Изделие из филиграни кулон «Капля»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.
Задачи работы:
Изучить литературу по заявленной теме.
Дать определение филиграни.
На основе изученной литературы рассмотреть историю появления и развития филиграни.
Рассмотреть технологический процесс.
Описать сделанное изделие на практических занятиях.

Содержание работы

Введение 4
1 Литературный обзор
1.1 Определение филиграни и история её развития 5
1.2 Технология изготовления изделий из филиграни, её виды и элементы 21
2 Технология изготовления изделия кулона «Капля»
2.1 Общий вид изделия 32
2.2 Заготовительные операции 33
2.3 Формообразующие операции 36
2.4 Сборка 37
2.5 Окончательная отделка изделия 38
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 43

Файлы: 1 файл

Курсовой Филигрань.docx

— 678.92 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский Государственный  Университет»

Кафедра: «ЛП и ТМ»

                                                                                                                   

Курсовая работа

по дисциплине: Мастерство.

Тема: Изделие из филиграни кулон «Капля»

                            

                              Выполнил:

                              студент гр. ТХОМ-81

                              Проверил:

                              к.т.н., ст. преподаватель 

                              кафедры «ЛПиТМ» 

 

 

Хабаровск 2012 г.

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа  содержит пояснительную записку на 43 листах формата А4, включающую 14 литературных источников, 1 таблицу и 5 рисунков. 

МЕДЬ, ФИЛИГРАНЬ, ЗЕРНЬ, ПЛАВКА, ВОЛОЧЕНИЕ, ПАЙКА, ПРИПОЙ.

Цель работы: Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.


Объектом исследования является технологические  операции при изготовлении филигранного изделия.

В процессе изготовления изделия необходимо подробно ознакомиться с технологиями изготовления, материалами и элементами филиграни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение                                                                                                                     4

1 Литературный обзор

1.1 Определение филиграни и история её развития                                            5

1.2 Технология изготовления изделий из филиграни, её виды и элементы    21

2 Технология изготовления изделия кулона  «Капля»

2.1 Общий вид изделия                                                                                         32

2.2 Заготовительные операции                                                                            33

2.3 Формообразующие операции                                                                       36

2.4 Сборка                                                                                                               37

2.5 Окончательная отделка изделия                                                                  38

Заключение                                                                                                             40

Список литературы                                                                                               41

Приложение                                                                                                            43

 

 

 

 


Введение

 

Выбор темы не случаен: он вызван особым интересом автора курсовой работы к  одному из древнейших видов художественной обработки металла – филигрань. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Подходы к пониманию технологического процесса изготовления изделий из филиграни наиболее интересно определены в учебном пособии по курсу «Технология художественной обработки металлов давлением» канд. техн. наук, ст. научн. сотр. А.В. Клюка. На сегодняшний день эта тема актуальна. Так как филигрань – это ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и другой какой – либо проволоки. Изделия с филигранью включают самые различные материалы, такие как: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость.

Цель работы:

Сделать изделие кулон «Капля» в технике филигрань и описать технологический процесс.

Задачи работы:

  • Изучить литературу по заявленной теме.
  • Дать определение филиграни.
  • На основе изученной литературы рассмотреть историю появления и развития филиграни.
  • Рассмотреть технологический процесс.
  • Описать сделанное изделие на практических занятиях.

В период работы над курсовой работой изучено 14 источников информации, указанных в разделе «Список  использованной литературы».


1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

 

    1. Определение филиграни и история её развития

 

Филигрань (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно») - ювелирная  техника, использующая ажурный или  напаянный на металлический фон  узор из тонкой золотой, серебряной и  т. д. проволоки, также изделия, выполненные  в такой технике.

Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань  происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность  этого вида обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.

В единое целое отдельные  элементы филиграни соединяют при  помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические  мелкие шарики, которые напаивают  в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную  фактуру, игру светотени, благодаря  чему изделия приобретают особо  нарядный, изысканный вид.

Искусство скани получило в Древней Руси широкое развитие почти повсеместно и достигло высоких вершин мастерства. Золотые  и серебряные изделия, украшенные сканью и зернью, встречаются при раскопках  древнерусских городов и деревенских  курганов начиная с IX века. Височные кольца, лунницы, бусы, колты и другие предметы были найдены при раскопках  в Киевской Руси, землях Черниговской, Переяславской, Владимиро-Суздальской и во многих других местах. Не только узоры, но и детали технических приемов использования скани были разнообразны: то она ложилась плотно припаянной к поверхности золота или серебра, то составляла ажурный орнамент, украшенный зернью, иногда же располагалась в два яруса, из которых один возвышался над другим. Наряду с драгоценными, иногда изысканно-тонкими образцами сканого мастерства встречаются изделия ремесленной работы, а в деревенских курганах – грубоватые бусы из медного проволочного каркаса с серебряной зернью.

 Орнаментом из зерни,  лишь с малым добавлением скани,  особенно часто украшали небольшие  серебряные и золотые подвески  в форме полумесяца, обращенного  рогами вниз, – лунницы. На  некоторых лунницах, найденных при  раскопках древнерусских городов,  напаяно свыше двух тысяч мельчайших  шариков зерни, расположенных  в виде треугольников и полос.

 Зернь, едва уловимых  для глаза размеров, сплошь покрывает  звездчатые колты или же отдельными  каплями блестит на ажурных  бусинах височных колец.

 «Искусство зерни,  знакомое южнорусским племенам  с VI-VII веков по керченским образцам, в VIII-IX веках, благодаря притоку  зерненных и сканых изделий  с Востока, начинает широко  прививаться на русской почве».

 Исключительное значение  по своим художественным качествам  и тонкости мастерства имеют  ювелирные украшения со сканью  и зернью, найденные при раскопках  Старорязанского городища, в пятидесяти  километрах от современного города  Рязани.

 В 1237 году татаро-монгольские  завоеватели сожгли город Рязань, бывший значительным торговым  центром, связанным с Византией  и Западной Европой.


 На городище в 1822 году был найден широко известный  замечательный клад золотых украшений  с перегородчатой эмалью и  тончайшей сканью. Скань эта, частично  совсем особого вида, не встречающаяся  в других художественных центрах,  представляет исключительный интерес. Сканый орнамент расположен в два яруса – витые золотые веревочки, пропущенные через вальцы и преобразовавшиеся в тонкие ленточки с рубчатым верхним краем, припаяны на ребро к поверхности металла, а поверх них, образуя и юрой ярус, напаяны узоры из тонкой, свитой в веревочки скани.

 Найденный там же, на  месте Старой Рязани, небольшой  золотой ковчежец с крестовидным  вырезом по исключительному качеству  и своеобразию мастерства является  также шедевром ювелирного искусства,  и в частности – искусства  скани. На небольшом пространстве  поверхности ковчежца расположено  сто двадцать крошечных пятилепестковых  цветков на стеблях в виде  спиралей из тончайшей золотой  сканой нити.

 Опустошительные набеги  Золотой Орды и междоусобные  войны унесли множество сокровищ  культуры и искусства, и среди  них предметы, созданные ювелирами  домонгольской Руси. В технике  зерни изготовлялись изделия  Киевской Руси еще в 10 в.  В этих вещах витой проволоки  почти не применяли. Но уже  с 12 в. зернь уходит на второй  план и все чаще употребляется  напайная фоновая скань. С 13 в. число видов скани увеличивается  - применяется ажурная и рельефная  филигрань. Все большую роль  начинают играть камни, появляются  многоплановые решени

Кроме драгоценных украшений  со сканью и зернью, скрытых в  тяжелые годы в земле и позднее, через несколько веков, найденных  археологами, до наших дней сохранились  только единичные памятники сканого  мастерства XIII и начала XIV века. Большей  частью это серебряные оправы на небольших  каменных образках, с несложными узорами, в основном в виде коротких завитков. Иногда это завитки в форме  восьмерок, расположенные вертикально  или горизонтально, выложенные из одной  или двух нитей сравнительно толстой  проволоки. На некоторых оправах  восьмерки расположены в два  ряда, часто на округлых концах их припаяны сравнительно крупные шарики зерни. Как на типичные примеры подобных оправ XIII века можно указать на рамку, обрамляющую образок с полуфигурой святого Тимофея, хранящийся в собрании Государственного Исторического музея, и на обрамление каменного образка Богоматери Одигитрии из Загорского музея-заповедника. В XIII веке продолжает сохраняться и самый несложный по рисунку сканый орнамент в виде плотной волнистой линии, известный нам на серебряных браслетах XII века в Киеве и Полоцке и на оправах каменных образков.

Развитие филигранного искусства, приостановленное монголо-татарским  нашествием, вновь приходит к расцвету в 15-16 вв. Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные  камни, эмаль, дерево, резную кость. В  это время работали известные  мастера - сканщики Амвросий и Иван Фомин.


Филигранные изделия производились  в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия  и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в  сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера  осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись  большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись  хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие  серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

С XIX в. изделия из филиграни  уже выпускались фабриками в  больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические  приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает сочность, для  многих вещей становится характерной  манерность.

За последние годы обостренный  интерес к древнерусской мелкой пластике, рельефным резным изображениям из камня, кости и дерева вызвал появление  нескольких глубоких, серьезных исследований советских искусствоведов на эту  тему. Однако эти исследования содержат разногласия по вопросам атрибуции разными авторами ряда памятников. Для определения места их производства исследователям приходится основываться исключительно на особенностях иконографии, стиля, палеографии, технологии, так как нет ни документальных данных, ни надписей на самих предметах, связывающих их с местом, где они были созданы, и которые могли бы служить вехами для определения сходных памятников. Небольшого размера легкие образки, несомненно, могли перевозиться из одного художественного центра в другой, и местонахождение их в ризнице какого-либо монастыря или в собрании музея какого-либо города не может служить безоговорочным основанием для утверждения, что именно там этот образок был выполнен. Еще сложнее обстоит дело с атрибуцией серебряных оправ, которые вполне могли быть сделаны не одновременно с образком или в другом центре. Среди предметов, не поддающихся пока точному определению, нельзя не отметить крест-мощевик, серебряная оборотная сторона которого украшена красивым сканым орнаментом с крупной зернью.

Информация о работе Изделие из филиграни кулон «Капля»