Управление социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку, осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных. Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.
Практически единственно правильным выходом было создание и развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению. Государственная социальная политика была сориентирована на гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в экстремальной ситуации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….... 3
1. Управление социального обслуживания населения……….……………….... 5
2. Развитие центров социального обслуживания населения.………………...… 9
3. Ресурсное обеспечение социального обслуживания…..………………….... 12
4. Основные виды и формы социального обслуживания…….……………….. 19
Заключение…………………………………………………………………….…. 27
Библиографический список……

Файлы: 1 файл

кур.раб.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Развивается сеть социального  обслуживания детей в системе  образования. Формируется служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются  различные службы: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, а во-вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях.

Процесс создания сети социальных служб (учреждений) противоречив и неоднозначен. На местах нередко пытаются решить сложную задачу - развить сеть учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, ориентируя их главным образом на наиболее социально уязвимые группы населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни.

Развитию сети учреждений социального обслуживания препятствуют различные факторы:

- слабая правовая база  системы социального обслуживания;

- ограниченность финансовых  ресурсов, имеющихся в распоряжении  у правительственных органов  на федеральном и региональном  уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

- отсутствие координации  деятельности министерств и ведомств  в сфере социального обслуживания;

- дефицит персонала,  обладающего профессиональной подготовкой  в области социальной работы;

- низкий социальный  статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

- недостаточное использование  финансовых, экономических и интеллектуальных  возможностей неправительственных  учреждений.

Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях в соответствии с потребностями, органам местного самоуправления предстоит расширить меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

 

Актуальность темы определяется ролью и значением социального  обслуживания в социальной сфере, в  жизни страны, а также в выработке  адекватных государственных социальных стратегий, необходимостью научного обобщения проходящих в социальной сфере реформ. Учреждения социального обслуживания, выступая в качестве основных производителей и потребителей социальных услуг, оказывают существенное регулирующее воздействие как на экономику социальной сферы, так и на экономику страны в целом. Даже в период глубокого экономического кризиса общество стремится сохранить уровень развития социального обслуживания, образующего важную часть системы жизнеобеспечения населения. Спрос, предъявляемый к услугам социального обслуживания, характеризуется стабильностью.

Более того, система социального  обслуживания, участвуя в формировании и сохранении трудового потенциала общества – главной ее производительной силы, создает условия для экономического роста, поступательного развития общества. Сохранение достигнутого уровня, его развитие само служит залогом экономического роста. Система социального обслуживания является нравственным критерием экономики и проводимой государством социальной политики.

Особенностью развития системы  социального обслуживания на современном этапе являются постоянное увеличение потребности в необходимых и разнообразных ресурсах, сокращение бюджетного финансирования, возникновение дефицита, ограниченность ресурсов, необходимых для оказания социальных услуг и развития. Задачами развития социального обслуживания являются необходимость сохранения достигнутого уровня, расширение ассортимента услуг и привлечение новых внебюджетных ресурсов.

Особенностью социального обслуживания выступает и территориальный, региональный характер действия большинства факторов повышения его эффективности, что определяется спецификой формирования спроса и предложения услуг, развитостью системы социальных учреждений, структуры и возможностей клиентов и др.

Деятельность социального обслуживания направлена на удовлетворение потребностей людей в определенных социально-экономических благах и услугах. В свою очередь эти блага производятся при использовании всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, его субъектов и институтов. Деятельность по предоставлению гарантированных государственных социальных услуг, как затратная по своей сути, связана с необходимостью стабильного ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, кадрового, технологического, информационного и т.п.).

Ресурсная база является объективной основой реализации целей социального обслуживания, и вместе с тем она подвергается целенаправленному изменению в соответствии с поставленными целями и задачами. Поэтому цели и ресурсы социального обслуживания образуют неразрывное единство, целостный объект прогнозирования социально-экономического развития. Ресурсная база в существенной мере определяет способность социального обслуживания производить товары и оказывать услуги для удовлетворения конечного спроса.

Чаще всего под ресурсами социального обслуживания понимают только финансовые ресурсы, поступающие из бюджетов различных уровней, расходуемые на функционирование учреждений социальной защиты (т.е. на финансирование оказания услуг этими учреждениями) и на социальные выплаты в денежной форме (пенсии, пособия и т.д.). В терминах системы национальных счетов данную величину можно определить как «сумму трансфертов населению в натуральной и денежной формах».

На мой взгляд, ресурсы социальной сферы – это более широкое понятие. Они включают в себя всю совокупность материальных и нематериальных средств из различных источников, которые могут использоваться и которые применяют в своей деятельности специалисты социальных служб, учреждений и организаций как экономические субъекты для решения трудной жизненной ситуации и удовлетворения потребностей своих клиентов или групп населения, для оказания социальных услуг. В основном законе о социальном обслуживании России – в ФЗ № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» - не учитываются все источники ресурсов социального обслуживания. По данному закону ресурсное обеспечение социального обслуживания включает: имущественное обеспечение социальных служб (ст. 22); финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания (ст. 23); предпринимательскую деятельность учреждений социального обслуживания (ст. 24); кадровое обеспечение социальных служб (ст. 25).

Имущественное обеспечение социальных служб происходит в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, и включает в себя земельные участки, здания, сооружения, имущество и оборудование, необходимые для выполнения их уставных задач. Перечень имущества, его состав будет зависеть от задач социального учреждения. Уставные задачи социальных учреждений разнообразны, в зависимости от целей данного учреждения, структуры клиентов, их потребностей, изменений запросов клиентов, ассортимента услуг и др. При этом жизнь постоянно вносит в них свои коррективы.

В рыночной экономике одним из наиболее важных видов ресурсов учреждений социального обслуживания является земля, на которой расположено само учреждение и его хозяйственные и другие постройки, сады, огороды, парки и др. Земля и все, что на ней находится, должно быть обязательно юридически оформлено. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за государственными социальными службами на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Стабильная и полная обеспеченность социального обслуживания материальными ресурсами, имуществом – необходимое условие организации, производства и оказания социальных услуг, бесперебойной работы социальных учреждений. Потребность в материальных ресурсах определяется в разрезе их видов на нужды основной производственной деятельности учреждения.

Самым главным фактором, определяющим имущество социального учреждения, являются финансовые возможности того бюджета, из которого оно финансируется. Финансовые ресурсы социального учреждения – это денежные средства, формируемые при образовании организации и пополняемые в ходе производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации платных услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования. Эти ресурсы являются результатом взаимодействия поступлений и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Финансовые ресурсы превращаются в другие виды ресурсов путем покупки сырья, материалов, топлива или аккумулируют доходы от использования ресурсов.

Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования социального обслуживания являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений и организаций социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; добровольчество (волонтерство); другие источники, не запрещенные законом.

Субъектам Российской Федерации  регулярно предоставляется финансовая помощь на развитие учреждений социального  обслуживания из средств федерального бюджета, дополнительных доходов федерального бюджета, а также за счет федеральных  целевых программ, других определенных на федеральном уровне источников.

Современное состояние и развитие социального обслуживания характеризуется привлечением не только традиционных видов ресурсов – из бюджетов государства и его структурных институтов, но и из различных структур, формирующих гражданское общество. Традиционно рассматриваются, статистически подсчитываются только ресурсы государства, семьи, используемые в решении социальных проблем, реже – ресурсы отдельного человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, благотворительные пополнения.

В то же время население  начинает возмещать часть расходов по содержанию учреждений социального обслуживания, оплачивая полностью или частично определенные виды услуг. Отсюда ресурсы социального обслуживания дополняются на сумму денежных расходов населения на оплату услуг.

Итак, ресурсы играют основополагающую роль в деятельности социального обслуживания, в деятельности любого социального учреждения и организации независимо от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы социального обслуживания многообразны, имеют различную структуру, количественные и качественные особенности, зависящие от специфических функций социальных учреждений. Основа их использования – это цели, задачи, ценности, возможности, источники всей деятельности социальных учреждений и организаций. Все ресурсы учреждений социального обслуживания взаимосвязаны между собой, поэтому эффективная деятельность возможна лишь при эффективном их сочетании и использовании.

Кадровое обеспечение  социальных служб.

1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

2. Меры социальной  поддержки работников государственной  системы социальных служб определяются  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  в соответствии с их полномочиями (пункт в редакции, введенной в  действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

3. Медицинским работникам  государственной системы социальных  служб, непосредственно занятым  социально-медицинским обслуживанием,  могут предусматриваться меры  социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

4. Работникам учреждений  социального обслуживания государственной  системы социальных служб, непосредственно  осуществляющим социальную реабилитацию  несовершеннолетних, могут предусматриваться  меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

5. Меры социальной  поддержки работников социальных  служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты, и др.) путем  предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Стационарное социальное обслуживание обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Информация о работе Управление социального обслуживания населения