Статистическое изучение цен в Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения цен . Даются основные понятия и система показателей, необходимых для проведения анализа. Представлен обзор текущей ситуации на рынке товаров и услуг в Брянской области и прогноз на ближайшие годы. Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет средних показателей, анализ динамики изменения уровня занятости и безработицы населения, расчет специфических показателей. Результаты расчетов проиллюстрированы с помощью таблиц и графиков. В заключении сделан вывод о состоянии и перспективах развития уровня цен на товары и услуги в Брянской области на основе полученных результатов исследования.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕН
1.1 Сущность цены и ее основные функции. 5
1.2. Задачи статистики цен 7
1.3 Система показателей статистики цен 10
1.4 Принципы и методы регистрации цен 13
1.5 Прогноз темпов роста цен в секторах экономики на 2013 г. 18
Глава 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЦЕН В РЕГИОНЕ 2.1 Группировка. 19
2.2. Расчет относительных величин. 20
2.3.Средние величины и показатели вариации 21
2.4 Применение выборочного метода 26
2.5. Расчет показателей динамики 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Моя Курсовая на отлично.docx

— 295.65 Кб (Скачать файл)

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Статистика»

 

Статистическое  изучение цен в Брянской области

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнил            

   Студент гр. 11 ЭК-3

   Лобачева М.К..

   Проверила

к.э.н., доц. Новикова А.В.

 

 

 

Брянск 2013 г.

 

АННОТАЦИЯ

 

Темой данной курсовой работы является «Статистическое  изучение цен в регионе». Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе  рассматриваются теоретические  основы изучения цен . Даются основные понятия и система показателей, необходимых для проведения анализа. Представлен обзор текущей ситуации на рынке товаров и услуг в  Брянской области и прогноз на ближайшие годы.

Во второй главе проводится комплексный статистический анализ объекта исследования: сводка и группировка данных, расчет средних  показателей, анализ динамики изменения  уровня занятости и безработицы  населения, расчет специфических показателей. Результаты расчетов проиллюстрированы  с помощью таблиц и графиков.

В заключении сделан вывод о состоянии и  перспективах развития уровня цен на товары и услуги в Брянской области  на основе полученных результатов исследования.

 

Оглавление

АННОТАЦИЯ 2

Введение 4

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕН                                                                                                                             
1.1 Сущность цены и ее основные функции. 5

1.2. Задачи статистики цен 7

1.3 Система показателей статистики цен 10

1.4 Принципы и методы регистрации цен 13

1.5 Прогноз темпов роста цен в секторах экономики на 2013 г. 18

Глава 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЦЕН В РЕГИОНЕ                                                                                                             2.1 Группировка. 19

2.2. Расчет относительных величин. 20

2.3.Средние величины и показатели вариации 21

2.4 Применение выборочного метода 26

2.5. Расчет показателей динамики 27

Заключение 37

Список используемой литературы 39

Приложения……………………………………………………………………...42

 

Введение

Актуальность  темы курсовой работы заключаемся в  том, что цена представляет собой чрезвычайно важный элемент стимулирования экономической активности населения страны. Кроме того, статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике, десятилетие рыночных реформ привело к обнищанию жителей России и падению доходов более 27 % населения ниже прожиточного минимума. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме

Объектом  исследования является рынок товаров и услуг Брянской области.

Предметом исследования выступает ситуация на рынке товаров и услуг, уровень цен на различные виды товаров и услуг в Брянской области.

Цель курсовой работы состоит в  изучении цен на различные виды товаров и услуг в Брянской области  с помощью системы общих и частных статистических показателей.

Основными задачами являются:

- дать характеристику  социально-экономического содержания  цен

- выявить тенденции и перспективы  современного рынка товаров и услуг;

- провести расчёт статистических  показателей, характеризующих состояние на рынке товаров и услуг в Брянской области;

- изучение динамики цен;

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЦЕН                                                                                                1.1 Сущность цены и ее основные функции.

Цена - многофункциональное  экономическое  явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой  серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной  информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций  их  изменения  заинтересовано все  общество, а не только властные структуры  и маркетинговые службы.

С другой стороны, цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы  их образования и изменения  представляют  собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный  блок, входящий как  составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной  статистики  сформирована самостоятельная  служба статистики цен. [1]

Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

-  индикатор, отражающий политику  и конъюнктуру рынка (соотношение  спроса и предложения, торговый  и экономический риск, кредитно-финансовую  ситуацию, степень конкурентоспособности  на рынке и  т. д.);

-  маркетинговый регулятор рынка,  с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение,  структуру и емкость рынка,  покупательную способность рубля,  оборачиваемость товарных  запасов   и  т. д.  В качестве регулятора  цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются  мотивацией для производства.

Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения  спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния  на инвестиционную политику (повышение  цен часто ведет к росту  привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Рассматривая  статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего уровня цен и  обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и  товарным покрытием.

Диспропорцию  вызывает ряд взаимозависимых причин:

-  инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства;);

-  рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

Рост  заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства  трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические  отношения, производители и потребители  избавляются от денег, вкладывая  их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются  товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения  людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы  и предприниматели..

1.2. Задачи статистики цен

В основу современной классификации  концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные  товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые  решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая  классификация включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика состояния (конъюнктуры)  рынка. Решая эту общую задачу  в условиях рынка, статистика  рассматривает поведение цен  как опосредованную реакцию на  изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность  спроса и предложения, рост  и дифференциация доходов населения,  изменение цен на взаимосвязанные  товары, изменение уровня качества  товаров и требований к нему  и т. д.).

2. Характеристика цены как инструмента  управления рынком. С этой позиции  статистика изучает возможности  и степень воздействия цен  на производство (в том числе  и с помощью налогов, заложенных  в структуру цены), обращение (от  цены зависят скорость оборота  и издержки обращения), спрос.  Общепризнанная обратная зависимость  между ценой и спросом не  всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной»  цены или цены «показателя  качества». Статистика цен имеет  возможность обосновать экономические   рычаги для маркетингового регулирования  рынка.

3. Анализ цен с позиции маркетингового  управления ценообразованием и  государственного регулирования  цен. Решение этой задачи предполагает  статистически выявить закономерности  ценообразования, поведения цен  и поведения покупателя, установить  влияние их на уровень жизни,  смоделировать и осуществить  прогноз изменения цен.

Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен. [4]

1. С позиции государства: изучение  цены как орудия социальной  и экономической эффективности  рынка, как фактора уровня жизни,  как главной составляющей инфляционных  процессов; изучение влияния цен  на рынок труда, прогнозирование  последствий изменения цены; изучение  цены в роли дефлятора для  пересчета стоимостных показателей:  как важнейшего фактора формирования  бюджета; статистическое изучение  цен, моделирование их закономерностей  для принятия решений по ценообразованию,  для контроля над денежным  обращением в стране; анализ цен  с целью регулирования уровня  цен на стратегические и жизненно  важные товары, для выявления  отраслей, в которые невыгодно  вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента  маркетинга, анализ внутривидовых,  региональных уровней цен и  их дифференциации, моделирование  взаимосвязи цен и качественных  характеристик товара, структуры  цен в отрасли, изучение цен  альтернативных товаров и других  субрынков и т. д.

3. С позиции покупателя: изучение  цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской  корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния  на уровень жизни раз личных  социальных групп населения; анализ  соответствия цен  качеству  товаров и уровню доходов, предпочтениям  потребителей; выявление ассортиментной  дифференциации цен как фактора  выбора (вынужденности) покупки и  т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

- регистрацию  цен, наблюдение за их изменением;

- анализ  уровня цен, его дифференциации;

- характеристику  структуры цен;

- изучение  соотношений цен различных товаров,  субрынков и перекрестной эластичности   цен;

- оценку, анализ  и моделирование колеблемости, цикличности  и сезонности цен;

- региональный  анализ цен;

- анализ  и моделирование динамики цен;

- выявление  и моделирование факторов, влияющих  на уровень, вариацию и динамику  цен;  

- прогнозирование  цен.

  

1.3 Система показателей статистики цен

  Цены - сложная система, составной  элемент рыночного механизма.  Следовательно, статистическое изучение  цен требует развернутой системы  показателей, соответствующей требованиям  рыночной экономики. Система показателей  должна отразить различные виды  дифференциации рыночных цен:  ассортиментный, территориальный, во  времени, по социально-доходным  группам, раз личным субрынкам. 

  Таблица 1

Система показателей статистики цен

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная   цена   товарного   вида,   сорта товара-представителя

Средний уровень

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей

Обобщающий уровень

Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней  и обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость,   наценки, скидки    (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение  оптовых и розничных цен; соотношение  структурных элементов розничных  цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения цен  регионов, субрын-ков, товаров

Отношение цен товаров к базовой  цене; степень отклонения соотношений  цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

   

Продолжение таблицы 1

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Вариация цен

Показатели вариа-ции цен в прос-транстве (социаль-но-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных  товаров по уровню цен); уровень территориальной  колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации  трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок  в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы цен; групповые  индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен

Соответствие цены качеству товара и  покупательским мнениям

Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки

Эластичность

Показатели зависимости цен от соц-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности

Информация о работе Статистическое изучение цен в Брянской области