Статистическое изучение бюджета Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных показателей бюджета Амурской области.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить значение и социально - экономическую роль бюджета;
раскрыть состав доходов бюджета Амурской области;
указать направления расходов бюджета Амурской области;

Содержание работы

Введение
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы
3. Статистическое изучение бюджета амурской области
3.1 Анализ доходов бюджета Амурской области
3.2 Анализ расходов и дефицита бюджета Амурской области
3.3 Целевые программы и мероприятия в Амурской области
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

Образец курсовой(статистика).doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

 
2. Основные показатели статистики  бюджета и бюджетной системы

Цель статистики бюджета - дать достоверную характеристику показателей бюджета, степень эффективности  фискальной политики государства, для  чего определяют:

1) общую величину и  структуру доходов и расходов бюджета;

2) размер дефицита  или профицита;

3) источники финансирования  бюджетного дефицита;

В ходе обобщения и  анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

1) доходы;

2) расходы;

3) официальные трансферты;

4) чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);

5) дефицит (превышение  расходов над доходами);

6) профицит (превышение  доходов над расходами).

Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.

Одним из видов доходов  могут быть официальные трансферты, под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию "доходы", чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией "расходы" как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.

Дефицит бюджета (ДБ) исчисляется как сумма доходов (Д) и полученных трансфертов (Т) за вычетом суммы расходов (Р) и чистого кредитования (Кч):

ДБ = (Д +Т) - (Р + Кч) (1)

Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований  и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).

Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень  важно, за счет каких источников покрывается  бюджетный дефицит.

При статистическом изучении бюджета рассчитываются показатели структуры. Анализ структуры доходов  и расходов в динамике позволяет  сделать выводы о структурных  сдвигах. Определение степени исполнения бюджета происходит на основе сравнения  фактических показателей доходов и расходов с расчетными (плановыми) показателями.

Важным вопросом при  изучении динамики бюджетных показателей  является приведение рядов к сопоставимому  виду. Несопоставимость возникает из-за изменения бюджетных классификаций, применяемых для группировки доходов и расходов, а так же меняющихся масштабов цен. Сопоставимость уровней ряда достигается: перегруппировкой доходов и расходов за предшествующие годы на основе действующей в данный момент классификации, использованием относительных показателей ряда динамики или пересчетом показателей бюджета с учетом индекса инфляции.

 
3. Статистическое изучение бюджета  амурской области  
3.1 Анализ доходов бюджета Амурской области

Величину и структуру  доходов бюджета Амурской области  представим в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ доходов  бюджета Амурской области за 2007-2009 гг.

Источники дохода

2007

2008

2009

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Всего  доходов"

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Всего  доходов"

Сумма на год в тыс.руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Налоговые Доходы

           

Всего

9231753

55,2

10069555

55,5

13598965

56,7

В том числе:

           

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

5780800

34,5

6197907

34,2

8973856

37,4

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

932252

5,6

1045071

5,8

1373273

5,7

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

296427

1,8

344386

1,9

481058

2,0

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

1946027

11,6

2210818

12,2

2419753

10,1

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИР. РЕС.

276147

1,6

271138

1,5

350865

1,5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

100

0,0

235

0,0

160

0,0

Неналоговые Доходы

           

Всего

7505053

44,8

8076228

44,5

10383028

43,3

В том числе:

           

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ  ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

10300

0,1

6623

0,0

2849

0,0

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТИ

93210

0,6

111241

0,6

35061

0,1

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

80433

0,5

161480

0,9

147636

0,6

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ  УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

68953

0,4

79139

0,4

41650

0,2

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ  МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

   

1858

0,0

2700

0,0

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ  И СБОРЫ

1273

0,0

700

0,0

631

0,0

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

292

0,0

1000

0,0

2543

0,0

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ

1474

0,0

1500

0,0

1500

0,0

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

   

31053

0,2

   

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

7249118

43,3

7681634

42,3

10148458

42,3

ВСЕГО ДОХОДОВ

16736806

100,0

18145783

100,0

23981993

100,0


Анализ доходной части бюджета Амурской области за 2007-2009 гг. показал, что на протяжении исследуемых трех лет налоговые доходы составляют большую часть к общей сумме доходов - около 56,0%, а неналоговые - около 44%. За 2007 г. налоговых доходов было 9231753 тыс.руб., из них наибольший уд. вес к общей сумме доходов составили налоги на прибыль и доходы - 34,5%, а неналоговые - 7505053 тыс. руб. и из них наибольший уд. вес к общей сумме доходов составили 43,3% - безвозмездные поступления. Итак, безвозмездные поступления в областном бюджете занимают весомую часть в сумме общих доходов. К ним относятся субвенции, субсидии и дотации. Например: дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов; дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан; субвенции на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаками "Почетный донор СССР", "Почетный донор России"; субвенции на поощрение лучших учителей; субвенции бюджетам на обеспечение жильем отдельных категорий граждан; субсидии бюджетам на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку элитного семеноводства; субсидии бюджетам на финансирование сельского хозяйства; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство; прочие безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от федерального бюджета; прочие безвозмездные поступления от федерального бюджета; межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований. В 2008 г. общая сумма доходов составила 18145783 тыс.руб., что говорит об их увеличении по сравнению с 2007 г. на 1408977 тыс.руб. (18145783 тыс.руб. -16736806 тыс.руб.). В 2009 г.сумма доходов по сравнению с 2008 г. увеличилась на 5836210 тыс.руб. (23981993 тыс.руб. -18145783 тыс.руб.). Увеличение произошло за счет увеличения налоговых доходов в сравнении с 2008 г. на 1,2% (56,7% -55,5%). Это стало возможным во многом благодаря увеличению поступлений от налогов на прибыль и доходы. Также важной особенностью поступлений доходов является то, что размер безвозмездных поступлений поступает в областной бюджет стабильно и их размер увеличивается с каждым годом. Данный факт свидетельствует, что бюджет Амурской области является высокодотационным.

 
3.2 Анализ расходов и дефицита  бюджета Амурской области

Анализ расходной части  также указывает на рост расходов бюджета. Особенностью является то, что  межбюджетные трансферты уменьшаются, так за три года их удельный вес  к общему итогу расходов снизился с 52,1% до 26,8%, однако, вместе с тем  они составляют наибольший удельный вес в общей сумме расходов.

А также удельный вес  расходов на социальную политику с 2007 г. по 2009 г. сравнительно резко увеличились  на 15,8% (21,9% -6,1%), и наблюдается быстрый  прирост удельного веса расходов на национальную экономику 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 7,1% (19,5% -12,4%).

Также наблюдаются снижение расходов по следующим статьям: ЖКХ; культура, кинематография и СМИ; и  увеличение расходов на общегосударственные  вопросы, национальную безопасность и  правоохранительную деятельность, национальную экономику.

Все подробнее можно  рассмотреть на данных анализа расходной  части областного бюджета представленных в таблице 2.

 

Таблица 2 - Анализ расходов бюджета Амурской области за 2007-2009 гг.

Наименование расходов

2007 год

2008 год

2009 год

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Итого  расходов"

Сумма на год в тыс.руб.

Уд. вес в % к "Итого  расходов"

Сумма на год в тыс.руб.

Уд. вес % "Итого расходов"

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

346389

1,9

623444

3,2

1475369

5,8

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

5521

0,0

6354

0,0

5292

0,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

793500

4,4

892832

4,5

1607120

6,3

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

2212014

12,2

2433624

12,4

4947802

19,5

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

58911

0,3

37324

0,2

7799

0,0

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

20441

0,1

21476

0,1

34414

0,1

ОБРАЗОВАНИЕ

1353662

7,5

1627948

8,3

1812752

7,1

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

405292

2,2

208775

1,1

156385

0,6

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

2380222

13,1

2441456

12,4

2963349

11,7

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

1109258

6,1

2172833

11,0

5562618

21,9

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

9450719

52,1

9236413

46,9

6792447

26,8

ИТОГО РАСХОДОВ

18135929

100,0

19702479

100,0

25365347

100,0


Далее необходимо провести анализ дефицита бюджета Амурской области. Расчеты приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Анализ дефицита бюджета Амурской области.

Показатели

2007 год

2008 год

Темп прироста 2008/2007, тыс.руб.

2009 год

Темп прироста 2009/2008, тыс.руб.

Доходы, тыс.руб.

16736806

18145783

1408977

23981993

5836210

Расходы, тыс.руб.

18135929

19702479

1566550

25365347

5662868

Дефицит, тыс.руб.

-1399123

-1556696

-157573

-1383354

173342

Дефицит, %

-7,7

-7,9

-0,2

-5,5

2,4


В ходе анализа было выявлено, что бюджет Амурской области является дефицитным. Однако нужно заметить, что дефицит областного бюджета за 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизился на 173342 тыс.руб., а процент дефицита на 2,4%.

Графически показатели представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Динамика доходов, расходов и бюджетного дефицита Амурской области, 2007 - 2009 г.г.

Можно углубить анализ на примере расходов областного бюджета. Сравним 2007 г. с 2006 г. (см. Приложение А). В 2007 году бюджет Амурской области выделяет денежные средства на 5026598 тыс. руб. больше, чем в 2006 году. Это способствовало к сокращению финансирования общегосударственных вопросов на 237062 тыс. руб., что составило 39,9%, национальной обороны на 10389 тыс. руб., что составило 65,3% и сокращению финансирования жилищно-коммунального хозяйства на 54254, что составило 51,6%. Но увеличило финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 141250 тыс. руб., что составило 21,7%, национальной экономики на 739252 тыс. руб., что составило 50,7%, охраны окружающей среды на 6320 тыс. руб., что составило 44,8%, образования на 160033 тыс. руб., что составило 13,4%, культуры, кинематографии и средств массовой информации на 201866 тыс. руб., что составило 99,0%, здравоохранения и спорта на 337585 тыс. руб., что составило 17,0%, социальной политики на 812736 тыс. руб., что составило 244,4 % межбюджетных трансфертов на 2929261 тыс. руб., что составило 44,1%.

Сравним 2008 г. с 2007 г. (см. Приложение Б). В 2008 году бюджет Амурской области выделяет денежные средства на 1443819 тыс. руб. больше, чем в 2007 году. Это способствовало к сокращению финансирования культуры, кинематографии и средств массовой информации на 196943 тыс. руб., что составило 48,5% и межбюджетных трансфертов на 411433 тыс. руб., что составило 4,3%. Но увеличило финансирование общегосударственных вопросов на 265745 тыс. руб., что составило 74,3%, национальной обороны на 833 тыс. руб., что составило 15,1%, национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 99762 тыс. руб., что составило 12,6%, жилищно-коммунального хозяйства на 1463 тыс. руб., что составило 2,9%, охраны окружающей среды на 1035 тыс. руб., что составило 5,1%, образования на 271692 тыс. руб., что составило 20,0%, здравоохранения и спорта на 114855 тыс. руб., что составило 4,9% и социальной политики на 1020460 тыс. руб., что составило 89,1%.

Информация о работе Статистическое изучение бюджета Амурской области