Занятость и безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости и безработицы часто является предметом дискуссий.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение показателей изучения занятости и безработицы и изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2 1.Теоретическая часть………………………………………………………….…3
1.1. Понятия занятости и безработицы, их классификация…………………….3
1.2. Занятость и безработица в России в июле 2011 г.………………..……….7
1.3. Статистические методы анализа занятости и безработицы……………...13
2. Расчетная часть……………………………………………………………..…19
Задание 1…………………………………………………………………………22
Задание 2…………………………………………………………………………30
Задание 3…………………………………………………………………………36
Задание 4…………………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 354.66 Кб (Скачать файл)

Оглавление

   Введение………………………………………………………………………...2 1.Теоретическая часть………………………………………………………….…3

1.1. Понятия занятости и безработицы, их классификация…………………….3

1.2. Занятость и безработица в России  в июле 2011 г.………………..……….7

1.3. Статистические методы анализа занятости и безработицы……………...13

2. Расчетная часть……………………………………………………………..…19

Задание 1…………………………………………………………………………22

Задание 2…………………………………………………………………………30

Задание 3…………………………………………………………………………36

Задание 4…………………………………………………………………………41

  Заключение…………………………………………………………………….45 

  Список использованной литературы…………………………………………46                     

  Приложение……………………………………………………………………47

Занятость и безработица в России  в июле 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   1. Введение.

Проблема  занятости – одна из важнейших  социально-экономических проблем  рыночной экономики. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость  и безработица рассматриваются  как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы  соответствует определенный уровень  занятости.

В странах  с рыночной экономикой занятость  и безработица изучаются систематически. Статистические данные позволяют осуществлять регулирование рынка труда, обеспечивать населению социальную защиту, организовывать своевременную профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

Улучшение использования трудового потенциала – основной источник социально –  экономического роста. Отсюда очевидно значение статистического изучения занятости и безработицы.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что  проблема занятости и безработицы  часто является предметом дискуссий.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение показателей изучения занятости и безработицы и  изучение их взаимосвязей с использованием статистических методов анализа.

Для выполнения курсовой работы использовался ПК класса Реntium-4, табличный процессор MS Excel, текстовый редактор MS Word. 
                                     2. Теоретическая часть.

2.1.  Понятия занятости и безработицы,  их классификация.

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость  и безработица рассматриваются  как две взаимодополняющие характеристики.

Безработица — положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

В целом безработица обусловлена  состоянием экономики, вследствие чего уровень безработицы может быть использован в качестве показателя, отражающего социально-экономическое  положение страны.

Различают безработицу фрикционную, циклическую, структурную, институциональную, добровольную.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства с целью получения дополнительных преимуществ в условиях найма.. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве.

Структурная безработица происходит из-за изменений в структуре потребительского спроса и в технологии, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов.

Помимо  указанных вариантов классификации  видов безработицы, ее подразделяют также на добровольную, которая вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать; и вынужденную, обусловленную превышением предложения труда над его спросом.

Под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

          Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Различают полную, частичную и скрытую занятость.

Полная занятость предполагает создание таких условий жизни, при которых каждому трудоспособному человеку предоставляется возможность при его желании быть занятым или незанятым. Полная занятость достигается, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением, что является довольно редким событием в условиях рыночной экономики.

Частичная занятость предполагает заранее обусловленную работу в течение неполного рабочего дня, неполной рабочей недели.

При скрытой занятости (потенциальная безработица) работники трудятся не по своей воле в режиме неполной занятости, а пользуются отпусками по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Такая неполная видимая занятость преуменьшает реальное число безработных.

Экономически активное население (рабочая сила) – совокупность лиц, потенциально способных и желающих участвовать в производстве материальных благ, оказании услуг и т.д. Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения.

Занятые в экономике - лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии, лица, которые временно отсутствовали на работе, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.

К безработным (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда - МОТ) относятся лица, которые удовлетворяют одновременно следующим критериям:

 а) не имеют работы (доходного  занятия);

б) занимаются поиском работы, т.е. обращаются в государственную или  коммерческую службы занятости, используют объявления в печати, непосредственно  обращаются к администрации организации  или работодателю, используют личные связи или предпринимают шаги к организации собственного дела;

в) готовы приступить к работе в  течение обследуемой недели. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитывались  в качестве безработных, если они  занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Уровень занятости характеризует  степень использования трудоспособного  населения в сфере общественно  полезного труда. Величина данного  показателя отражает сложившуюся экономическую  ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня благосостояния населения.

Перед статистикой  занятости и безработицы стоят  следующие задачи:

  • сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
  • измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
  • изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
  • изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
  • измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

Выполнение  этих задач создает условия для  измерения предложения рабочей  силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании  ряда источников информации.

Ситуация  на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность  занятых и безработных, но и через  уровень безработицы и уровень  занятости, которые определяются как  удельный вес соответствующей категории  рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода.

Не занятых  в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц  не учитывают при определении  численности рабочей силы, т.е. экономически активного населения. Многие люди из этой категории могут трудиться, но не делают этого в силу тех  или иных причин. Это студенты дневных  отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически  исключаются из категории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме.

 

 

 

         2.2. Занятость и безработица в России в июле 2011 г.

       Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июля 2011 года.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2011 г. составила 76,6 млн.человек, или более 54% от общей численности населения страны.

       В численности экономически активного населения 71,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Рис. 1. Динамика численности  экономически активного населения (Источник: www.gks.ru)

 

Уровень безработицы (отношение численности  безработных к численности экономически активного населения) в июле 2011 г. составил 6,5%.

Рис. 2. Уровень  безработицы, по методологии МОТ

 

      Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2011 г. составил 64,6%.

                                 

                          Таблица 1. Экономическая активность населения

 

I квартал 2011г.

II квартал 2011г.

Июнь

Июль

Июль к июню 2011г. (+,-)

Тыс.человек

         

Экономически 
активное население 
в возрасте 15-72 лет 
(рабочая сила)

75044

75680

76042

76642

600

занятые1)

69427

70721

71430

71629

199

безработные

5617

4959

4612

5013

401

_______________ 
1) С учетом лиц, отнесенных к занятым на основе ответов на дополнительные уточняющие вопросы, введенные в анкету обследования, начиная с 2011 года. В июле 2011 г. в численность занятого населения дополнительно были включены 514 тыс.человек (из них 98 тыс.человек без учета дополнительных вопросов были бы классифицированы как безработные, а 416 тыс.человек - как экономически неактивные).

В процентах

         

Уровень экономи- 
ческой активности 
(экономически актив- 
ное население к чис- 
ленности населения в 
возрасте 15-72 лет)

67,7

68,3

68,6

69,1

0,5

Уровень занятости 
(занятые к численно- 
сти населения в 
возрасте 15-72 лет)

62,6

63,8

64,4

64,6

0,2

Уровень безработицы  
(безработные к 
численности эконо- 
мически активного 
населения)

7,5

6,6

6,1

6,5

0,4


     

       По сравнению с июнем 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 199 тыс. человек или 0,3%, численность безработных за этот период увеличилась на 401 тыс.человек или на 8,7%. Рост численности безработных в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. вызван выходом на рынок труда выпускников учебных заведений. Так, в июле 2011 г. доля лиц в возрасте 15-19 лет среди безработных составила 8,6% и была выше, чем в июне 2011 г. на 2,2 процентных пункта. Доля лиц в возрасте 20-25 лет - 21,9%, выше, чем в июне 2011 г. на 1,3 процентных пункта. Доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 4,4 процентных пункта.

Информация о работе Занятость и безработица в России