Управление социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку, осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных. Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.
Практически единственно правильным выходом было создание и развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению. Государственная социальная политика была сориентирована на гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в экстремальной ситуации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….... 3
1. Управление социального обслуживания населения……….……………….... 5
2. Развитие центров социального обслуживания населения.………………...… 9
3. Ресурсное обеспечение социального обслуживания…..………………….... 12
4. Основные виды и формы социального обслуживания…….……………….. 19
Заключение…………………………………………………………………….…. 27
Библиографический список……

Файлы: 1 файл

кур.раб.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

 

 

«Российский государственный  социальный университет»

филиал в г. Красноярске

 

 

 

 

Кафедра «Социальная  работа»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (РЕСУРСНОЕ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПЛАТНОЕ И БЕСПЛАТНОЕ ВИДЫ И ФОРМЫ).

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнила:

                                                                                                        ст-т гр. СРБ-З-3-08

                                

                                                                                            Проверила:

                                                                                             Т. А. Иванова

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………....   3

1. Управление социального обслуживания населения……….………………....   5

2. Развитие центров социального обслуживания населения.………………...…   9

3. Ресурсное обеспечение социального обслуживания…..…………………....   12

4. Основные виды и формы социального обслуживания…….………………..   19

Заключение…………………………………………………………………….….  27

Библиографический список………………………………………………….......   30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Новый экономический  курс, связанный с переходом к  рынку, осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов  производства, нарушение производственно-хозяйственных  связей привели к экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных. Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.

Практически единственно  правильным выходом было создание и  развитие системы учреждений социального  обслуживания, которые смогли обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению. Государственная социальная политика была сориентирована на гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в экстремальной ситуации.

Социальное обслуживание – это разновидность социальной деятельности, направленная на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей – от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития.

Определенная нормативно-правовая база организации социального обслуживания нуждающимся гражданам стала  формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация, во многих городах были созданы центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральном Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.95г. N195-ФЗ.

Социальное обслуживание населения можно рассматривать  как социальную технологию, позволяющую  оказать необходимую поддержку  гражданам в условиях сложной  жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Объектом курсовой работы является система социального обслуживания населения.

Предметом курсовой работы является организация социального обслуживания населения.

Цель работы – рассмотреть управление социального обслуживания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать управление социального обслуживания населения.

2) изучить развитие  центров социального обслуживания.

3) рассмотреть ресурсное обеспечение социального обслуживания.

4) выявить основные виды и формы социального обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ

 

 

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:

- центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

- центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания-лиц пожилого возраста и инвалидов;

- центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;

- центр помощи детям, оставшимся без родителей; социальные гостиницы и т.д.

Федеральный закон "О  социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" существенно  дополняет и конкретизирует наши представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в Законе предмет его определяется таким образом: "Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах". Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания.

Внутри службы социальной защиты множество подсистем и элементов, несущих разнообразную функциональную нагрузку, находятся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность. Выделяются, с одной стороны, службы семьи, службы социально-медицинской помощи, службы психологической помощи, службы социального обеспечения, службы правовой помощи, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи, с другой – территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т.п.

Вопрос об организации социальных служб рассматривается с позиции как территориальности, так и ведомственности. В то же время социальные службы различных министерств и ведомств видятся в качестве неотъемлемого компонента (или сектора) территориальной социальной сети. Такая территориальная сеть сегодня еще не является системной. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко множество источников финансирования. Однако практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД, службы занятости, молодежи и т.д.

Сущность социального  обслуживания как социальной системы  в ее статике раскрывается путем  выявления и уяснения структуры  видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания:

1. сущностно-деятельностные  функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный  патронаж);

2. нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Практическая реализация этих функций неразрывно связана  с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях и отражают сущность социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и, конечно, специфики контингентов клиентов социальных служб.

Итак, социальное обслуживание населения включает в себя виды, типы методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания, результат предоставления социальных услуг.

Основу критериев социального  обслуживания составляют степень сложности и продолжительности социальных услуг, их адекватности социальным потребностям и нуждам различных категорий населения. С точки зрения управления социальным обслуживанием важно учитывать уровень развития социальных служб, комплексность и интегративность учреждений социального обслуживания, их автономность и управляемость, самоуправляемость и адаптивность к изменяющейся ситуации в стране. Другие критерии позволяют оценить результативность социального обслуживания с точки зрения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по уровням иерархии подсистем социального обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений - стационарных, полустационарных и нестационарных.

Активно развивается  сеть учреждений социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.

В настоящее время значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-бытовые и торговые, оказывать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Совершенствуется их внутренняя структура: половина всех центров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть - отделения социальной помощи семье и детям.

В настоящее время  действует свыше 1000 стационарных учреждений социального обслуживания различных  типов, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны  и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 7 детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками.

Но действующая сеть стационарных учреждений социального  обслуживания, ставшая опорой в осуществлении  мер по социальной защите населения, далеко не удовлетворяет имеющиеся  потребности. Достаточно сказать, что  очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания составляет более 6 тыс. человек.

Актуальными являются задачи оптимального удовлетворения потребностей людей пожилого возраста: создание домов-интернатов малой вместимости (до 100 мест), организация домов-интернатов в каждом муниципальном образовании, обеспечение функционирования стационарных учреждений как пансионатов социального обслуживания, создание в них домашних условий проживания и психологического комфорта, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений социального обслуживания, рациональное размещение домов-интернатов с учетом социальных интересов людей пожилого возраста, их психологических потребностей и привязанностей к определенной среде обитания.

По-прежнему острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления оказывают социальную помощь таким людям, создавая сеть социальных учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания. Быстрыми темпами развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения.

Информация о работе Управление социального обслуживания населения