Технология отделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

В последнее время наметилась тенденция возврата к естественной обработке материалов. Некоторые фирмы, производящие элитную мебель, сушат древесину не ускоренным способом в специальных шкафах, как это принято у большинства современных производителей, а просушивают в течение нескольких месяцев, используя натуральные клеи и, конечно, не признают никаких лаков. Вместо них они применяют растительные масла (например, льняное), и мебель приобретает приятный запах, при этом будучи защищенной от внешних воздействий.
Естественно, далеко не каждый человек может позволить себе натуральную, экологически чистую мебель за несколько тысяч долларов. Применение технологий, унаследованных от предков, неизбежно увеличивает цену изделия иногда в десятки, а то и в сотни раз по сравнению с серийными аналогами

Содержание работы

1. Введение
2. Защитно-декоративная отделка изделий
3. Подготовка к отделке
4. Виды защитно-декоративной отделки
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

отделка контрольная.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

План

1.         Введение

2.         Защитно-декоративная отделка изделий

3.         Подготовка к отделке

4.         Виды защитно-декоративной отделки

5. Список литературы

 

Введение

Вы не задумывались о том, много ли натуральных, экологически чистых вещей в вашем доме? Наверняка, покупая дешевую советскую мебель, которая приносила в дом стойкий  химический аромат и вызывала аллергию у половины домашних, вы недобрым словом поминали и ее производителей, и  всю бытовую химию. И, наоборот, увидев солнечные блики на светлом дереве вспоминали о природе. К сожалению, ни природных, ни естественных предметов  в наших домах давно нет. От дерева почти всегда нас отделяет тонкий, почти невидимый слой искусственного вещества - лака. Хорошо это или плохо - попробуем разобраться.

В последнее время наметилась тенденция возврата к естественной обработке материалов. Некоторые  фирмы, производящие элитную мебель, сушат древесину не ускоренным способом в специальных шкафах, как это  принято у большинства современных  производителей, а просушивают в  течение нескольких месяцев, используя  натуральные клеи и, конечно, не признают никаких лаков. Вместо них они  применяют растительные масла (например, льняное), и мебель приобретает приятный запах, при этом будучи защищенной от внешних воздействий.

Естественно, далеко не каждый человек может позволить себе натуральную, экологически чистую мебель за несколько тысяч долларов. Применение технологий, унаследованных от предков, неизбежно увеличивает цену изделия  иногда в десятки, а то и в сотни  раз по сравнению с серийными  аналогами

Но защитные свойства искусственных, химических лаков практически всегда превосходят естественные аналоги  при обработке деревянных поверхностей.

Декоративные свойства покрытий должны соответствовать функциональному  назначению и условиям эксплуатации. Их характеризуют цветом, блеском, фактурой и классом (покрытия). По степени  блеска различают глянцевые, полуглянцевые, полуматовые, матовые. По фактуре покрытия могут быть гладкие, рисунчатые (например, молотковые") и рельефные ("шагрень").

Внешний вид покрытия с  учетом степени блеска, характера  фактуры и наличия дефектов характеризуют  классом. Покрытия 1-го класса имеют  однородную гладкую и блестящую  поверхность без видимых (невооруженным  глазом) дефектов. Однородные рисунчатые и рельефные покрытия, как правило, относят ко 2-му классу. Большинство  товаров народного потребления (холодильники, радиоаппаратура, мебель и др.) имеют  покрытие 1-го класса.

Существенное влияние  оказывает состояние покрываемой  поверхности. жировые загрязнения, влага, пыль, адсорбированные поверхностью пары в газы препятствуют образованию  молекулярного контакта между молекулами покрытия и покрываемой поверхности, резко снижая прилипаемость (адгезию) покрытия, его прочность и стойкость к различным внешним воздействиям. Гладкие и блестящие (глянцевые) покрытия дольше сохраняются и лучше защищают. Стойкость к воздействию окружающей среды является важнейшим свойством лакокрасочного покрытия. Ее оценивают по стойкости к воздействию влаги, света, пониженных и повышенных температур и др.

Качество лакокрасочного покрытия существенно зависит от тщательности подготовки поверхности  конструкций и изделий к окрашиванию. Применяют абразивные обработки  поверхности и ее обезжиривание, удаление различных загрязнений, остатков предыдущих разрушившихся покрытий и т. п.

Один из критериев эстетической оценки качества мебели – характер ее отделки, под которой понимают все виды поверхностной обработки, направленные на совершенствование  декоративно-художественных достоинств изделий и их защиту от воздействия  внешней среды. В зависимости  от функционального назначения различают  три основных группы отделки: защитную, декоративно-художественную и декоративно-защитную.

Защитная отделка предназначена  для предохранения изделий от температурно-влажностных воздействий  окружающей среды, связанных с явлениями  увлажнения, усушки, набухания, коррозии элементов изделий и для защиты от физико-химических и механических повреждений путем придания изделию  или элементам изделия кислотостойкости, маслостойкости, термостойкости, износоустойчивости и др.

Декоративно-художественная отделка предусматривает декорирование  изделий пластическими или декоративными  средствами: рельефный декор (резьба, тиснение, гравирование); орнаментальный декор (выжигание, роспись); наборный декор (интарсия, мозаика, инкрустация, маркетри); накладной декор (накладки и вставки  из древесины, металла, пластмасс, кости, рога, стекла, фарфора, фаянса, керамики и др.).

Декоративно-защитная отделка  придает изделиям декоративные и  защитные свойства. Это наиболее распространенный вид отделки, в процессе которой  проявляются и подчеркиваются естественные декоративные свойства материалов, входящих в изделия, или придаются новые  свойства, усиливающие восприятие формы  изделий. К ним относятся: простое  и сложное облицовывание древесных  материалов строганым или лущеным  шпоном с последующим покрытием  прозрачными пленками, проявляющими текстуру древесины; кроющие покрытия древесины и металлов жидкими  лакокрасочными материалами; наклеивание  и напрессовка листовых и пленочных полимерных материалов, паст, эмульсий, напыление порошков; покрытия элементов мягкой мебели декоративными мебельными тканями или искусственными материалами типа кожи (винилискожа) и др.

 

1.         Защитно-декоративная отделка изделий

Под отделкой мебели понимают ее обработку, улучшающую внешний вид  изделий и защищающую от воздействия  окружающей среды. При отделке поверхности  покрывают жидкими отделочными  материалами, облицовывают пленками и  пластиками, украшают резьбой, выжиганием, накладным узором.

Выбор той или иной группы отделки определяется художественно-конструкторскими задачами с учетом эстетических свойств  используемых материалов, функциональных, технико-экономических и эксплуатационных требований к изделию. В одном  изделии обычно сочетаются чисто  защитные покрытия (внутренние и нелицевые поверхности) с декоративными (лицевые и рабочие поверхности).

Облицовывание – это процесс  наклеивания на элементыизделий из древесины распространенных, но маловыразительных в декоративно-художественном отношении пород или мебельных щитов из плитных материалов, тонколистовых материалов ценных пород древесины (строганый или лущеный шпон). Размеры и качественные показатели тонколистовых древесных материалов регламентируются ГОСТ 99-75 "Шпон лущеный" и ГОСТ 2977-77 "Строганый шпон из древесины твердых лиственных пород".

Декоративно-художественные достоинства древесины определяются цветом и характером поверхностного строения – текстурой. Под текстурой  подразумевается совокупность физических свойств поверхности, определяемых анатомическим строением древесины, формой ствола и способом обработки  древесины. При перерезании волокон древесины, годичных слоев и сердцевинных лучей на поверхности среза образуется характерный рисунок, обусловленный строением и размерами вскрытых анатомических элементов, а их направление относительно оси (прямоволокнистое, косослойное, свилеватое, запутанно-волокнистое) определяется формой ствола, местом среза по длине ствола (вершинной, средней или комлевой части) и способом механической обработки (строгание, лущение).

Рисунок текстуры изменяется в зависимости от направления  обработки, т. е. От плоскости резания  – радиальной (параллельно сердцевинным лучам) и тангенциальный (перпендикулярно  сердцевинным лучам). У большинства  пород (дуба, ясеня, красного дерева, ореха, палисандра и др.) оба эти направления  дают красивый рисунок, у некоторых  представляет интерес только одно из указанных направлений обработки. В выявлении текстуры значительную роль оказывает цвет, особенно контраст в окраске ранней и поздней  древесины.

Древесина дуба интересна  и на тангенциальном и на радиальном разрезах, так как в создании рисунка  текстуры участвуют как сердцевинные лучи, так и годичные кольца.

Все многообразие вариантов  и композиций текстуры может быть сведено к следующим характерным  видам, наиболее часто применяющимся  в промышленности.

1. Древесина без выраженного  рисунка с равнокрашенной поверхностью со слабозаметным направлением волокон. Такой характер текстуры имеет древесина березы, липы, груши при получении облицовочных материалов на основе этих пород как строганием, так и лущением.

2. Штриховой рисунок текстуры  с мелкими однородными штрихами, получающимися в результате разрыва  сердцевинных лучей (древесина  бука и ряд других пород).

3. Муаровый рисунок, образуемый  на радиальном разрезе игрой  вскрытых сосудов, расположенных  в виде обрывающихся полос.  Такая текстура характерна для  красного дерева, волнистого клена  и березы.

4. Полосатый рисунок образуется  на радиальных разрезах древесных  пород с ярко выраженной контрастностью  в окраске ранней и поздней  древесины. Текстура характеризуется  чередованием узких и широких  темных и светлых полос. Рисунок  характерен для хвойных пород,  красного дерева, ореха, палисандра, цебрано и других пород.

5. Волнистый рисунок образуется  на радиальном срезе древесины  с ненормальной формой ствола (свилеватая древесина березы, клена,  красного дерева) или путем фигурной  волнистой обработки древесины  (лущение) специальным режущим  инструментом (береза, ясень и др.).

6. V-образный рисунок текстуры  характерен для тангенциального  разреза. Рисунок создают годичные  слои, попадающие в разрез в  виде параболических (дугообразных) линий, часто неправильной формы.  Сердцевинные лучи почти незаметны  и не оказывают влияния на  характер рисунка, наиболее ярко  проявляется рисунок у хвойных  пород, ореха, ясеня и дуба.

7. Криволинейный рисунок  текстуры образуется на тангенциальном  некоторых лиственных пород древесины  (орех, карагач и др.) при ненормальных  условиях роста дерева. Разновидностями  этого рисунка являются раковинный  и наплывный, образующиеся при обработке комлевой части капов или наплывов некоторых лиственных пород (орех). Рисунок благодаря хаотически переплетающимся линиям и пятнам обладает ценными декоративными качествами.

8. Листообразный рисунок  характеризуется замкнутыми на  тангенциальном срезе эллипсовидными  линиями неправильной формы.

9. Сучковатый рисунок (в  виде отдельных центральных пятен  и сучков и ряда концентрических  окружностей темноокрашенной древесины)  образуется при обработке древесины,  содержащей значительное количество  сучков (сосна, ель, акация). Высокие  декоративные качества присущи  разновидности этого рисунка  у древесины остролистого клена  ("птичий глаз"), образуемого мелкими "глазками" с диаметром от 2 до 5 мм, представляющими собой поворот волокон около место возможного образования сучка, а также древесине карельской березы, характерный рисунок которой создают хаотично расположенные темно-коричневые штрихи, образующиеся клетками сердцевинных лучей.

Большое значение имеет правильное использование естественного рисунка  древесины (текстуры) в общем художественном решении мебели. Направление волокон, характер и масштаб рисунка текстуры выбирают в зависимости от стилевых предпочтений, современных требований архитектуры, а также от общего композиционного  замысла, размеров и пропорций изделий, ритмического построения отдельных  объемов и пр. Разработаны методы и приемы декоративного набора шпона , которые в зависимости от характера  расположения рисунка относительно облицовываемой плоскости и количества участвующих в наборе элементов  различаются по сложности исполнения (простой и сложный набор). При  простом наборе используется естественный рисунок текстуры одного направления, но различают продольное облицовывание "в рост" с вертикальным направлением волокон, поперечное облицовывание  с горизонтальным направлением волокон  и "косое" - с направлением волокон  под углом 30 – 60* к осевой линии  фанеруемого элемента.

При сложном облицовывании  для большего декоративного выявления  рисунка текстуры направление волокон  отдельных элементов набора меняется обычно по простейшим геометрическим схемам: "в елку", "в четверть", "в конверт", "в ромб", "в  шашку", и др.

Сочетание различного направления  волокон отдельных элементов  набора и геометрических фигур позволяет  получить многочисленные декоративные схемы с разнообразным ритмическим  построением. Введение в схему набора орнаментального или сюжетного  рисунка и вставок из других материалов создает для художника неисчерпаемые  возможности в декоративно-художественном решении плоскости.

В зависимости от применяемых  отделочным материалов, техники их нанесения и обработки отделки  бывают: прозрачная, непрозрачная, имитационная.

Прозрачная отделка. На поверхности  древесины создают прозрачное покрытие жидкими или пленочными отделочными  материалами. Если при этом нужно  изменить натуральный цвет древесины, поверхность предварительно обрабатывают красителями. Простейший вид прозрачного  покрытия – тонкий слой прозрачного  лака, нанесенного на древесину. При  этом древесина впитывает в себя часть лака, а часть лака остается на поверхности в виде прозрачной тонкой пленки. Древесина впитывает  лак неравномерно: более рыхлые слои впитывают лака больше, более плотные  – меньше. Прозрачная отделка сохраняет  текстуру древесины.

Непрозрачная отделка  закрывает текстуру и цвет древесины. На поверхности создают непрозрачное одноцветное или рисунчатое покрытие жидкими (эмали, краски, лаки) или пленочными (облицовывание) материалами. Непрозрачные покрытия наносят на поверхность  из древесины хвойных пород и  недорогих мягких.

Информация о работе Технология отделки