Статистический анализ показателей деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Авиакомпания — термин, определяющий организацию, которая производит пассажирские или грузовые воздушные перевозки. Наиболее известным примером авиакомпании в России является Аэрофлот, который базируется в московском аэропорту Шереметьево. По итогам 2011 года компания ОАО «Аэрофлот» является крупнейшим авиаперевозчиком в России как в сфере перевозок пассажиров, различных грузов и почты.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения деятельности воздушного
1.1 ОАО «Аэрофлот» как объект статистического исследования ………..…6
1.2 Методы статистического исследования показателей авиационных перевозок ………………………………………………………………...16
Глава 2. Статистический анализ показателей ОАО «ДОНАВИА»
2.1 Анализ динамики объемов работы ОАО «ДОНАВИА …………….......20
2.2 Статистический анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ДОНАВИА» …………………………………………....26
Заключение …………………………………………………………..34
Список используемой литературы …………………………………………....37
Приложения ………………………………………………….…………….39

Файлы: 1 файл

Касаткина.doc

— 2.28 Мб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образования и науки РФ

Самарский государственный  экономический университет

Кафедра статистики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на  тему: «Статистический анализ показателей деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот»

по  дисциплине «Микроэкономическая статистика»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

специальности Статистика

М. А. Касаткина

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Н.И. Меркушова

 

 

 

 

Самара – 2012

Содержание

Введение    …………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Теоретические основы изучения деятельности воздушного

1.1 ОАО «Аэрофлот» как объект статистического исследования   ………..…6

1.2 Методы статистического исследования показателей авиационных перевозок  ………………………………………………………………...16

Глава 2. Статистический анализ показателей ОАО «ДОНАВИА»

2.1 Анализ динамики объемов работы ОАО «ДОНАВИА   …………….......20

2.2 Статистический анализ  финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ДОНАВИА» …………………………………………....26

Заключение          …………………………………………………………..34

Список используемой литературы …………………………………………....37

Приложения         ………………………………………………….…………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Авиакомпания  — термин, определяющий организацию, которая производит пассажирские или  грузовые воздушные перевозки. Наиболее известным примером авиакомпании в  России является Аэрофлот, который базируется в московском аэропорту Шереметьево. По итогам 2011 года компания ОАО «Аэрофлот» является крупнейшим авиаперевозчиком  в России как в сфере перевозок пассажиров, различных грузов и почты. «По ОКВЭД перевозка пассажиров и грузов воздушным путем входит в раздел IA «Транспорт и связь» группу 62 «Деятельность воздушного транспорта», вид 62.1 «Деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию», 62.2 «Деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию(включая чартерные рейсы», 63.11 «Транспортная обработка грузов». Вид деятельности 62.1 является для Аэрофлота основным, а 62.2 и 63.11 являются дополнительными видами деятельности»1.

Россия занимает огромную территорию и в этом случае роль авиационных перевозок очень важна. «Для начала стоит заметить, что авиационные перевозки грузов осуществляются очень быстро. Это очень важно, ведь бывают случаи, когда авиатранспорт является незаменимым ни одним другим средством перевозок. Быстро портящиеся товары, ценные вещи, драгоценности, лекарства нуждаются в скорой доставке к месту назначения, тянуть часы и минуты непозволительно и тогда на помощь приходят именно авиационные грузоперевозки. Вторым очень большим плюсом является возможность преодолевать любые географические препятствия. Горы, пустыни, моря и океаны, пропасти – все это для авиационных перевозок не помеха, в воздухе могут доставить легкое неудобство только воздушные ямы. Другие виды транспорта не могут конкурировать с самолетами в данном случае. Авиационные грузоперевозки позволяют перевозить самые разные товары, независимо от тяжести и габаритности. Огромные партии различных стройматериалов, медикаментов, металлоконструкций и прочего груза, не говоря уже о людях, легко погружается в транспортировочный самолет и также просто переправляется к точке назначения»2.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что  в настоящее время наша страна имеет огромную территорию. К тому же, Россия обладает труднодоступными районами, куда  кроме авиатранспорта не на чем добраться. Поэтому особое внимание уделяется анализу эффективности использования авиационных перевозок, а также результатам финансовой деятельности.

Целью данной курсовой работы является  освещение теоретических  основ деятельности воздушного транспорта, статистический анализ объемов работы и финансовой деятельности на примере предприятия      ОАО «ДОНАВИА».

Руководствуясь  этой целью необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть  теоретические и методологические  основы статистического изучения авиационных перевозок;

-  провести  разбиение совокупности на кластеры;

- исследовать  динамику перевозки пассажиров и перевозки грузов и почты на предприятии ОАО «ДОНАВИА»;

- осуществить  статистический анализ финансовой деятельности на примере ОАО «ДОНАВИА», как один из кластеров предприятий ОАО «Аэрофлот»;

- осуществить корреляционно-регрессионный анализ результотов финансовой деятельности предприятия ОАО «ДОНАВИА»;

- рассчитать  прогнозные значения по перевозке пассажиров;

Объектом исследования является основная  деятельность ОАО «Аэрофлот», а в частности ОАО «ДОНАВИА».

Предметом изучения выступает характеристика влияния  различных факторов на объем выручки предприятия авиационных перевозок.

Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе  рассматривается характеристика российской авиации, ее особенности, роль в экономике России; характеристика ОАО«Аэрофлот», разбиение ее дочерних предприятий на кластеры, характеристика ОАО «ДОНАВИА»; система показателей и методика исследований авиационного предприятия.

Вторая глава  содержит анализ основного вида деятельности ОАО «ДОНАВИА» в динамике, а так же его прогноз, анализ результатов деятельности предприятия.

В заключении сформулированы основные результаты проведенного исследования.

Для решения  поставленных задач применялись  пакеты Statistica 6.0 и Microsoft Excel.

Теоретической и методологической основой данной курсовой работы послужили труды  ученых по вопросам исследования и  применения статистических методов в анализе.

Информационной  базой являются официальные сайты  ОАО«Аэрофлот» и ОАО «ДОНАВИА».

В качестве статистического  инструментария использовались многомерные  методы корреляционного, регрессионного, факторного и кластерного анализа, аналитические показатели, а так же табличные и графические методы визуализации результатов исследований.

В приложении приведены  информационно-справочные материалы, иллюстрации и дополнительные расчеты.

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения деятельности воздушного транспорта на примере ОАО «Аэрофлот»

1.1  ОАО «Аэрофлот» как объект  статистического исследования

«ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» - крупнейшая российская авиакомпания, национальный авиаперевозчик. Основана 15 июля 1923 года, когда Совет труда и обороны РСФСР принял постановление «Oб организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Название «Аэрофлот» было закреплено за гражданской авиацией СССР 25 февраля 1932 года»3. Штаб-квартира находится в Москве.

«Аэрофлот» - член Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Базовый аэропорт авиакомпании — московский аэропорт Шереметьево (терминалы D, E, F). 1 мая 1922 года открылись полёты по первой международной авиалинии Москва—Кёнигсберг—Берлин. 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва—Нижний Новгород. В 1976 Аэрофлот стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 миллионов пассажиров. В основном Аэрофлот выполнял рейсы по Советскому Союзу, но маршрутная сеть компании охватывала 5 из 6 континентов: Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку.

В 1994 «Аэрофлот» был реорганизован в акционерное  общество и подвергся частичной  приватизации, 51 % акций осталось за государством. В 90-х авиакомпания по большей части занималась международными перевозками, но по мере того, как мелкие авиакомпании, отколовшиеся от «Аэрофлота», прекращали свою деятельность в регионах, «Аэрофлот» постепенно расширял свою внутрироссийскую маршрутную сеть.

«Аэрофлот»  является крупнейшим заказчиком SSJ и  крупнейшим оператором западной авиатехники в СНГ.

«Аэрофлот»  располагает самым крупным воздушным  флотом в СНГ, состоящим из 117 самолётов, 102 из которых используются, 14 простаивают  и 1 сдан в аренду. Заказан 51 новый самолёт. В январе 2007 все самолёты Ил-86 были выведены из эксплуатации.

Таблица 14

Флот авиакомпании

Самолёт

Количество

Число мест

Примечания

Airbus A319-100

8

124

 

Airbus A320-200

10

150

+3 заказаны

Airbus A321-200

7

185

+4 заказаны

Антонов Ан-24/26

6

52

3 самолёта простаивают

Boeing 767-300

11

350

+3 заказаны

Ильюшин Ил-62

7

186

Простаивают

Ильюшин Ил-86

12

350

Выведены из эксплуатации

Ильюшин Ил-96-300

6

300

+6 заказаны

SSJ-95

 

95

+30 заказаны

Туполев Ту-134

13

96

 

Туполев Ту-154

29

180

1 самолёт простаивает

Яковлев Як-40

2

32

 

Ильюшин Ил-76

2

Грузовой

 

ДС-10-30Ф

4

Грузовой

 

МД-11Ф

 

Грузовой

+4 заказаны


 

«Аэрофлот» - рекордсмен по количеству завоеванных премий «Крылья  России». Авиакомпания «Аэрофлот» занимает среди российских авиаперевозчиков первое место по международным перевозкам и второе по внутрироссийским после авиакомпании S7.

«Важную долю в доходах «Аэрофлота» занимают платежи иностранных авиакомпаний за пролёт их самолётов над территорией России. По словам заместителя генерального директора «Аэрофлота» по корпоративному и стратегическому развитию Сергея Харитонова, в год компания получает от них $110-120 млн. Платежи за пролёт поступают в бюджет «Аэрофлота» ещё с 70-х годов XX века и, как ожидается, могут быть отменены к 2013 в рамках вступления России в ВТО»5.

«Аэрофлот»  выполняет рейсы в 45 стран мира, в том числе шесть стран  СНГ, осуществляет посадки в 82 пунктах, из них 56 пунктов за рубежом, 8 пунктов  в странах СНГ и 23 пункта в России.

«Аэрофлот» располагает большой парковой зоной и большим количеством авиалайнеров. Благодаря тому, что авиакомпания занимается большим количеством пассажирских перевозок и грузоперевозок, помимо этого так же на их долю приходится большое количество чартерных рейсов. Все это помогает повысить пассажиропоток и получать дополнительные денежные средства и развиваться в дальнейшем.

В структуру ОАО «Аэрофлот» входит двенадцать дочерних предприятий, специализирующихся на перевозке пассажиров, почты и других грузов. Крупнейшие и наиболее значимые предприятия компании ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы», ООО «Оренбургские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Россия», ЗАО «АэроМаш»-Авиационная безопасность», ЗАО «Джеталлианс Восток» , ЗАО «Аэромар»,  ЗАО «Аэроферст», ООО «Аэрофлот-Финанс», ОАО « ДОНАВИА», ЗАО «Аэрофлот-Карго», ООО «Аэрофлот-Рига» и ЗАО «Шеротель».

Разобьем группу дочерних предприятий  ОАО «Аэрофлот» на однородные для понимания кластеры. Для этого используем кластерный анализ, целью которого является образование групп, схожих  между собой объектов. В отличии от традиционных группировок кластерный анализ приводит к разбиению на группы с учетом всех группировочных признаков одновременно. В этом заключается достоинство данного анализа. Однако кластерный анализ имеет свои недостатки. В частности, количество кластеров зависит от выбираемых критериев разбиения. При сведении исходного массива данных к более компактному виду могут возникать определенные искажения, а так же могут теряться индивидуальные черты отдельных объектов за счет замены их характеристиками обобщенных значений параметров кластер. Все методы кластерного анализа можно разделить на две группы: иерархические (Евклидово расстояние, метод Варда и др.) и итеративные (метод к-средних, метод сгущений и др.).6

Иерархическая кластеризация заключается  в  разбиении крупных кластеров  на более мелкие, которые в свою очередь дробятся еще на более  мелкие. Результатом является древообразная  иерархическая структура.

Итеративные методы выявляют более высокую устойчивость по отношению к выбросам, включению незначимых переменных в набор. Однако в данной группе методов количество кластеров определяется самостоятельно.

Начнем непосредственно  анализ. Для начала, используя программу Statistika 6.0, проведем анализ  под названием описательные статистики. Это поможет нам определить средние значения, нижние и верхние границы значений изучаемых признаков, абсолютное значение измеренных значений от среднего, асимметрию ( А < 0 то это означает, что преобладают данные с большими значениями, а если А > 0, то больше данных с меньшими значениями, чем среднеарифметическое) и однородность изучаемой совокупности (коэффициент вариации).

Таблица 2

Описательные  статистики

Показатель

N набл.

Среднее

Медиана

Нижняя

Верхняя

Дисперс

Стд.откл.

Асим.

К.вар

Кол-во рейсов

12

9502,7

9935

7112,5

12162

16002236

4000,3

-0,1989

0,42096

Кол-во пассажиров (тыс.чел.)

12

600,92

685,75

316,6

898,05

142959

378,1

-0,3554

0,62921

Перевезено  почты (тонн)

12

1319,9

1239,55

1026

1703,6

138286

371,87

0,42753

0,28174

Пассажирооборот (млн. пассажир/км)

12

1216,8

1139,1

987,45

1436,7

148997

386

0,31246

0,31723

Эксплуатационный  тоннокилометраж (млн тоннокилометров)

12

106,34

107,6

86,35

124,95

1269

35,618

-0,0316

0,33494

Информация о работе Статистический анализ показателей деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот»