Статистический анализ показателей деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Авиакомпания — термин, определяющий организацию, которая производит пассажирские или грузовые воздушные перевозки. Наиболее известным примером авиакомпании в России является Аэрофлот, который базируется в московском аэропорту Шереметьево. По итогам 2011 года компания ОАО «Аэрофлот» является крупнейшим авиаперевозчиком в России как в сфере перевозок пассажиров, различных грузов и почты.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения деятельности воздушного
1.1 ОАО «Аэрофлот» как объект статистического исследования ………..…6
1.2 Методы статистического исследования показателей авиационных перевозок ………………………………………………………………...16
Глава 2. Статистический анализ показателей ОАО «ДОНАВИА»
2.1 Анализ динамики объемов работы ОАО «ДОНАВИА …………….......20
2.2 Статистический анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ДОНАВИА» …………………………………………....26
Заключение …………………………………………………………..34
Список используемой литературы …………………………………………....37
Приложения ………………………………………………….…………….39

Файлы: 1 файл

Касаткина.doc

— 2.28 Мб (Скачать файл)

Таблица 6

Объем работ  ОАО «ДОНАВИА» за 2007-2011 гг

Года

Перевезено

Темпы роста,%

Кол-во пассажиров (тыс. чел.)

Почты и грузов (тонн)

Базисный

Цепной

Кол-во пассажиров (тыс. чел.)

Почты и грузов (тонн)

Кол-во пассажиров (тыс. чел.)

Почты и грузов (тонн)

2007

863,2

1972,2

100

100

100

100

2008

1314,4

2442,1

152,27

123,83

152,27

123,83

2009

1213,1

1802

140,54

91,37

92,29

73,79

2010

1386

2177,3

160,57

110,40

114,25

120,83

2011

864,2

1630,9

100,12

82,69

62,35

74,90


 

 

        

Рис.4. Количество перевезенных пассажиров за 2007-2011 гг.

Так, количество перевезенных пассажиров в 2011 году было на 0,1 % меньше перевезенных пассажиров в 2007 году. Ели же проанализировать цепные показатели за период с 2007 года по 2011, то максимальное увеличение в количестве перевезенных пассажиров было в 2008 году, темп роста составил 152,3 % по отношению к 2007 году. Общий же прирост количества пассажиров в 2011 году  за период с 2007 по 2011 год увеличился и составил 1 тыс. чел. Кроме анализа перевезенных пассажиров, рассмотрим также количество перевезенной почты и грузов за 2007-2011 гг, где наблюдается примерно такая же тенденция.

Рис.5. Перевезенное количество почты и грузов за 2007- 2011 года.

Так, в 2011 году количество перевезенной почты и грузов уменьшился на 341,3 тонны по сравнению с 2007 годом. Соответственно темп роста составил 82,7%.  Сравнивая ежегодное изменение объема, наибольший прирост произошел также в 2008 году относительно 2007 года. Количество перевезенного груза и почты увеличился на 469,9 тонны или на 23,8%. В среднем за период с 2007-2011 г. ежегодно темп роста перевезенной почты и грузов составлял 95,3%.

Далее проведем анализ динамики перевезенного количества пассажиров поквартально с 2007 года.

В среднем за период с 1 квартала 2007 года по 3 квартал 2012 ежеквартально темп роста количества пассажиров составил 104,4%.

Анализируя  каждый квартал по отдельности, можно  сказать, что наибольший прирост в 1 квартале был в 2012 году. Так, количество перевезенных пассажиров увеличилось на 96,4 % или 118,4  тыс. чел. относительно 1 квартала 2011 года. Наибольший прирост во 2 квартале так относится к 2008 году и составляет 190 тыс. чел. или 110,5%. Максимальное увеличение количества перевезенных пассажиров в 3 квартале наблюдается также в 2008 году. Так, количество перевезенных пассажиров увеличился на  200,4 тыс.чел., темп роста составил 164,6%  по сравнению с 3 кварталом 2007 года. В 4 квартале наибольший прирост наблюдается в 2009 году. Количество перевезенных пассажиров увеличилось на 259 тыс.чел. или на 11,0% относительно 4 кварталу 2008 года. 

Рис. 6. Темпы  роста по кварталам за 2007-2012 гг14.

Сравнивая же данные по кварталам за 2007-2012 год, можно отметить, что наибольшее изменение количества пассажиров было в 2 квартале 2008 года по отношению к 2 кварталу 2007 года. Это увеличение составило 210,47% тыс. чел. Соответственно темп роста составил 110,47%.  Так же значительное увеличение количества пассажиров наблюдается в 1 квартале 2012 года.

Определим основную тенденцию изменения количества перевезенных пассажиров на предприятии ОАО «ДОНАВИА»

Рис.7. Тенденция изменения  количества перевезенных пассажиров по кварталам за 2007-2012 гг15.

На основании  этого графика присутствие тренда прослеживается нечетко, а именно амплитуда  квартальных колебаний наблюдается  постоянно. Поэтому, нужно выяснить, существует ли вообще тенденция в исследуемом процессе.

Основной подход к выявлению  тренда основан на статистической проверке гипотезы о случайности ряда.

Выдвигается гипотеза об отсутствии тренда. Поскольку, t набл < t крит, то выдвинутая гипотеза об отсутствии тренда отвергается. Однако, как видно на графике присутствие тренда прослеживается нечетко, поэтому для более четкого проявления тенденции развития будем использовать методы сглаживания. Поскольку используем квартальные показатели по перевозке пассажиров, а это короткие промежутки времени, то для наглядного представления тренда применим метод укрупнения интервалов.16

Рис. 8. Тенденция  изменения количества перевезенных пассажиров методом укрупнения интервалов17

На основании  этого графика, можно предположить, что вероятнее всего тренд  имеет вид полинома 3 степени так  как коэффициент детерминации равен 81,4%, однако из-за сложности его интерпретации применим к квартальным данным метод скользящей средней, который позволит сгладить  как случайные, так и периодические колебания и более точно выявить тенденцию в изменении количества перевезенных пассажиров. Длину интервала возьмем равной 418.

Рис.9. Тенденция  изменения количества перевезенных пассажиров  методом «скользящей средней»19

Как видно из графика, вероятнее всего тренд  имеет вид полинома 2 степени, поскольку коэффициент детерминации равен 58,6%. Чтобы охарактеризовать основную тенденцию динамики перевезенного количества пассажиров найдем уравнение тренда с помощью метода аналитического выравнивания. Рассчитав параметры, получим уравнение тренда

у  = 238,4+19,76t - 1,115t2

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Прогнозные  значения количества пассажиров, тыс. чел.

4 кв 2012

315,0

1 кв 2013

306,8

2 кв 2013

296,5

3 кв 2013

283,9

4 кв 2013

269,1

1 кв 2014

252,1

2 кв 2014

232,8

3 кв 2014

211,3

4 кв 2014

187,6


Далее необходимо проанализировать выбранную модель с точки зрения ее адекватности реальным тенденциям исследуемого временного ряда через оценку надежности полученного уравнения по F-критерию Фишера, а также проверить значимость параметров уравнения с помощью критерия Стьюдента. В данном случае программа показала, что и уравнение в целом, и все параметры уравнения в целом статистически значимы.

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сказать, что количество перевезенных пассажиров в 1 квартале 2013 года будет равен 306,8 тыс. чел., что на 65,6 тыс.чел. больше, чем в 1 квартале 2012г., во 2 квартале 296,5 тыс. чел., что на 71,4 тыс. чел.   больше, чем во 2 квартале 2012г., в 3 квартале 283,9 тыс. чел., что на 17,3 тыс.чел. больше, чем в 3 квартале 2012г, и в 4 квартале 269,12 тыс. чел., что на 45,88 тыс.чел. меньше, чем в 4 квартале 2012г.

2.2 Статистический  анализ  финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ДОНАВИА»

Реализация  готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия.

Выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненную работу или оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий. Таким образом, анализ выручки от продаж является одним из  важнейших  этапов оценки  финансовой деятельности предприятия.

Прежде всего, рассмотрим динамику изменения выручки от продаж за последние 5 лет.

Таблица 8

Динамика выручки  от продаж ОАО «ДОНАВИА» за 2007-2011г.

Год

Выручка от продаж, тыс.руб.

Абсолютный  прирост, тыс.руб

Темп роста,%

Темп прироста,%

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

2007

4236329

-

-

100

100

-

-

2008

7207817

2971488

2971488

170,143

170,143

70,143

70,143

2009

6071549

-1136268

1835220

84,23562

143,321

-15,764

43,321

2010

7051493

979944

2815164

116,1399

166,4529

16,1399

66,4529

2011

6095800

-955693

1859471

86,44694

143,8935

-13,553

43,8935


За 2007-2011г. динамика выручки от продаж в целом положительна, что говорит об успешной работе предприятия. Анализируя изменения, видно, что на предприятии прослеживается тенденция то повышения объем выручки от продаж, то понижение. Так, в 2008 году отмечается наибольший прирост выручки. Он составил 70,14% или 2 971 488 тыс. руб. Положительное динамика нарушается в 2009 году, что объясняется кризисным положением в стране в 2008 году. Выручка от продаж уменьшилась на 1 136 268 тыс.руб. относительно 2008 года. Соответственно темп снижения составил 15,76%.  В среднем, за период с 2007 по 2011 год ежегодно темп роста выручки от продаж составил 9,5%.

Важной составляющей статистического изучения выручки от продаж является корреляционно – регрессионный анализ, целью которого является оценка функциональной зависимости результативного показателя  от факторных признаков, в качестве которых будут выступать: себестоимость продаж (тыс.руб.),количество пассажиров (тыс. чел.), коммерческие расходы (тыс.руб.), управленческие расходы (тыс.руб.), прочие доходы (тыс.руб.).

Первоначально проверим исходные данные на нормальный закон распределения с помощью  критерия Колмогорова-Смирнова.

Таблица 9

Критерий нормальности

Критерии нормальности

 

N

макс.D

К.-С.

Выручка от продаж, тыс.руб.

22

0,126473

p > .20

Кол-во пассажиров тыс. чел

22

0,135568

p > .20

Себестоимость продаж, тыс.руб.

22

0,106595

p > .20

Коммерческие  расходы, тыс.руб.

22

0,400262

p < ,01

Управленческие  расходы,тыс.руб.

22

0,192798

p > .20

Прочие  доходы, тыс.руб.

22

0,258539

p < ,10


Анализируя  полученные результаты статистики D , можно с 80% уверенностью сказать, что все переменные имеют нормальный закон распределения, кроме переменной коммерческие расходы. Статистика D значима при р<0.01 и поэтому исключим данную переменную из дальнейшего анализа.

Важным условием для проведения корреляционно-регрессионного анализа является отсутствие мультиколлинеарности, под которой понимается тесная зависимость между факторными признаками, включенными в модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1020

Матрица парных коэффициентов корреляции

Корреляции 

 

Выручка от продаж, тыс.руб.

Кол-во пассажиров тыс. чел.

Себестоимость продаж, тыс.руб.

Управленческие  расходы,тыс.руб.

Прочие  доходы, тыс.руб.

Выручка от продаж, тыс.руб.

1,00

0,34

0,71

-0,44

0,32

Кол-во пассажиров тыс. чел.

0,34

1,00

0,37

-0,12

-0,21

Себестоимость продаж, тыс.руб.

0,71

0,37

1,00

-0,74

-0,46

Управленческие  расходы,тыс.руб.

-0,44

-0,12

-0,74

1,00

0,59

Прочие  доходы, тыс.руб.

0,32

-0,21

-0,46

0,59

1,00

Информация о работе Статистический анализ показателей деятельности авиакомпании ОАО «Аэрофлот»