Теоретические аспекты товарооборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по повышению товарооборота предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходим решит следующие задачи:
Определение экономической сущности товарооборота, рассмотрение форм и видов товарооборота;
Изучение методики анализа товарооборота;
Проведение анализа товарооборота предприятия.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты товарооборота предприятия 5
1.1 Социально-экономическая сущность товарооборота, его классификация 5
1.2 Значение, цель, задачи, информационное обеспечение и проблемы анализа товарооборота 9
1.3 Методика анализа товарооборота предприятия 14
2. Экономико-статистический анализ товарооборота (на примере ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир») 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпринимателя 19
2.2 Показатели динамики, тенденций изменения розничного товарооборота предпринимателя 21
2.3 Корреляционно-регриссионый анализ розничного товарооборота 25
3. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Корреляционно-регриссионый анализ розничного товарооборота  

 

Корреляционный анализ, разработанный  К.Пирсоном и Дж.Юлом, является одним  из методов статистического  анализа взаимозависимости нескольких признаков - компонент случайного вектора x. Он применятся тогда, когда данные наблюдений можно считать случайными и выбранными из генеральной совокупности, распределенной по многомерному нормальному закону. Основная задача корреляционного анализа состоит в оценке корреляционной матрицы генеральной совокупности по выборке и определении на ее основе оценок частных и множественных коэффициентов корреляции и детерминации.

Парный (частный) коэффициент корреляции характеризует тесноту линейной зависимости между двумя переменными соответственно на фоне действия (при исключении влияния) всех остальных показателей, входящих в модель. Они изменяются в пределах от -1 до +1, причем чем ближе коэффициент корреляции к +1, тем сильнее зависимость между переменными. Если коэффициент корреляции больше 0, то связь положительная, а если меньше нуля - отрицательная.

Множественный коэффициент корреляции характеризует тесноту линейной связи между одной переменной (результативной) и остальными, входящими в модель; изменяется в пределах от 0 до 1. Квадрат множественного коэффициент корреляции называется множественным коэффициентом детерминации. Он характеризует долю дисперсии одной переменной (результативной), обусловленной влиянием всех остальных (аргументов), входящих в модель.

Коэффициент корреляции находится  по следующей формуле:


где r  [x, y] – коэффициент корреляции;

х – доходы;

у – затраты на оказание услуг.

 

Составим таблицу расчета коэффициента корреляции (таблица 7)

Таблица 7 - Значения факторного и результирующего признаков в 2011 году, рублей

 

i

xi

yi

xi-xср.

yi-yср.

(xi-xср.)2

(yi-yср.)2

(xi-xср.)(yi-yср.)

1

2

3

4

5

6

7

8

январь

7223

4 334

5102,33

3202,05

26033771,43

10253124,2

16337915,78

февраль

9946

6 167

7825,33

5034,77

61235789,61

25348908,95

39398736,72

март

14613

8 037

12492,33

6905,40

156058308,8

47684549,16

86264535,58

апрель

20441

11 651

18320,33

10519,62

335634491,3

110662404,9

192722909,9

май

17223

10 661

15102,33

9529,29

228080371,4

90807310,73

143914436,9

июнь

20102

13 167

17981,33

12035,06

323328228,6

144842669,2

216406385,4

июль

17824

11 229

15703,33

10097,37

246594573,1

101956880,9

158562333,2

август

12615

6 560

10494,33

5428,05

110130962,1

29463726,8

56963747,96

сентябрь

10070

6 546

7949,33

5413,75

63191847,45

29308689,06

43035685,29

октябрь

18760

9 005

16639,33

7873,05

276867302,8

61984916,3

131002277,1

ноябрь

16929

12 680

14808,33

11548,07

219286637,4

133357943,8

171007646,2

декабрь

30584

15 904

28463,33

14771,93

810161154,7

218209915,9

420458318,3

Итого

25448

13581

   

2856603439

1003881040

1676074928

сред.

16360,83

9661,62

   

357075429,8

125485130

209509366,1


 

 

r  [x, y] = 0,989754139

 

По данным таблицы 7 построим график зависимости объема продаж от средств, поступивших от покупателей (рисунок 6).

Рисунок 6 – зависимость розничного товарооборота от себестоимости  товаров 

 

Данный коэффициент корреляции свидетельствует о сильной зависимости  между товарооборотом и себестоимостью ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир». Таким образом, чем выше товарооборот, тем выше себестоимость товаров.

 

  1. Мероприятия по увеличению розничного товарооборота предпринимателя

 

В целях повышения розничного товарооборота  ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» предлагаются следующие мероприятия:

1. Увеличению розничного товарооборота может способствовать перепланировка торгового зала.

Перепланировка помещения подразумевает  собой перенос центрального входа  магазина ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир».

В результате переноса центрального входа магазина увеличится площадь демонстрационного зала на 3,9 кв.м. На освободившуюся площадь рекомендуется установить  дополнительную торговую мебель.

Дополнительный узел расчета обеспечит  увеличение пропускной способности  магазина и принесет увеличение товарооборота в среднем  на  10 тыс. руб. в день.   

2. Повышению эффективности экономической деятельности предпринимателя несомненно будет способствовать внедрение креативных технологий розничных продаж, что подразумевает под собой:

      • Магазин как достопримечательность. Оформление торгового пространства как метод привлечения покупателей. Интерактивные элементы оформления, взаимодействия с покупателями.
      • Магазин как место интересного времяпровождения. Интерактивные методы работы с покупателями. Товар как “игрушка” в руках покупателя.
      • Магазин как  место действия. Покупатель как участник процесса торговли.
      • Магазин как место получения удовольствия. Уникальные дополнительные услуги – путь к победе над конкурентами.
      • Магазин как площадка для добрых дел. Социально ориентированный маркетинг (Cause Related Marketing): последний удар по потребительской мотивации.

Покупатели все больше относятся  к процессу покупки как к развлечению, хотят получать от этого процесса удовольствие. Две ведущих тенденции  торговли 21-го века - игра и развлечение - принесут вам рост прибыли и удовольствие от работы. "Развлекупки" - это концепция, которая позволяет увеличить посещаемость и прибыль торгового предпринимателя, независимо от перечисленных выше факторов.

  1. Внедрение обслуживания покупателей по пластиковым карточкам с бонусными и накопительными скидками.

6.  Проведение маркетинговых  исследований, опросов и анкетирования  покупателей позволит оптимизировать  ассортимент товаров, выявить  спрос на них, отрегулировать  периодичность поставок. Маркетинговые исследования в форме анкетирования потребуют небольших финансовых затрат, дадут информацию для анализа потребностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в  составе товарооборота торгового  предприятия выделяют его следующие виды: розничный товарооборот и оптовый товарооборот.

Анализ основных показателей деятельности показал, что основным видом деятельности предпринимателя является: розничная торговля бытовой химией. Предприятие начало осуществлять свою деятельность только в январе 2011 года, при этом розничный товарооборот предпринимателя возрос уже во втором полугодии на 19,25% (119,25%-100%) и составил более 106 руб., численность работников составляет 4 человека, при этом на предприятии есть  бухгалтер, работающий по совместительству и два продавца. Основные средства у предпринимателя состоят только из торгового оборудования и кассового узла, при этом помещение в 16 кв.м. находится у ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» в аренде. Что касается прибыль предпринимателя, то ее увеличение во втором полугодии составило 25,2 (125,20% - 100%), что является положительной тенденцией в деятельности предпринимателя. Таким образом, за год деятельности предприятие наращивает свой розничный товарооборот, что приводит к увеличению прибыли и эффективности использования ресурсов.

Исследование  розничного товарооборота показало, что розничный товарооборот начинает расти во 2-м квартале и достигает своего пика в 4-м квартале, в первом и третьем квартале наблюдается спад объема продаж. Следовательно  предприятию необходимо увеличивать закуп товара и расширять свой ассортимент к весне и к зиме, а летом оптимизировать товарную массу до необходимого уровня чтобы избежать затоваривания.

В целом за исследуемый 2011 год. наблюдается  рост уровня товарооборота. Видимый  рост товарооборота нельзя назвать  устойчивым. В отдельные года очевиден спад уровня, т.е темпы прироста имеют отрицательные значения, а показатель роста имеет значения меньше единицы. Из всех анализируемых периодов, наиболее не благоприятным, по полученным результатам является 3 квартал 2011 года. В 3 квартал 2011 года хотя и наблюдается спад по сравнению с предшествующим периодом 2 кварталом 2011 года, но во- первых этот спад не столь значителен по величине, а во вторых в целом по сравнению с базисным 1 кварталом все равно происходит рост показателя уровня товарооборота.

Таким образом, проанализировав среднее  значение по укрупненным периодам, можно сделать вывод, что тенденция в развитии розничного товарооборота магазина положительная: его значение в течение года увеличивается.

Метод скользящей средней подтвердил сделанный ранее вывод: наблюдается  тенденция увеличения розничного товарооборота ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» в 2011 году.

Данный коэффициент корреляции свидетельствует о сильной зависимости  между товарооборотом и себестоимостью ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир». Таким образом, чем выше товарооборот, тем выше себестоимость товаров.

В целях повышения розничного товарооборота  ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир» предлагается перепланировка торгового зала. Перепланировка помещения подразумевает собой перенос центрального входа магазина ИП Григорьев Д.В. «Хозяюшкин мир». В результате переноса центрального входа магазина увеличится площадь демонстрационного зала на 3,9 кв.м. На освободившуюся площадь рекомендуется установить  дополнительную торговую мебель.

Дополнительный узел расчета обеспечит  увеличение пропускной способности магазина и принесет увеличение товарооборота в среднем на  10 тыс. руб. в день.   

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в  торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. – 8-еизд., испр. И доп. – М.: Новое знание, 2009. - 512 с.
  2. Маркарьян, Э.А., Герасименко, Г.П., Маркарьян, С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. Ростов н/Д. ФЕНИКС, 2005. – 560 с.
  3. Раицкий, К.А. Экономика организации: учебник для вузов. – 3 изд. перераб.и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 1012 с.
  4. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации: Учебное пособие  / под ред. Г.В. Савицкая. М. Инфра-М, 2011. – 425 с.
  5. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 628 с.
  6. Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С., Негашев, Е.В. Методика финансового анализа. М. 2010. – 208 с.
  7. Экономический анализ в торговле: учебное пособие / под ред. М.И. Баканова. – М: Финансы и статистика, 2007. – 400 с.
  8. Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; под. Ред. Проф. С.Д. Ильенковой. М. 2008. – 288 с.



Информация о работе Теоретические аспекты товарооборота предприятия