Статистический анализ, показатели внешней торговли Омской области за январь-март 2003 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе анализа Алтайского края, приведенных в таблицах П1-П4, дать оценку состояния внешне-торговой деятельности участников ВЭД области за январь – декабрь 2010 г.
Для этого предполагается:
привести обзор методов и приемов анализа статистических показателей внешней торговли;
дать общую характеристику внешней торговли Алтайского края за январь – декабрь 2010 г. в сравнении с январем – декабрем 2009 г;
проанализировать экспорт и импорт Алтайского края, их товарную структуру и географическую направленность;
охарактеризовать внешнюю торговлю участников ВЭД Алтайского края со странами дальнего зарубежья и странами СНГ.
Ф.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3
1 Обзор методов и приемов анализа статистических показателей
внешней торговли субъектов РФ………………………………………..……….5
1.1 Абсолютные и относительные величины, сравнения…………………..5
1.2 Статистические сводки и группировки, статистические таблицы,
статистические графики и диаграммы………………………………………6
1.3 Балансовый метод…………………………………………………………9
1.4 Индексный метод………………………………………………………..10
2 Статистический анализ, показатели внешней торговли Омской области за январь-март 2003 г…………………..…………………………………..……12
2.1 Общая характеристика внешней торговли Омской области
за январь-март 2003 г…..…………………………….……….……………....12
2.2 Экспорт внешней торговли Омской области за
январь-март 2003 г…………...…………………………………………….…15
2.2.1 Общая характеристика экспорта Омской области
за январь-март 2003 г………………………………………………….….15
2.2.2 Товарная структура экспорта…...………………………………….16
2.3 Импорт внешней торговли Омской области за
январь-март 2003 г…………...……………………..…………………………18
2.3.1 Общая характеристика импорта Омской области
за январь-март 2003 г……...…………………………….……………….18
2.3.2 Товарная структура импорта...……………………………………..18
2.4 Страны- контрагенты - основные торговые партнеры……...…………20
2.4.1 Анализ внешней торговли со странами Дальнего Зарубежья…....20
2.4.2 Анализ внешней торговли со странами СНГ…………..…………22
3 Итоги внешней торговли Омской области………………………..….………25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемых источников…...………………………………………...28
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая статист .docx

— 141.20 Кб (Скачать файл)

     2) столбцовые диаграммы, позволяющие проводить сравнение абсолютных величин, характеризующих структуру исследуемого явления;

     3)  круговые диаграммы, позволяющие  проводить сравнение удельных  весов изучаемой совокупности, например, удельного веса товарных групп в структуре экспорта и импорта.

        1.3 Балансовый метод

 

     Балансовый  метод определяет сальдо внешнеторгового  баланса, характеризующее эффективность  внешней торговли.

     Балансовый  метод позволяет провести более полный анализ внешнеторгового оборота на основе баланса внешнеторгового оборота, построенного по данным таможенной статистики внешней торговли.

     Сальдо  внешнеторгового баланса формируется  как разница между стоимостью экспорта и импорта товаров.

     Баланс  внешнеторгового оборота считается  активным, если сальдо положительное, т.е. стоимость экспорта превышает  стоимость импорта, и пассивным, если сальдо отрицательное, когда стоимость импорта превышает стоимость экспорта. Отрицательное сальдо свидетельствует о снижении конкурентной способности национальных товаров и рассматривается как негативное явление.

     Равенство стоимости экспорта и импорта  называется нетто-балансом.

     Баланс  внешнеторгового оборота может  быть построен:

     —  по общим показателям экспорта и  импорта;

     —  по отдельным странам;

     —  по группам стран;

     —  по товарным группам, характеризующим  внешнюю торговлю с одной страной или группой стран.

        1.4 Индексный метод

 

     Индекс — это относительный показатель, характеризующий изменение социально-экономических явлений во времени (динамический индекс) или в пространстве (территориальный индекс). Применительно к таможенной статистике внешней торговли наибольший интерес представляют индексы, характеризующие динамику внешней торговли и определяющие ее факторы, в частности, индексы цен экспорта и импорта, индекс физического объема внешней торговли, индекс стоимости, индекс структурных сдвигов и т.п.

     Для построения индексов динамики необходимо иметь исходные данные в абсолютных величинах по крайней мере за два периода. Один из этих периодов, более ранний, принимается за базу сравнения и называется базисным, а другой называется текущим или сравниваемым.

     Система индексов, используемая в таможенной статистике внешней торговли, включает два вида индексов: индивидуальные (простые) и общие (сводные).

     Индивидуальный  индекс динамики — относительная величина, характеризующая изменения во времени отдельных элементов сложного явления.

     Индивидуальные  индексы отражают темпы роста (падения) показателей таможенной статистики внешней торговли: товарооборота, экспорта, импорта, контрактных цен на товары

     Индивидуальный  индекс вычисляется как частное  от деления значения показателя в  текущем периоде на значение показателя в базисном периоде.

     Индивидуальные  индексы выражаются в коэффициентах  или в процентах.

     В зависимости от периода, по сравнению  с которым исследуется изменение показателя таможенной статистики внешней торговли, существует два способа исчисления индекса динамики — базисный и цепной.

     Индексы, характеризующие изменения изучаемого объекта по сравнению с его  значением на какой-либо предшествующий период времени, принятым за 100 %, называются базисными.

     Индексы, характеризующие изменение изучаемого объекта по сравнению с предыдущим периодом, принятым за 100 %, называются цепными.

     При исчислении цепных индексов за базу сравнения  принимается значение показателя в период, предшествующий периоду наблюдения: предыдущий год, квартал или месяц.

     Общие (сводные) индексы  служат для сопоставления разнородных явлений внешней торговли.

     На  изменение объема экспорта и импорта  может повлиять:

     —  изменение количества экспортируемого (импортируемого) товара;

     —  изменение цены за единицу товара.

     Для определения, в какой мере изменение  цены и физического объема товара повлияло на изменение стоимостного объема экспорта (импорта) в целом в отчетном периоде по сравнению с базисным, рассчитываются общие индексы физического объема и индексы цен.

     Чтобы исключить влияние изменения  цен на индекс физического объема, экспорт (импорт) оценивают за отчетный и базисный периоды по одним и тем же ценам базисного периода, что позволяет выявить изменения количественных объемов экспорта (импорта).

     В индексе физического объема Пааше для оценки экспорта и импорта используются цены текущего периода.

     При исчислении индекса Ласпейреса используется количество товара, ввезенного в базисном периоде, что позволяет выявить рост (падение) цен на продаваемые (покупаемые) на внешнем рынке товары.

     При исчислении индекса Пааше применяется количество ввезенного (вывезенного) товара в текущем периоде, что позволяет выявить рост (падение) цен на товары внешней торговли.  
          2 Статистический анализ внешней торговли Омской области за январь-март 2003 года (по данным таможенной статистики)
 

     Анализ  состояния внешней торговли Омской области за январь-март 2003 г. проводился по данным таможенной статистики, приведенным в табл. П1-П4 приложения:

     1) таблица П1 содержит показатели стоимостных объемов внешнеторгового оборота, экспорта и импорта области и их динамику в целом и в разрезе стран дальнего зарубежья и стран СНГ, стоимостные объемы и динамику экспортно-импортных товарообменных операций;

     2)  таблица П2 и таблица П3 содержат показатели, характеризующие товарную структуру экспорта и импорта в целом и в разрезе стран дальнего зарубежья и стран СНГ;

     3)  таблица П4 содержит распределение и динамику стоимостного объема внешнеторгового оборота по странам-контрагентам.

        2.1 Общая характеристика внешней торговли Омской области за январь-март 2003 года

 

     Внешнеторговый  оборот Омской области (рисунок 2.1) за январь-март 2003 г. составил 236,7 млн долларов США и по сравнению с январем – мартом 2002 г. увеличился на 11,9 млн долларов (в 2 раза) за счет роста товарооборота как со странами дальнего зарубежья, так и со странами СНГ.

     Торговля  со странами дальнего зарубежья (рисунок 2.2) имела положительный результат: товарооборот увеличился на 11,8 млн долларов (в 3,1 раза) за счет роста экспорта на 11,3 млн долларов (в 3,5 раза), импорта на 4,7 млн долларов (40,7%).

     Увеличению  товарооборота со странами СНГ (рисунок 2.3) на 794,7 тыс долларов (на 1,3%) способствовал рост объема импортных операций (на 21,1%),экспортные операции снизился (на 8,7%.) в торговле с этими странами.

     Внешнеторговый  оборот со странами дальнего зарубежья  в январе-марте  2003 г. оценивается в 175,1 млн долларов, со странами СНГ — в 61,6 млн долларов. Доля стран дальнего зарубежья в товарообороте составила 76,0%, стран СНГ – 26,0% (в январе–марте  2003 г. – 48,5% и 51,5% соответственно).

     В структуре внешнеторгового оборота  соотношение экспорта и импорта  составило 88,7% и 17,3%, в январе–марте  2003 — 73,0% и 27,0%, т.е. в отчетном полугодии доля экспорта в товарообороте увеличилась на 9,7, а доля импорта соответственно снизилась на 9,7 процентных пунктов.

     Результатом внешней торговли явилось положительное  сальдо торгового баланса в размере  154,8 млн долларов (в январе-марте 2002 г. активное сальдо составляло 4,2 млн долларов).  

Рисунок 2.1 – Итоги внешней торговли ОЯмской области за 2002 – 2003 гг 
 
 

Рисунок 2.2 – Итоги внешней торговли Омской области со странами дальнего зарубежья за 2002 - 2003 гг 

Рисунок 2.3 – Итоги внешней торговли Омской области со странами СНГ за 2002 - 2003 гг 

     Объем внешнеторговых операций по бартерным  соглашениям (табл. 2.1) за январь-март 2003 г. составил 428,2 тыс долларов (0,2 % от общего товарооборота) и по сравнению с январем-мартом 2002 г. увеличился на 35,3 тыс долларов (на 9,0%). Увеличение общего объема бартерной торговли произошло за счет ее роста в страны СНГ экспорта на 24,1 иыс долларов (на 8,9 %) и импорта на 8,4 тыс долларов (на 6,9 %).

     Со  странами дальнего зарубежья объем операций, осуществленных в рамках бартерной торговли, незначителен.

     Главными  партнерами в товарообменных операциях  стали страны СНГ, торговля с которыми обеспечила 99,3% объема бартерных сделок.

        2.2 Экспорт Омской области за январь-март 2003 года

           2.2.1 Общая характеристика экспорта

 

     Экспорт за январь-март 2003 г. составил 195,8 млн долларов и по сравнению с январем – мартом  2002г. увеличился на 10,9 млн долларов (на 27,0%) за счет роста поставок как в страны дальнего зарубежья (на 11,3 млн долларов, или в 3,5 раза), в страны СНГ экспорт снизился (на 3,4 млн долларов, или на 8,7%).

     Значительно увеличился вывоз в страны дальнего зарубежья топливно-энергетических товаров (90,0млн долларов или в 6,3 раза), продукции химической промышленности (19,8 млн долларов или 71,6%).

     Снижение экспорта в страны СНГ обеспечен в основном сокращением поставок топливно-энергетических товаров(6,7 млн долларов или на 37,4%), машин, оборудования и транспортных средств(на 727,9 тыс долларов или 25,6%).

     Основными торговыми партнерами в экспортных операциях стали страны дальнего зарубежья, торговля с которыми обеспечила 81,1% общего объема экспорта (в январе- марте 2002 г. — 53,1%).

     Экспорт товаров по бартерным соглашениям  в январе-марте 2003 г. составил 295,8 тыс долларов (0,2 % от общего объема экспорта) и по сравнению с январем - мартом 2002 г. увеличился на 24,1 тыс долларов (на 66,6%) в результате увеличения поставок в страны СНГ на 22,7 тыс долларов (на 8,9%).

     Основной  объем экспортных поставок по бартерным  соглашениям (99,9%) составили товары, вывезенные в страны СНГ.

         

       2.2.2 Товарная структура экспорта

 

     В товарной структуре экспорта (рисунок 2.4) наибольший удельный вес заняли следующие группы товаров:

     —  топливно-энергетические товары —  60,3%;

     — продукция химической промышленности— 31,5%;

     — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё  — 3,7%;

     — машиностроительная продукция — 2,5%. 
 

 

Рисунок 2.4 - Товарная структура экспорта Омской области за январь-март 2003 г. 

     Поставки  топливно-энергетических товаров оцениваются в 118,1 млн долларов по сравнению с январем-мартом 2002 г.  экспорт топливно-энергетических товаров увеличился на 83,4 млн долларов (в 3,4 раза), в том числе в страны дальнего зарубежья на 90,0 млн долларов (в 6,3 р.), в страны СНГ уменьшился — на 6,6 млн долларов (на 37,4%). В страны дальнего зарубежья было вывезено топливно-энергетических товаров на 107,0 млн долларов (90,6% стоимостного объема товаров группы), в страны СНГ - на 11,1 млн долларов (9,4%).

         Продукции химической промышленности было вывезено на 61,3 млн долларов, что на 22,3 млн долларов больше, чем в январе-марте  2002 г. Основными покупателями продукции химической промышленности явились страны дальнего зарубежья, в которые было вывезено продукции группы на 47,5 млн долларов (77,6% стоимостного объема). Поставки продукции химической промышленности в страны СНГ составили 13,7 млн долларов, или 22,4% стоимостного объема товаров группы.

        Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 7,3 млн долларов и по сравнению с январем - мартом 2002 г. увеличился на 1,5 млн долларов (на 27,0 %) в результате роста поставок как в страны дальнего зарубежья (на 1,2 млн долларов, или на 36,2%), так и в страны СНГ - на 320,1 тыс долларов (на 6,5%).Основными покупателями продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья явились страны СНГ, в которые было вывезено продукции группы на 5,2 млн долларов (71,5% стоимостного объема). Поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в страны дальнего зарубежья составили 2,0 млн долларов, или 28,5% стоимостного объема товаров группы.

Информация о работе Статистический анализ, показатели внешней торговли Омской области за январь-март 2003 г