложка, нож, чашка

 

 

3

Заключительная обработка

  1. Готовый продукт охладить до застывания

2. Оформить блюдо для подачи (режут острым нагретым ножом)

Посуда для готового блюда, нож


 

 

Требования  к качеству приготовленного блюда

Внешний вид – национальное молочное блюдо с добавлением  черного изюма, неодинаково порезанные кусочки имеют неравномерную  поверхность;

Цвет – светло-коричневый;

Вкус – сладкий;

Запах –  кислого молока;

Консистенция – пропитана маслом, легко разламывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие о том что, исследовать и изучить технологию приготовления пищи задача только поваров-технологов или этнографов - неправильно. Так как этим должны заниматься и ученые, и педагоги, и человечество в общем.

Казахский народ издавна  почитал и уважал свои национальные традиции в области культуры питания, поэтому на сегодняшний день возрождение забытых рецептов традиционных национальных казахских блюд является актуальной проблемой сфер занимающихся исследованием технологии приготовления пищи в целом.

Наша дипломная работа была посвящена исследованию и возрождению  казахских национальных молочных блюд на уроках технологии в 7-ом классе.

В ходе исследования многочисленной психолого-педагогической, технологической и учебно-методической литературы нами были раскрыты следующие разделы:

- представлено содержание концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан; 

- показаны национальные традиции  в культуре питания казахского народа;

- анализировано возрождение забытых национальных блюд на уроках технологии;

- раскрыта технология приготовления изделий из молока и молочных продуктов;

- в результате изучения приготовления изделий молока и молочных продуктов, описана технология приготовления национального молочного блюда «Коспа»;

- на основе методических  знаний составлен тематический  план раздела «Технология приготовления  пищи» на уроках технологии в 7-ом классе и разработан план-конспект урока на тему «Технология приготовления молочного блюда Коспа».

Проделанная исследовательская работа показала что, возрождение забытых казахских национальных блюд на уроках технологии в средней общеобразовательной школе, является одним из эффективных средств этнокультурного воспитания, формирования у детей стремления получать знания, воспитывать в детях высокий уровень технологических способностей, поддерживать стремление детей находить пользу в разнообразных проявлениях труда, пробуждать интерес к труду. Занятия по технологии приготовления пищи будят в детях активность, учат вносить изменения в технологию изготовления изделий, осуществлять собственные замыслы.

Информация о работе Возрождение национальных блюд на уроках технологии