Статистическое исследование системы образования в Республике Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение состояния и развития образования в Республике Бурятия.
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыто понятие системы образования;
рассмотрены виды образования;
установлены закономерности развития региональной образовательной системы;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Значение системы образования в обществе 5
1.1. Понятие системы образования 5
1.2. Виды и формы получения образования 9
1.3. Система образования в РФ 14
Глава 2. Статистические аспекты исследования образования 18
2.1. Показатели статистики образования 18
2.2. Статистические методы прогнозирования образования 21
Глава 3. Состояние и развитие системы образования в Республике
Бурятия 26
3.1. Закономерности развития региональной образовательной системы 26
3.2. Характеристика системы образования Республики Бурятия 28
3.3. Статистический анализ состояния и развития высшего профессионального образования 32
Заключение 38
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

стат анализ образования в РБ.docx

— 246.15 Кб (Скачать файл)

 

    1. Виды и формы получения образования

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой  непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют  государственные, негосударственные, муниципальные образовательные  учреждения разных типов и видов:  дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного  образования; другие учреждения, предоставляющие  образовательные услуги.

Общая структура системы  образования РФ.

Дошкольное образование.

Среднее (школьное) образование.

Среднее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного  процесса, использовании образовательных  программ.

Современное дошкольное образование  России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений  развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад  компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции  отклонений в физическом и психическом  развитии воспитанников; детский сад  присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных  мероприятий и процедур; детский  сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные  группы в разном сочетании); центр  развития ребенка – детский сад  с осуществлением физического и  психического развития, коррекции и  оздоровления всех детей.

Общее среднее образование  является центральным звеном системы  образования в Российской Федерации  которое включает в себя: средние  общеобразовательные школы; школы  с углубленным изучением отдельных  предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей  с отклонениями в физическом и  психическом развитии; внешкольные  образовательные учреждения (детские  музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские  спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Среднее профессиональное образование  направленно на подготовку специалистов-практиков  по более чем 280 специальностям и  реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После  освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования  обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым  уровнем (при этом срок обучения увеличивается  на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с  указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Существуют два основных вида средних специальных учебных  заведений:

1) техникум (училище), реализующий  основные профессиональные образовательные  программы среднего профессионального  образования базового уровня;

2) колледж, осуществляющий  профессиональные образовательные  программы среднего профессионального  образования базового и повышенного  уровня. Реализация образовательных  программ среднего профессионального  образования может также осуществляться  в высших учебных заведениях.

Высшее профессиональное образование.

В зависимости от числа  направлений обучения студентов  вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут  иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный  специалист, магистр по соответствующим  направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные  программы могут быть реализованы  как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную  аттестацию по аккредитованной образовательной  программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования  и (или) его квалификации.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами  приема, которые устанавливаются  ежегодно соответствующим федеральным  органом исполнительной власти, в  ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов  вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам  с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Итак, можно сделать вывод, что развитие системы образования  Российской Федерации напрямую связано  с проводимой социальной политикой  в соответствии с «Основными направлениями  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу», в которых  первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

«Опора на образованность общества, на качество человеческого  капитала позволит России сохранить  свое место в ряду государств, способных  оказывать влияние на мировые  процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие  перед ней в социальной и экономической  сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет  определять направления развития и  изменения системы образования  России в первом десятилетии 21 века».

 

В Российской Федерации образование  может быть получено, как посредством  обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так  и вне таких организаций, в  том числе путем самообразования.

Обучение по основным образовательным  программам с учетом потребностей и  возможностей личности и в зависимости  от объема обязательных занятий педагогического  работника с обучающимися (воспитанниками) осуществляется в очной, очно-заочной  и заочной формах.

Перечень основных образовательных  программ и (или) направлений подготовки (специальностей), по которым освоение основных образовательных программ среднего профессионального и высшего  образования в очно-заочной, заочной  формах обучения не допускается, устанавливается  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти.

Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится в форме стажировки и по индивидуальным формам обучения с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, без отрыва от работы. Продолжительность  и формы обучения определяются организаций, ведущей образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального  образования, в соответствии с потребностями  заказчика, если иное не установлено  федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации.

Допускается сочетание различных  форм получения образования и  обучения. 

Для всех форм обучения в  пределах конкретной общеобразовательной  или профессиональной образовательной  программы действуют единые федеральный  государственный образовательный  стандарт или федеральные государственные  требования, за исключением образовательных  стандартов и требований, устанавливаемых  университетами. [4]

 

    1. Система образования в РФ

Образование является одним  из основных факторов развития личности, позволяющих человеку ориентироваться  в изменяющейся социально-экономической  ситуации. Люди, имеющие высокий  уровень образования, способны в  большей мере пользоваться возможностями, предоставляемыми техническим прогрессом и процессами глобализации экономики.

В современной России образование  остается той сферой, в которой  страна может конкурировать с  промышленно развитыми странами и проводить самостоятельную  политику, отвечающую требованиям развивающейся  экономики. Однако в стране сложился целый комплекс проблем, сделавших  необходимой реформу образования. Неотложность реформ обусловлена тем, что попытки просто улучшить прежнюю  советскую систему приводят к  разрушению накопленного образовательного потенциала страны.

В период глобализации мировых  социальных и экономических процессов  наиболее важными являются следующие:

- качество образования;

- доступность образования;

- эффективность образовательных  систем;

- непрерывность образования;

- открытость образования.

Качество образования  оценивается в настоящее время  не только с точки зрения количества изучаемых предметов и объемов  курсов, но прежде всего с точки  зрения его своевременности и  востребованности в обществе. Поэтому  первостепенное значение приобретает  не только объем знаний, но и умение, и готовность учиться, способность  к самообучению и самостоятельному анализу информации. Качество образования  во многом зависит от уровня образования  и состава учителей и профессорско-преподавательского состава.

Механизм обеспечения  доступности качественного образования  предполагает разделение затрат между  всеми заинтересованными сторонами  – обществом (налогоплательщиками, работодателями, спонсорами), семьей и  индивидом. Одной из основных задач  обеспечения доступности образования  является социальная поддержка детей  из малообеспеченных семей.

 Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

  1. федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различных уровня и направленности, а также программ профессиональной  подготовки;
  2. организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
  3. органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
  4. организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;                
  5. объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

При изучении эффективности  образовательных систем основное внимание уделяется ее внутренней организации. Система показателей оценки эффективности  включает показатели использования  учебными заведениями финансовых ресурсов, в том числе бюджетных, материальных и кадровых ресурсов, бюджетных расходы  на одного учащегося, число учащихся, приходящихся на одного учителя (преподавателя).

Обеспечение непрерывности  образования предполагает развитие механизмов, позволяющих людям неоднократно менять сферу профессиональной деятельности, повышать свою профессиональную квалификацию.

Открытость образования  предполагает построение системы образования  в соответствии с потребностями  обучающихся. В системе открытого  образования на первый план выходят  потребности самореализации каждого  человека.

Система образования в  России является многоступенчатой, охватывает процесс обучения и социализации личности человека от 3 и практически  до 30 лет и включает следующие  ступени:

    • дошкольное образование;
    • начальное образование;
    • основное общее образование;
    • среднее (полное) общее образование;
    • начальное профессиональное образование;
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее профессиональное образование
    • послевузовское профессиональное образование.

Система образования Российской Федерации создает условия для  непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством  реализации преемственных основных образовательных программ и различных  дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных  программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования  последующих уровней.

 В рамках системы  образования осуществляются дошкольное  образование, общее образование,  профессиональная подготовка (обучение), среднее профессиональное образование,  высшее образование, подготовка  научных кадров, а также дополнительное  образование детей и взрослых, обеспечивающие возможность реализации  права на образование на протяжении  всей жизни с целью удовлетворения  образовательных и профессиональных  потребностей человека, постоянной  его адаптации к меняющимся  условиям профессиональной деятельности  и социальной среды. [10]

Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Бурятия