Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 09:58, шпаргалка

Описание работы

1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
5. СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА: ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ
6. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В CP И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Файлы: 1 файл

ответы по тср.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

1) формирование проблем; 2) решение  проблем. 
Последний этап разделяется на три стадии, 
каждая из которых предусматривает ряд 
процедур для ответа на типовые вопросы: I) 
аналитическая стадия 2)оперативная стадия 
3)синкретическая стадия Ч

Содержательные характеристики социальной коммуникации

Коммуникативные        средства        общения  чрезвычайно разнообразны. К ним  относятся: речевые (вербальные) средства:

• лексика; стилистика, грамматика; семантика; неречевые (невербальные) средства:

  • оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики),
  • паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);
  • экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);

- проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта: интимная (от 0 до 40—45 см), личная (от 45 до 120—150 см), социальная (150-400 см), публичная  (от 400 до 750—800 см), угол поворота  к собеседнику;

  • предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживание, касания);
  • ольфакторные средства (связанные с запахом), механизмы воздействия:

Заражение Внушение. Убеждение . Подражание Оптимальное  межличностное общение — это  всегда общение диалогическое. Основными  характеристиками диалога являются:

• равенство сущностных позиций общающихся (отношения «субъект — субъект»);

• доверительная взаимная открытость обеих сторон;

• отсутствие оценки, «измерения» каких-бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;

• восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Содержание технологий связи  с общественностью

Связь с общественностью (от англ. public relations — работа с общественностью) — метод социальной работы, возникший в США и получивший широкое распространение в последние десятилетия.

 

Технология программно-целевого

проектирования

Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, задача которой —  выработка организационных моделей  решения социальных проблем, координирование  механизмов их реализации.

Алгоритмы разрешения социальных проблем  не могут разрабатываться без  учета и соблюдения основных принципов прогнозного

проектирования:

• принцип научного обоснования нормативной модели решения,

принцип научного обоснования эксплоративной модели решения;

• принцип социальной целесообразности и 
Пеле-обусловленности. предполагающий 
соответствие ожидаемых эффектов нормативным 
(ценностным) целям общественного развития;

• принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;

" принцип комплексности, интегративности,  сопоставления различных видов  моделей;

• принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.

Роль социологического знания в социальной работе

Социальная работа основана на знании социологии как основного компонента освоения современного общественного  бытия и наличии социологического стиля мышления. Две главные особенности  социологии, познающей мир и человека, объективно сближают ее с социальной работой: 1) изучение реального состояния  общества при минимизации конструирования  социального пространства на основе идей, чертежей, лекал желаемого  или должного (с точки зрения той  или иной идеологемы); 2) исследование эмпирическим путем (посредством замеров, оценок, ощущений, умонастроений самого субъекта) социальных отношений.

Психоаналитическая и  психодинамическая модели психологии основаны на учении 3. Фрейда — основателя метода исследования бессознательного в психике человека и его влияния на поведение и личность. 3. Фрейд выделил три уровня психики: сознание, подсознание, бессознательное. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов.

Технологии, ориентированные на

гуманистические модели личности

Гуманистические психосоциальные  технологии используют идеи, развиваемые  в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном подходе (В. Франкл) и гештальт-традиииях (Ф. Перле), которые иногда называют экзистенционально-гуманистическим  направлением. Основные положения основаны на понимании человека как целостной  личности, взаимодействующей со своим  окружением. Важным моментом, объединяющим эти теории, является декларация веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать  жизненные стратегии, изменяться при  наличии определенных позитивных условий. Основная сущность гуманистической  психологии К. Роджерса — ориентация на личность, которая является контролирующим звеном в процессе принятия решений. Главное внимание уделено человеку, предназначение которого — жить и  действовать.

Основы медико-социальной работы

Мировая практика свидетельствует  о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими  знаниями в области медицины и  здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем  индивидуального и общественного  здоровья. Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и  муниципальном уровнях интегрированных  мероприятий. Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и  адаптации лиц с физической и  психической патологией, а также  неблагополучных в социальном плане. Объекты     медико-социальной     работы     — различные     контингенты     лиц,     имеющих выраженные    медицинские    и    социальные проблемы   (длительно   и   часто   болеющие, социально дезадаптированные  лица, инвалиды, одинокие        престарелые,        дет  и-си роты, многодетные и социальные семьи, Необходимо   четкое   разграничение   функций медицинских     и     социальных    работников. Обобщенные   специальные   функции   можно разделить      на     три      группы:      медико-ориентированные, социально-ориентированные  и интегративные.

 

Технологии социальной работы с семьей

Применительно к семьям различных категорий  клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. — используются различные  технологии социальной работы. Виды и  формы социальной помощи, цель которых  — сохранение семьи как социального  института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в  поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи  детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

 

Технологии социальной работы с женщинами

Сложность, комплексность

социальных проблем женщин, обусловленность  их причин общей социально-экономической  и социально-психологической проблематикой  общества определяют необходимость  системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных  технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Прежде  всего, безусловно, 
необходимо гарантировать женщине

возможность найти работу, которая  позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости) свою семью, так  и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные  составляющие. Согласно исследованиям  потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов:

* необходимость второго заработка в

семье, так как для обеспечения семьи, имеющей детей, необходим заработок как отца, так и матери. Если же семья неполная, то зарплата единственного родителя (в подавляющем большинстве случаев — матери) является важнейшим (иногда — единственным) источником доходов (пособия на детей покрывают в среднем не более 10% общих расходов на них);

• работа важнейшее средство 
«социальной страховки» как для 
женщины, так и для ее семьи. В 
условиях нарастающей безработицы, 
массовых невыплат зарплаты работа 
обоих супругов (желательно в 
разных местах) может служить хотя 
бы относительной гарантией 
выживания семьи. Семейная 
нестабильность, опасность распада 
семьи заставляют женщину в ряде 
случаев стремиться сохранить статус 
работающей, даже если для этого нет 
экономических оснований. (Кстати, 
одной из причин ограничения числа 
желаемых детей является в 
известной мере нестабильность 
семьи.) Природные и антропогенные 
катастрофы, военные действия и 
национальные конфликты, в которых 
чаще гибнут мужчины, чреваты для 
женщины    опасностью    остаться

 

о

вдовой, поэтому работа представляет для нее своеобразный вил. страховки  еще и по этой причине;

работа— средство

самоутверж:дения,саиоразвития,спо 
соб получения признания, место, где 
можно получить удовольствие от 
интересного общения, отдых от 
однообразных домашних дел (ото 
характерно для женщин н основном 
с высоким образовательным 
статусом). Согласно данным 
социально-психологических 
исследований дети (особенно 
мальчики) не слишком приветствуют 
в не домашнюю занятость своих 
матерей, если те заняты рутинным, 
нидкоквалифицированным, плохо 
оплачиваемым трудом, но с большим 
уважениям относятся к матерям, 
занимающимся престижным

высококвалифицированным трудом, сделавшим карьеру. Статус и  интеллект домохозяйки дети оценивают  традиционно низко.

 

 

Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

Задачам и учрежден и й для  дезадептированных детей и подростков являются:

• профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

• психолого-медицинская помощь детям,

попавшим  по вине родителей или в связи  с экстремальной ситуацией (в  том числе в связи с физическим и психическим насилием или с  опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное  положение;

• формирование у детей и подростков

положительного  опыта социального поведения, навыков  общения и взаимодействия с окружающими  людьми;

• выполнение попечительских функций

по отношению  к тем, кто остался без родительского  внимания и заботы, средств к существованию;

• психологическая и педагогическая 
поддержка, способствующая 
ликвидации кризисных состояний 
личности,

• содействие возвращению в семью;

обеспечение возможности получить образование;

• забота о дальнейшем благоустройстве,

месте жительства.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

• диагностическая работа;

• реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

• постреабилитационная защита ребенка.

Схематично категории

дезадаптированных детей и подростков, прошедших  эти этапы и имеющих общие  истоки отклонений в поведении и  развитии, можно представить следующим  образом:

1) трудновоспитуемые дети,  имеющие

близкий к норме уровень 
дезадаптации, который обусловлен 
особенностями темперамента,

наличием  легких дисфункций мозга, 
нарушением внимания^

недостаточностью возрастного

развития, особенностями социально-психологической  и педагогической ситуации воспитания и развития;

2) нервные дети,  неспособные в силу

возрастной незрелости

эмоциональной сферы

самостоятельно  справляться с 
тяжелыми переживаниями,

обусловленными  их отношениями с родителями и  другими значимыми для них  взрослыми;

3) «трудные» подростки, не умеющие

решать  свои проблемы социально 
приемлемым образом,

характеризующиеся внутренними 
конфликтами, акцентуациями

характера, неустойчивой

эмоционально-воле вой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми;

4) фрустрированные подростки, которым

свойственны устойчивые формы 
саморазрушающего поведения1,

опасного  для их здоровья 
(употребление наркотиков,

\ алкоголизм),        духовного        и

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"