Уголовно-исполнительная (пенитенциарная статистика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных и административных нарушений на различных участках экономики, о размерах ущерба от преступлений. Принимая во внимание результаты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.
Какие же явления изучает правовая статистика, то есть что следует считать её предметом?

Содержание работы

1. Понятие, предмет и методы правовой статистики
2. Разделы уголовно-исполнительной статистики
3. Место уголовно-исполнительной статистики в общей системе статистики и ее взаимосвязь с другими науками
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 20.62 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Уголовно-исполнительная (пенитенциарная) статистика.

 

 

 Введение

  1. Понятие, предмет и методы правовой статистики
  2. Разделы уголовно-исполнительной статистики
  3. Место уголовно-исполнительной статистики в общей системе статистики и ее взаимосвязь с другими науками

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

1. Предмет и методы правовой  статистики

 

Статистика  страны, охватывающая своими показателями все стороны экономической, политической, культурной и правовой жизни нашего государства, расчленяется на целый  ряд отраслей (экономическая, демографическая, медицинская и другие).

Одной из таких отраслей и является правовая или юридическая статистика, которая  отражает своими показателями, как  охраняется общественный и государственный  строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные  Конституцией права и интересы отдельных  граждан и юридических лиц. Основная цель правовой статистики - учёт нарушений  законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.

Роль  правовой статистики (англ. judicial/legal statistics) в улучшении деятельности указанных органов весьма серьёзна, так как именно она наряду с другими источниками даёт возможность установить, как работают судебные, следственные, исправительно-трудовые и другие административные учреждения, как осуществляется правосудие.

Зная  количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных  и административных нарушений на различных участках экономики, о  размерах ущерба от преступлений. Принимая во внимание результаты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность  наиболее эффективно осуществлять возложенные  на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.

Какие же явления изучает правовая статистика, то есть что следует считать её предметом? Правовая статистика учитывает  работу всех государственных органов (прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, арбитражного суда, нотариата и другие), осуществляющих уголовно-правовую, административную и гражданско-правовую охрану общественного и государственного строя, всех форм собственности, прав и интересов граждан и организаций. Отсюда её предметом и будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов (во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов).

Следственно, правовая статистика имеет своей  целью учесть все нарушения законности, рассматриваемые соответствующими органами государства, и мероприятия  по борьбе с этими нарушениями. Важно  подчеркнуть, что правовая статистика анализирует лишь те преступления, административные и гражданские  правонарушения, которые стали предметом  рассмотрения в уголовном, административном и гражданском процессе. Таким образом, она учитывает не все совершённые преступления, а лишь те из них, которые были обнаружены и по поводу которых велось расследование и уголовное судопроизводство, а также и те, к которым применялись меры административного воздействия. Правовая статистика изучает также не все возникшие гражданские правонарушения (жилищные, трудовые, семейные и другие), а лишь те из них, которые послужили основанием для обращения в суд или арбитражный суд с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права, о защите охраняемого законном интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое (соответственно) относится и к административным правонарушениям. Содержание правовой статистики вытекает, в частности, из задач правосудия страны, в Уголовном и Гражданском кодексе, в Законе о прокуратуре. В соответствии с этим правовая статистика, применяя свои специфические методы, должна качественно отразить те мероприятия, которые осуществляют государственные органы для защиты от всяких посягательств на общественный и государственный строй, отношения собственности, на политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и интересы граждан, на права и охраняемые законом интересы юридических лиц.

При изучении правовой статистики важно исходить, во-первых, из тех или иных правовых нарушений, которые она призвана учитывать, и, во-вторых, из различного характера учреждений, которые практически  занимают его. Основываясь на этом делении, судебная статистика подразделяется на три самостоятельных отрасли:

1) уголовно-правовую, имеющую своим непосредственным  объектом количественную сторону  преступности и мероприятий по  её предупреждению;

2) гражданско-правовую, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правонарушений, рассматриваемых судом и арбитражным судом;

3) административно-правовую, объектом которой является количественная сторона административных нарушений и мероприятий по борьбе с ними.

Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного  процессов, причём все эти показатели характеризуют, с одной стороны, абсолютные и относительные размеры  тех или иных правонарушений (например, уголовные), а с другой - эффективность  работы соответствующих органов (судов, например) по предупреждению данных правонарушений.

Самостоятельным разделом правовой статистики является статистика прокурорского надзора, количественно отражающая многогранную деятельность прокуратуры. В настоящее время во всех юридических вузах преподаётся судебная статистика, которая теоретически обосновывает практику статистической работы в органах МВД, прокуратуры и суда.

Уголовно-правовая статистика подразделяется на следующие

статистики:

- статистика  предварительного расследования,  учитывающая преступность и деятельность  органов предварительного расследования  (органов дознания, предварительного  следствия и прокуратуры). В этом  разделе учитывается количество зарегистрированных преступлений, возбужденных уголовных дел; лиц, совершивших преступления, задержанных, арестованных. Здесь же ведется учет мероприятий по расследованию преступлений: сроки расследования, раскрываемость, возвращение дел на дополнительное расследование, меры пресечения и другие показатели;

- статистика  уголовного судопроизводства. Этот раздел охватывает учет судимости и деятельности судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия (количественные показатели − число поступивших в суды и рассмотренных уголовных дел, количество осужденных, оправданных, освобожденных от уголовной ответственности и наказания и т.п.; качественные показатели – сроки рассмотрения уголовных дел, направление дел на дополнительное расследование, меры наказания, работа кассационной и надзорной инстанций и т.д.);

- статистика  исполнения приговоров. Этот раздел  включает учет деятельности учреждений  уголовно-исполнительной системы  по реализации назначенного судом  уголовного наказания и других  мер уголовно-правового характера  за совершение преступлений. Здесь  также отражается работа судов  по условно-досрочному освобождению и замене наказания более мягким (количество осужденных заключенных, подследственных заключенных, учет по видам преступлений, срокам наказания и т.д.).

 

Кроме того, к самостоятельному разделу уголовно-правовой статистики относится тесно связанная  с ней криминологическая статистика (некоторыми авторами она выделяется в виде самостоятельной отрасли).

Применительно к уголовно-правовой статистике, указывающей  два объекта - преступность и деятельность органов, ведущих борьбу с ней, можно  так конкретизировать задачи статистического  анализа:

1) дать  цифровую характеристику состояния,  уровня, структуры, динамики преступности  и деятельности правоохранительных  органов по борьбе с ней,  то есть ответить на вопросы,  что есть, каково положение дел  (описательная функция);

2) выявить  статистические связи, зависимости,  соотношения, закономерности в  состоянии, структуре и динамике  преступности и в деятельности  правоохранительных органов. Причём  эту задачу надо понимать широко  и не ограничиваться выявлением  статистических соотношений и  закономерностей в характеристике  самой преступности. А поскольку на преступность оказывают влияние и социальные факторы, то необходимо выявить зависимости изменений в структуре и динамике преступности от других социальных явлений и процессов (например, от изменений в структуре и динамике населения, уровне образования, содержания труда и квалификации работников организации досуга и свободного времени и так далее), то есть определённой степени выяснить, почему таково положение дел (объяснительная функция);

3) определить  тенденции развития преступности, составить статистический криминологический  прогноз, то есть представить  хотя бы приблизительно, что ожидается,  каковы перспективы (прогностическая  функция);

4) выявить  «тревожные» моменты в характеристике  преступности, положительные стороны  и недостатки в работе правоохранительных  органов, «узкие места», слабые  звенья (низкий уровень раскрываемости  преступлений, длительные сроки  и низкое качество расследования  и рассматривание дел и так далее), чтобы на основе этих данных своевременно принять решение, разработать меры по распространению положительного опыта и устранению недостатков, то есть подготовить данные для того, чтобы решить, что нужно делать, что предпринять (организаторская, управленческая функция).

Таким образом, к основным задачам статистического  изучения преступности относятся:

а) определённые состояния преступности, её уровня, структуры, динамики;

б) выявление  причин и условий, способствующих совершению преступлений;

в) изучение личности преступников;

г) изучение всей системы мер борьбы с преступностью.

Задачи  и методы анализа каждой из подотрасли правовой статистики - уголовно-правовой и гражданской - имеют много общего. И в том и в другом случае целью анализа является установление факторов, формирующих исследующих совокупность, выявление проявляющих в ней закономерностей. Анализ гражданских правонарушений, как и преступности, немыслим без применения обобщающих показателей, различных группировок, исследования динамических рядов и использования других качественных методов.

Однако  наряду с общими моментами анализа  показателей гражданско-правовой статистики имеет по сравнению с анализом данных уголовной судебной статистики свою специфику, которая предопределена особенностью предмета исследования. Так необходимо помнить, что гражданская  судебная статистика включает сведения не только об общественных отношениях урегулированных нормами непосредственно  гражданского права, но и о трудовых, семейных, аграрных, земельных и  других правоотношениях, которые стали  предметом рассмотрения в судах  в порядке гражданского судопроизводства. Система данных гражданской судебной статистики исключает также показатели, характеризующие стороны гражданского процесса, все стадии судопроизводства и результаты правоохранительной деятельности.

Основываясь на тщательно разгруппированном  материале, статистический анализ позволяет  получить представление о структуре  гражданских судебных дел, выявить  тенденцию в динамике отдельных  правонарушений (уменьшении или, наоборот, увеличении случаев данного правонарушения). Статистический анализ позволяет также  характеризовать все стадии гражданского процесса, даёт возможность судить об эффективности деятельности правоприменительных  органов по борьбе с гражданскими правонарушениями.

Все суждения об исполнении судебных решений, направленных на восстановление нарушаемых прав граждан  и организаций, необходим статистический анализ деятельности судебных исполнителей.

Статистические  методы исследования применяются практически  во всех областях научного познания. Поэтому  специалист в области общественных наук, юридических в частности, должен иметь представление об основных вопросах теории статистики и владеть  статистической методологией, как совокупностью  приемов и методов, позволяющих  проводить всесторонний количественный и качественный анализ массовых явлений  и процессов общественной жизни - правонарушений и государственных  мер правового контроля над ними.

 

 


Информация о работе Уголовно-исполнительная (пенитенциарная статистика)