Трудовые ресурсы и регулирование трудовых отношений в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Сегодня для любого гражданина Белоруссии не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. Каждое предприятие отвечает за свою работу само и само принимает решения о дальнейшем развитии. А в рыночной экономике выживает тот, кто наилучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли, решая основные проблемы экономической деятельности. Но как предприятие само может оценить эффективность своей работы и результативность использования собственных ресурсов, пока это не сделали конкуренты просто вытеснив неудачника с рынка?

Содержание работы

Введение.
Труд, трудовые ресурсы и их структура.
Эффективность использования трудовых ресурсов.
Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала - социально-трудовые отношения в рыночной экономике
Основные направления улучшения состояния социальной защиты населения.
Заключение
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 52.70 Кб (Скачать файл)

Профессионально однородные группы работающих характеризуются совокупностью следующих социальных признаков:

- отношение к труду;

- степенью обеспеченности  материальными благами (жилье, объекты  социально – культурного назначения, медицинская помощь);

- уровнем средней заработной  платы;

- средним доходом на  одного члена семьи;

- уровнем образования;

- способом использования  свободного времени;

- интересами, запросами, ориентацией.

Важнейшим признаком уровня социально-экономической неоднородности труда является отношение к труду. Оно представляет собой единство трёх элементов: мотивом и ориентацией трудового поведения; непосредственно трудового поведения; оценки работником своей трудовой деятельности.

Первый элемент характеризует трудовые мотивы и установки, которыми руководствуется работник.

Второй – показывает социальные характеристики трудового поведения различных групп работников (инициативность, участие в техническом творчестве, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность).

Третий – раскрывает внутреннее состояние работника в процессе трудовой деятельности (удовлетворённость или неудовлетворённость производственной ситуацией). Особые трудовые отношения возникают в условиях рыночной экономики.

Основой и условием жизнедеятельности людей в любом обществе является труд. Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей, как отдельных людей, так и их коллективов и общества в целом. Соответственно, важнейшей производительной силой общества и составной частью его экономического потенциала являются трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте, обладающее физическими и духовными способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями и навыками для работы в народном хозяйстве, в отдельных его отраслях и в организациях (предприятиях).

Трудоспособным возрастом считается для мужчин 16-59 лет, для женщин 16-54 года (за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп).

В современной экономике различают два взаимосвязанных понятия трудовой или кадровый потенциал и трудовые ресурсы. От понятия «трудовые ресурсы» следует отличать понятие «трудовой или кадровый потенциал».

Трудовой потенциал более широкое понятие и характеризуется не только количеством и качеством труда, которым располагает общество (регион, организация) при данном уровне развития науки и техники, но и включает характеристику работника, как личности, члена общества с индивидуальной системой интересов и ценностей (мотивов, ценностных ориентаций в труде, личностных характеристик и др.) Учет индивидуальных интересов личности позволяет оценить максимальные возможности работников по достижению целей развития организации и выполнению намеченных задач.

Можно утверждать, что трудовой (кадровый) потенциал это трудовые ресурсы не только в количественном, но и качественном измерении. Как известно, в рыночной экономике отношения, связанные с распределением, перераспределением трудовых ресурсов, воспроизводством рабочей силы, подготовкой и переподготовкой квалифицированных специалистов и трудоустройством работников регулируются через рынок труда. На рынке труда формируется спрос и предложение на рабочую силу. Товаром на рынке труда является рабочая сила.

Благодаря функционированию рынка труда обеспечивается согласование экономических интересов наемных работников и работодателей, распределение трудовых ресурсов между отраслями экономики, регионами, субъектами хозяйствования, поддержание определенного равновесия между спросом и предложением рабочей силы, регулирование уровня занятости населения и оплаты труда.

Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь в условиях перехода к рынку охватывает, прежде всего, систему социальной защиты населения, формирования отраслевой, территориальной и профессиональной структуры рабочей силы, перераспределения трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки кадров и др.

Для обеспечения социальных гарантий в области занятости населения создана государственная служба содействия занятости населения. Она решает следующие задачи:

- разрабатывает  и осуществляет программы занятости  населения, в том числе активного  вовлечения в сферу малого  и среднего бизнеса;

- анализирует и  прогнозирует спрос и предложение  на рабочую силу;

- ведет учет свободных  рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказывает помощь в подборе подходящей работы;

- разрабатывает  мероприятия по стимулированию нанимателей, создающих новые рабочие места и обеспечивающих переподготовку и трудоустройство безработных;

- организует профессиональное  обучение, переобучение и повышение  квалификации обратившихся в службу содействия занятости населения;

- осуществляет регистрацию  безработных и выплату пособий  по безработице;

- запрашивает от  всех предприятий и организаций  информацию о пред-полагаемых структурных изменениях и высвобождении работников и о числе свободных рабочих мест;

Государство гарантирует трудящимся при потере работы материальную поддержку.

Она заключается в предоставлении особых гарантий работникам, высвобождаемым с предприятий, организаций, выплате стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.

Формами государственного регулирования трудовых отношений и оплаты труда в Республике Беларусь являются:

1. На республиканском  уровне – генеральное соглашение, заключаемое между Федерацией  профсоюзов Республики Беларусь  и Советом Министров Республики  Беларусь. Оно предусматривает общие  принципы согласованного проведения  социально-экономической политики  в области оплаты труда, занятости  и социальной защиты населения.

2. На отраслевом  уровне – Отраслевые тарифные  соглашения, заключаемые между отраслевыми  объединениями профсоюзов и министерствами (ведомствами), объединениями работодателей.

В отраслевых тарифных соглашениях формулируются основные направления социально-экономического развития отрасли, условия труда и его оплаты, социальные гарантии для работников отрасли.

3. На территориальном (местном) уровне заключаются социальные  соглашения, предусматривающие условия решения социально-экономических проблем с учетом территориальных особенностей. Эти соглашения заключаются между территориальными объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, органами местной и распорядительной власти.

4. На микроуровне трудовые отношения и вопросы оплаты труда регулируются посредством заключения коллективных договоров.

Коллективный договор заключается между работодателем и профсоюзным комитетом, представляющим интересы трудового коллектива. Он предусматривает взаимные обязательства сторон по решению основных вопросов производственно-экономической деятельности торговой организации, нормирования, условий труда и его оплаты, охраны труда и техники безопасности, социального развития коллектива и др.

Трудовой коллектив организации составляют работники, участвующие в его деятельности, на основе трудового договора (контракта, соглашения), за исключением руководителя организации и его заместителей.

Высшим органом трудового коллектива является общее собрание (конференция) работников. Трудовой коллектив обладает широкими полномочиями. Он решает вопросы, связанные с приватизацией и выкупом имущества предприятия, с разработкой и принятием решений по социально-экономическим вопросам деятельности, заключения с администрацией организации коллективного договора, а также принимает решения по другим вопросам самоуправления трудового коллектива, в соответствии с уставом организации.

5. Трудовые отношения между наемным работником и работодателем регулируются посредством трудового договора или контракта (соглашения). Трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной профессии, специальности или должности соответствующей квалификации и подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а наниматель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством о труде и коллективным договором.

Правовую основу регулирования трудовых отношений составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие законодательные акты по вопросам труда и заработной платы.

Передача организации из подчинения одного органа другому не прекращает действия трудового договора. При смене собственника имущества организации новый собственник имущества не позднее трех месяцев имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером (ст. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Статья 358 Соглашение

Соглашение - нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определённой профессии, отрасли, территории.

Соглашение заключается на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Статья 359 Стороны соглашения.

Сторонами соглашения могут быть:

на республиканском уровне – республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительством Республики Беларусь;

на отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

на местном уровне - соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Профсоюзы (их объединения) не имеют право требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений.

(Трудовой Кодекс Республики  Беларусь С изменениями и дополнениями по состоянию на 20февраля 2012 года Минск «Национальный центр правовой информации Республики Беларусь» 2012)

Статья 360. Содержание соглашений.

Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об):

  1. развитие социального партнёрства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещение массовых увольнений;
  2. основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
  3. заработной плате работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которые приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
  4. обеспечение занятости;
  5. охране труда и окружающей среды;
  6. иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые и преимущества для работников в зависимости от особенностей отраслей или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведение приватизации и др.

(в редакции  Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2009г. № 114-з// национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь 2010. № 15. 2/1666)

(Трудовой Кодекс Республики  Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-3 Минск  «Алмафея» 2011)

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 год в качестве основных задач государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения предусматривает:

- повышение эффективности  использования трудовых ресурсов;

- формирование кадрового  потенциала с учетом реальных  потребностей производства отраслей  экономики;

- обеспечение социальной  поддержки временно незанятого  населения;

На рынке труда будет реализован комплекс мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения, преодоления дефицита рабочих мест путем повышения инвестиционной активности за счет всех источников, своевременного устранения дисбаланса между профессионально-квалифицированным составом кадров и обновляющейся на базе внедрения инновационных технологий структурой рабочих мест.

Торговая отрасль по сравнению с другими отраслями является более трудоемкой, что связано со спецификой торговой деятельности, заключающейся в необходимости удовлетворения индивидуальных запросов населения в товарах и услугах на основе развития разветвленной торговой сети различных форматов.

Стабильный рост численности работников торговой отрасли является результатом осуществления активной политики приватизации государственной собственности в торговле, реализации комплекса мер по развитию предпринимательства, созданию условий для развития торговой сети частной формы собственности.

 

  1. Эффективность использования трудовых ресурсов.

Важнейшее экономическое понятие, характеризующее результативность использования трудовых ресурсов; выражается в достижении наибольшего эффекта при минимальных затратах трудовых ресурсов и измеряется как отношение результата к затратам живого труда во всех сферах деятельности: в сфере материального производства, в непроизводственной сфере, в сфере общественного, коллективного и частного производства. Ведущее место среди показателей экономических трудовых ресурсов занимают показатели производительности труда: по экономическому содержанию - общественной, отраслевой и локальной (на отдельных предприятиях); по масштабам учета рабочего времени - измерители среднегодовой, среднедневной и среднечасовой производительности труда; по методам измерениям- натуральные, трудовые, стоимостные показатели; по базе расчета- измерители абсолютного относительного уровня эффективности труда и экономии трудовых ресурсов. Кроме того, выделяют частные показатели, характеризирующие роль отдельных факторов (резервов) роста производительности труда; определяют показатель, обратный производительности труда, трудоемкость продукции (работ, услуг) и удельную трудоемкость; рассчитывают относительное высвобождение рабочей силы в результате роста производительности труда.

Информация о работе Трудовые ресурсы и регулирование трудовых отношений в современных условиях