Теоретические аспекты товарооборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению товарооборота предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходим решит следующие задачи:
Определение экономической сущности товарооборота, рассмотрение форм и видов товарооборота;
Изучение методики анализа товарооборота;
Проведение анализа товарооборота предприятия.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты товарооборота предприятия 5
1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация 5
1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение и проблемы анализа товарооборота 9
1.3 Методика анализа товарооборота предприятия 14
2. Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир») 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпринимателя 19
2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя 21
2.3 Корреляционно-регриссионый анализ розничного товарооборота 25
3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Анализ деятельности предприятия  начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной  и реализованной продукции  зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации.

Цели управления реализацией продукции  связаны с решением таких основных вопросов, как:

    • определение  видов товарной продукции, наиболее перспективной для предприятия, организация продвижения товара на рынке и рекламы;
    • формирование портфеля заказов и обоснование планов по объему  продаж;
    • поиск рынков сбыта и способов распространения продукции;
    • оценка безубыточности объема продаж;
    • принятие решения о мерах повышения качества и конкурентоспособности товара;
    • выбор ценовой политики предприятия.

Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе обработанной и систематизированной информации.

Главный блок фактической информации – это данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры  учета продукции: приемо-сдаточные  накладные, ведомости выпуска  продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т.д.

Важными исходными документами  для анализа являются хозяйственные  договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки,  порядке расчетов и доставке, сроках договора, санкциях за нарушение условий.

На основании договоров  предприятие  формирует портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планирует объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.

В качестве источников внешней информации, отражающей состояние внешней среды  предприятия, могут  быть использованы: средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, журналы); специальные узкопрофильные издания, например специализированные журналы и газеты; статистические сборники; законодательные и нормативные акты; публикуемые отчеты о финансовом положении субъектов хозяйствования; рекламная продукция; специальные выставки и ярмарки; коммерческие базы данных; материалы консалтинговых фирм и др.

Цели анализа могут быть следующими:

Оценка результатов производственно - хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;

Основными задачами анализа являются:

  • оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации товаров, изменений в ее структуре;
  • выявление и определение влияния факторов на изменение показателей;
  • изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей и клиентов
  • увеличение объемов продаж товаров;
  • максимально  использовать производственные мощности предприятия;
  • максимально использовать материальные и трудовые ресурсы;
  • повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявления внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению.

Объем  реализованной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных  измерителях. Обобщающие показатели объема продаж продукции оцениваются в  стоимостных показателях.

В практической деятельности анализ продаж продукции  проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. Фактические  данные сравниваются с плановыми  и предшествующими периодами. Рассчитываются: процент выполнения плана; абсолютные отклонения от  плана; темпы роста и прироста (уменьшения) за анализируемый период, абсолютное значение одного процента прироста (уменьшения) объема продаж. В процессе анализа определяется выполнения плана поставок продукции в целом по предприятию, в разрезе отдельных покупателей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка выполнения договорных обязательств.

Особое внимание при анализе  продаж должно уделяться выполнению обязательств по кооперативным поставкам  и экспорту продукции. Необходимо изучить причины увеличения остатков готовой продукции на складах предприятия, а также неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Особое внимание должно быть уделено анализу причин отказа  покупателей от поставки продукции по заключенным договорам.  Эти причины следует классифицировать на внешние, не зависящие от предприятия, например неплатежеспособность покупателей, и внутренние,  связанные с особенностью продукции и условиями ее поставки, например качество и цена продукции, не устраивающие покупателя.

Следует также выявить экономические  последствия  изменения условий  договоров, произошедшие в анализируемом  периоде (объемов и сроков поставки, цен). Такая задача может быть решена с помощью факторного анализа  объемов реализованной продукции в разрезе отдельных договоров на поставку. В процессе факторного анализа по каждому отдельному договору выявляется влияние на сумму прибыли уровня издержек, цен на продукцию, объема и сроков поступления платежей и т.п.

Объем продаж во многом зависит от внутренних возможностей предприятия. Степень обеспеченности план продаж  товарной массой анализируется на основе баланса товарной продукции, составляемого в отпускных ценах и по себестоимости изготовления продукции. Структура баланса зависит от метода определения выручки от реализации ( по отгрузке и по оплате отгруженной продукции). Баланс товарной продукции отражает взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции.

При анализе объема продаж важно  не только установить  количественное значение  рассмотренных показателей, но и выявить  причинно- следственные связи, позволяющие оценить меру  влияния различных факторов на эффективность продаж. С этой целью все факторы, определяющие эффективность продаж, целесообразно свести в следующие группы:

    • качество и научно-технический уровень продукции (соответствие продукции мировым стандартам, объем брака,  количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции, количество сертифицированной продукции, качество использованных сырья и материалов, квалификация работников, нарушение условий хранения, перевозки и погрузки, техническое состояние оборудования);
    • ценовая стратегия (соответствие цены качеству продукции, ценовые преимущества по сравнению с товарами конкурентов, уровень издержек, уровень текущего спроса на продукцию, ценовые скидки);
    • каналы сбыта (способы транспортировки продукции, методы сбыта, профессионализм и специализация посредников, система стимулирования сбыта, эффективность связи с посредниками);
    • коммуникационная стратегия (эффективность рекламы, пропаганда имиджа, стимулирование спроса);
    • потребители продукции (количество и концентрация, средняя величина разовой покупки, уровень доходов, мотивы покупок, способы потребления продукции).

Анализ указанных факторов позволяет выявить проблемы на рынках сбыта продукции. В зависимости от масштабов все проблемы можно сгруппировать на общие и частные.

Общие проблемы порождаются нарушением баланса между  спросом на продукцию  и ее предложением в пределах  всей территории, на которой предприятие осуществляет сбытовую деятельность.

Как правило, общие проблемы обуславливаются  несоответствием между товарным предложением и совокупным платежеспособным спросом населения, нарушением народнохозяйственных пропорций, инфляционными процессами, снижением уровня жизни и миграцией населения, дифференциацией населения  в зависимости от уровня доходов и другими макроэкономическими факторами. К сожалению, возможности предприятия влиять на разрешение общих проблем весьма ограничены. Тем не менее их анализ позволяет предприятию наметить пути выхода из затруднительной ситуации посредством изменения  стратегии, например путем перехода на другие рынки сбыта.

Частные проблемы характеризуются  возникновением несоответствия между  спросом и предложением отдельных видов товаров. В основе этих проблем находится несоответствие ассортимента и качества предлагаемых товаров и услуг структуре платежеспособного спроса населения на отдельных рынках. Следует иметь ввиду, что возникающие на товарных рынках проблемы, как правило, носят комплексный характер,  выражающийся во взаимозависимости факторов, определяющих рыночную ситуацию. Это обстоятельство предполагает необходимость всестороннего изучения факторов в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

В зависимости от цели анализа и круга вопросов, подлежащих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателе оптового товарооборота.

В процессе анализа товарооборота  используются:

    • Прогнозные и нормативные данные;
    • Бухгалтерская финансовая отчетность и статистическая отчетность (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и другое).

Кроме того, при анализе используются материалы финансового и управленческого учета; внеучетные источники информации; материалы личных наблюдений, хронометража и другое.

Для анализа товарооборота используются:

    • книга оперативного учета продажи товаров, в которой отражается товарооборот в целом по организации и по каждому  торговому подразделению (филиалу, секции, отделу) ежедневно и нарастающим итогом за месяц,
    • первичные документы,
    • учетные регистры, отражающие движение товаров, их реализацию;
    • инвентаризационные (сличительные) описи; акты документальных ревизий, аудиторские материалы;
    • информации и материалы по изучению спроса на данные виды товара;
    • данные отдела кадров о численности работников и многое другое.

Основным недостатками существующей бухгалтерской и статистической отчетности является недостаточная  оперативность данных о товарообороте в ассортиментном разрезе. [10, с. 284]

В  процессе  анализа  товарооборота    предприятия   изучают следующие  показатели:

  • динамику общего объёма по видам и товарным группам товарооборота  в действующих и сопоставимых ценах;
  • долю товарооборота в разрезе товарных групп и по  общему  объёму  на товарных рынках региона;
  • долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и  по  основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе;
  • заявки покупателей и структуру товарооборота;
  • отношение оптово-складского  товарооборота  к  розничному  и  коэффициент  звенности   товародвижения,   исчисляемый    как    отношение    валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному  в  динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по  региону в целом).

Для  более  обоснованного  исследования  дел  в   торговле предприятию  следует выполнить анализ рынка  закупок, оценить его влияние  на развитие торговой деятельности [7, с. 87].

 

1.3 Методика анализа товарооборота предприятия

 

Изучение существующих тенденций  и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно  влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа  разрешает:

  • Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
  • Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
  • Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
  • Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше.

Анализ объема и структуры товарооборота  предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рисунок 2).

Информация о работе Теоретические аспекты товарооборота предприятия