Занятость и безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости и безработицы часто является предметом дискуссий.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение показателей изучения занятости и безработицы и изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2 1.Теоретическая часть………………………………………………………….…3
1.1. Понятия занятости и безработицы, их классификация…………………….3
1.2. Занятость и безработица в России в июле 2011 г.………………..……….7
1.3. Статистические методы анализа занятости и безработицы……………...13
2. Расчетная часть……………………………………………………………..…19
Задание 1…………………………………………………………………………22
Задание 2…………………………………………………………………………30
Задание 3…………………………………………………………………………36
Задание 4…………………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 354.66 Кб (Скачать файл)

По сравнению с июлем 2010 г. численность  занятого населения выросла на 253 тыс.человек, численность безработных сократилась на 233 тыс.человек, или на 4,4% (в сопоставимой методологии).

      Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1384 тыс.человек.

       Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,7%безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июле 2011 г. составила 33,1%, среди безработных женщин - 38,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Рис. 3. Способы поиска работы безработными

 

Безработица по полу и месту  проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в июле 2011 г. составила 46,1%, доля городских жителей - 64,3%.

       Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В июле 2011 г. это превышение составляло 1,6 раза.

                  Таблица 2.   Уровень безработицы по полу и месту проживания

                                                      в процентах

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское 
население

2011 г.

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2


Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в июле 2011 г. составил 34,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 30,5% (в июне 2011 г. - 27,0%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 8,6%, 20-24 лет - 21,9%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,4%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июнем 2011 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 2,8 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,9 процентного пункта.

Рис. 4. Уровень безработицы по возрастным группам в июле 2011 года

     

      В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июле 2011 г. составил 16,5%, в том числе среди городского населения - 16,0%, среди сельского населения - 17,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,3 раза, в том числе среди городского населения - 3,9 раза, сельского населения - 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 37,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,1% безработных (застойная безработица).

      Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 35,2%, среди городских - 27,2%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 32,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В июле 2011 г. их численность составила 1,6 млн.человек (в июне 2011 г. - 1,3 млн.человек, или 28,3%). В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 22,7% составляет молодежь до 20 лет, 45,8% - от 20 до 24 лет, 16,6% - 25-29 лет.

     В июле 2011 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,0%.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Рис. 5. Уровень безработицы по федеральным округам

 

 

2.3.Статистические методы анализа занятости и безработицы

          Международная статистика труда использует в своей практической деятельности методы, разрабатываемые общей теорией статистики. Прежде всего, следует подчеркнуть, что все явления и процессы в области трудовых отношений рассматриваются в динамике и во взаимосвязи и взаимозависимости.

Статистика  разработала множество методов  изучения связей, выбор которых зависит  от целей исследования и от поставленных задач. Связи между признаками и  явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований. Признаки по их значению для изучения взаимосвязи  делятся на 2 класса. Признаки, обуславливающие  изменения других, связанных с  ними признаков, называются факторными, или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, являются результативными. Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты связи, направлению и аналитическому выражению.

Для исследования связей широко используется метод сопоставления двух параллельных рядов, метод аналитических группировок, метод корреляционной таблицы, метод  выборочных средних, корреляционный анализ, регрессионный анализ, индексный  метод и т.д.

Для сбора  необходимой информации международная  статистика труда использует метод статистического наблюдения, которое позволяет в определенные сроки получить необходимую информацию по заранее разработанной программе. Для получения этой информации используются все виды сплошного и выборочного наблюдения. Выбор метода наблюдения зависит от множества фактов: цели исследования, программы исследования, наличия материальных, финансовых и трудовых ресурсов и т.д.

После получения  информации осуществляется ее контроль. При этом международная статистика труда использует следующие виды контроля:

- синтаксический, при котором проверяется полнота охвата объектов наблюдения, полнота заполнения всех необходимых граф и строк, наличие необходимых реквизитов: адреса, даты, подписей, печатей;

- арифметический, который основан на количественных взаимосвязях показателей;

- логический, который базируется не на количественных, а на качественных взаимосвязях.

После проверки качества полученной статистической информации осуществляется ее сводка и группировка.

Сводка статистических данных заключается в получении групповых и общих итогов по заранее составленной программе (например, по странам, континентам и для мирового уровня).

Группировка заключается в расчленении изучаемой совокупности единиц на однородные группы в соответствии с изучаемым признаком, который может быть как количественным, так и качественным. Таким образом, количественные группировки основаны на признаках (показателях), имеющих количественное выражение (например, группировка по численности занятых в экономике, численности безработных и т.д.), а в основе качественных группировок лежат показатели, которые не могут иметь количественного выражения (например, группировка численности трудоспособного населения по полу, по социально-профессиональным группам и т.д.).

Сводка  и группировка информации по статистике труда позволяет получить определенную систему показателей, которая служит исходным материалом для дальнейшего  анализа. При этом также используются методы, разрабатываемые общей теорией  статистики.

Метод сопоставления двух параллельных рядов является одним из простейших методов. Для этого факторы, характеризующие результативный признак располагают в возрастающем или убывающем порядке (в зависимости от эволюции процесса и цели исследования), а затем прослеживают изменение величины результативного признака. Сопоставление и анализ расположенных таким образом рядов значений изучаемых величин позволяют установить наличие связи и ее направление. Зависимость между факторами и показателями может прослеживаться во времени (параллельные динамические ряды).

Метод выборочных средних и относительных величин  проводится в целях распространения  выводов, полученных по данным выборки, на генеральную совокупность. Основная задача – на основе характеристик  выборочной совокупности (средней и  доли) получить достоверные суждения о показателях средней и доли в генеральной совокупности. Метод  средних и относительных величин  используется для характеристики интервального  ряда распределения. Пример рассмотрен в Расчетной части (задание 1). К  относительным величинам относятся:

- относительные величины динамики, характеризующие направление изменения явления во времени и измеряющие скорость этого изменения (например, темпы роста и прироста численности трудовых мигрантов);

- относительные величины структуры, характеризующие долю или удельный вес каждого компонента в общем объеме изучаемого показателя (например, доля занятых в экономике в численности экономически активного населения);

- относительные величины сравнения, показывающие соотношение двух или более одноименных величин за один и тот же период , относящихся к разным объектам (например, численность безработных по странам мира);

- относительные величины координации, характеризующие соотношение различных элементов одной и той же совокупности (например, соотношение численности занятых в экономике мужчин и женщин в данной стане);

- относительные величины интенсивности, отражающие степень распространения данного явления в определенной среде (например, показатель плотности населения).

В общем  виде задача статистики в области  изучения взаимосвязей состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и силы связи, но и  в определении формы (аналитического выражения) влияния факторных признаков  на результативный. Для ее решения применяют методы корреляционного и регрессионного анализа. Тесноту взаимосвязи показателей труда с другими экономическими показателями изучают, главным образом, при помощи проведения корреляционно-регрессионного анализа. Показатели корреляции позволяют дать количественную оценку тесноты связи показателей занятости и безработицы с другими экономическими показателями (валовым внутренним продуктом, основным капиталом, инвестициями, экспортом и импортом товаров и услуг и т.д.). Показатели регрессии дают возможность получить количественную оценку зависимости результативного показателя от факторного (например, прирост заработной платы при увеличении производительности труда на 1%). Пример рассмотрен в Расчетной части (Задание 2).

Для изучения связи между явлениями  и их признаками строят корреляционную таблицу. Корреляционная таблица – специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам: факторному и результативному. Пример рассмотрен в Расчетной части (Задание 2).

Для уточнения формы связи между  рассматриваемыми признаками, а также  для наглядного анализа и обобщения  данных используется графический метод. С помощью графического метода определяют Мо и Ме вариационного ряда (пример рассмотрен в Задание 1). Корреляционное поле получаем путем нанесения на график точек, соответствующие факторному и результативному признакам.

В международной  статистике труда широко применяется индексный метод. С одной стороны, он позволяет изучать динамику показателей статистики труда (индексы производительности труда, заработной платы, номинальных и реальных доходов населения, индексы потребительских цен), а с другой стороны, индексный факторный анализ дает возможность определить количественное влияние факторного признака на показатель результата (например, прирост валового внутреннего продукта за счет численности занятых и за счет производительности труда).

При осуществлении  классификации единиц совокупности по нескольким признакам международная  статистика труда использует кластерный анализ, который позволяет объединить эти единицы (например, страны или экономические регионы) в относительно однородные группы (кластеры), каждая единица которых имеет показатели, близкие к среднегрупповым (например, группировка регионов по уровню занятости, оплаты труда и доходов населения).

Особое  место в статистике труда занимает балансовый метод, который дает возможность получить промежуточные показатели в период между единовременными обследованиями (например, между переписями населения). Кроме того, он характеризует наличие, движение и использование трудового потенциала (в частности, баланс занятого населения и его использования по отраслям и секторам экономики). Балансовый метод позволяет увязать наличие трудоспособного населения с его использованием и определить избыток или недостаток рабочей силы в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Расчетная часть.

 

       Имеются следующие выборочные данные службы занятости о времени поиска работы тридцатью безработными (выборка 1%-ная механическая) одного из районов города:

№№

п/п

Возраст безработного,

лет

Время поиска работы

мес.

№№

п/п

Возраст безработного,

лет

Время поиска работы

мес.

1

37

8,7

16

60

11,3

2

53

9,4

17

21

5,6

3

18

5,1

18

33

7,5

4

25

6,9

19

29

7,2

5

33

7,9

20

42

8,3

6

32

7,8

21

17

5,3

7

48

8,5

22

44

8,4

8

61

10,4

23

41

7,9

9

29

7,8

24

26

7,4

10

39

8,4

25

30

7,9

11

28

7,9

26

41

8,1

12

35

8,5

27

47

8,7

13

52

9,4

28

27

7,5

14

36

8,7

29

23

6,7

15

48

8,9

30

57

10,0

Информация о работе Занятость и безработица в России