Статистический анализ экономической ситуации в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы.
Основная цель курсовой работы – по статистическим данным сформировать анализ социально-экономического развития Республики Тыва.
Исходя из поставленной цели был определен круг задач:
1. Определение методологических подходов классификации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития;
2. Выявление особенностей развития республики, повлиявших на ее промышленное производство как слаборазвитого региона по сравнению с отдельными регионами Сибирского Федерального округа и Российской Федерацией в целом;

Содержание работы

Введение………………………………………………………..стр.3
Глава I. Типология регионов Российской Федерации по условиям вхождения в рыночную экономику……………………………………….стр.6
1.1.Теоретические аспекты статистического анализа экономической ситуации в регионе……………………………………………стр.6
1.2. Методологические подходы классификации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития………………стр.8
1.3. Современные типологические особенности слаборазвитых регионов Российской Федерации………………………………………..стр.9
1.4. Особенности развития Республики Тыва как слаборазвитого региона Российской Федерации………………………………………..стр.12
Глава II. Экономическая оценка потенциала Республики Тыва..стр14
2.1. Оценка природно-ресурсного и экономического потенциала Республики Тыва………………………………………………………………стр.16
2.2. Социальный потенциал Республики Тыва…………………стр.17
Глава III. Основные направления социально-экономического развития Республики Тыва………………………………………………..стр.19
3.1. Концепция развития региона в долгосрочной перспективе….стр.19
3.2. Перспективы развития малого предпринимательства в Республике Тыва……………………………………………………………….стр.23
Заключение………………………………………………………..стр.27
Список использованной литературы…………………………….стр.29

Файлы: 1 файл

курсовая стат анализ 3.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Напряженность на рынке труда (нагрузка на 1 вакансию) по Республике Тыва возросла с 7,7 (в 1992г.) до 37 человек (в июле 2005г.). Наибольшего значения этот коэффициент достиг в 1996г. – 366,5 человек на 1 заявленную вакансию. При этом уровень официально зарегистрированной безработицы в Тыве намного меньше реальной, за январь-июнь 2005 года на учете по безработице в тывинском департаменте федеральной службы занятости было зарегистрировано 12,9 тыс. человек, однако за этот же период трудоустроились 3,9 тыс. человек, почти одна треть. В 2005 году основная доля безработных приходилась на жителей села – 10,2 тыс. человек (80%). Это свидетельствует о том, что в сельском хозяйстве острый дефицит рабочих мест, и нет тенденции к созданию новых.

Демографическая ситуация в 1991-2004гг., несмотря на сохраняющиеся процессы сокращения рождаемости и роста смертности населения и миграционный отток, характеризовалась положительным естественным приростом (2 человека на 1000 населения). В Тыве самая короткая продолжительность жизни: в целом – 55 лет, женщин – 61,9 года, 48,8 - среди сельского населения. По сравнению с 1989 годом население республики постарело, средний возраст жителей составил 28,5 лет.

Низкий уровень жизни ухудшили состояние здоровья населения Тывы. В республике высокая заболеваемость туберкулезом (220,5 человек на 100 тыс. населения), среди районов республики наиболее неблагоприятная картина по этим заболеваниям сложилась в Тоджинском (отнесен к Крайнему Северу), Улуг-Хемском и Барун-Хемчикском районах, где заболеваемость в 1,5-1,8 раза выше, чем в среднем по республике, а также крайне высок уровень общей болезненности (1039,3 больных на 100 тыс. населения против 271,1 человека в среднем по России).

Вместе с тем, Тыва обладает достаточным потенциалом и способностью повысить уровень социального развития. Среди основных преимуществ можно выделить значительный сырьевой, культурный потенциал с точки зрения инвестиционной привлекательности. Базой для привлечения инвестиций и расширения внешнеторгового оборота могут стать проекты, связанные с горнодобывающей, лесоперерабатывающей промышленностью, переработкой продукции сельского хозяйства, производством строительных материалов, лечебно-оздоровительным и туристическим комплексом.

 

 

 

Глава III.  Основные направления социально-экономического развития Республики Тыва.

3.1. Концепция развития  региона в долгосрочной перспективе.

Представим на базе проведенного в предыдущих главах анализа основных экономических проблем республики Концепцию ее развития на долгосрочную перспективу.

Основная цель Концепции направлена на решение проблемы самодостаточности региона, то есть способности республики самостоятельно выполнять набор функций, определенный ее статусом. Вместе с тем, не менее важным является создание социально-экономического потенциала с гибким механизмом регулирования, обеспечивающего возможность саморазвития региона в условиях рыночных отношений.

При разработке концепции развития региона необходимо было учесть некоторые особенности республики, среди которых следует отметить следующие:

1) целевая региональная  ориентация республики, как аграрно-промышленного  региона с высокой долей добывающего сектора;

2) отсутствие экономической  политики Федерального Центра  и местных властей, федеральных  и местных финансовых ресурсов, а также низкая результативность  региональной политики с точки  зрения форм воздействия на  экономику региона

3) незначительное бюджетное  самообеспечение региона;

4) форма прямой государственной  поддержки развития региона через  бюджетное субсидирование региона;

5) развитие региона происходит  в условиях низкой интеграции  в межрегиональные экономические отношения других субъектов Федерации;

6) низкий уровень инвестиционной  привлекательности региона.

Разработка Концепции развития Республики Тыва исходит из возможностей развития имеющегося природно-ресурсного и промышленного потенциала на долгосрочную перспективу. Необходимость выработки сценариев развития в обобщенном виде определяются следующим образом:

1. Реализация оптимистичного сценария, характеризующийся значительным ежегодным превышением уровней краткосрочных и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущих лет,  которое будет достигнуто через рост имеющихся, либо создание новых наиболее перспективных направлений. Такой сценарий может быть реализован, как правило, в динамично развивающихся отраслях, имеющих большой потенциал, однако учитывающий значительные капитальные вложения в развитие имеющейся инфраструктуры.

В долгосрочной перспективе при реализации оптимистичного сценария Концепции приоритет должен отдаваться крупным стратегическим проектам как:

- развитие транспортной инфраструктуры республики и, прежде всего, строительство железной дороги Курагино – Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождения коксующихся углей, а также строительство и ввод в эксплуатацию прилегающих автомобильных дорог);

- как результат развития транспортной инфраструктуры одновременное освоение крупных месторождений полезных ископаемых регионального и общероссийского значения: разработка свинцово-цинкового Кызыл-Таштыгского месторождения, Улуг-Танзекского месторождения тантала и ниобия, Кара-Сугского месторождения флюорит-барит-сидеритовых руд, Тарданского месторождении рудного золота (Карта-схема 1);

- развитие инженерной  инфраструктуры населенных пунктов  республики (систем водо- и теплоснабжения, водоотведения, очистных сооружений, местных линий электропередач).

 

 

Карта-схема 1.

 

Первичный эффект для государства от реализации проекта строительства железной дороги Курагино-Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождения коксующихся углей состоит в кардинальном повышении уровня инвестиционной привлекательности республики и, как следствие, возможности реализовать права на их разработку инвесторами, с получением соответствующих дополнительных доходов в федеральный бюджет.

Вторичным бюджетным эффектом будут являться налоговые платежи, уплачиваемые в соответствии с законодательством в федеральный и региональный бюджеты при разработке этих месторождений.

Социальная значимость Проекта для населения республики, учитывая системный эффект его инфраструктурной составляющей, имеет весьма значимую эффективность. Помимо преодоления депрессивности и дотационности, существенно возрастет занятость (по данным Госкомстата в 2004 г. она составляла в Республике Тыва 47,8%), а, следовательно, уменьшится безработица, создающая социальную напряженность и увеличивающая криминогенность. Только угольный проект принесет более 3 тыс. рабочих мест, эксплуатация железной дороги более 2,5 тыс. рабочих мест. С учетом других проектов, реализация которых станет возможна после ввода в действие железной дороги, потенциальное число новых постоянных рабочих мест составит более 10 тыс. человек. Из них в промышленных отраслях около 8 тыс. человек.

Как показывают расчеты ЗАО «Объединенная Промышленная Корпорация» совместно с Правительством Республики Тыва, реализующие проект освоения Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна, проект строительства железной дороги в совокупности с освоением минерально-сырьевого комплекса Республики Тыва имеет высокие показатели бюджетной эффективности (Табл. 2). Расчет бюджетной эффективности строительства железной дороги произведен в увязке с освоением Элегестского угольного месторождения, как наиболее подготовленным к реализации инвестиционным проектом минерально-сырьевого комплекса Республики Тыва.

Таблица 2

Налоговые поступления в бюджет Российской Федерации и консолидированный бюджет республики Тыва (млн. руб.)3

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013-2015

Налоговые поступления в федеральный бюджет

  23,564

116,408

   260,361

260,164

240,164                         

260,164

   1326, 621

2002, 903

Налоговые поступления в консолидированный бюджет республики

  63,441

     274,455

    676,291

670,797

688,214

665,734

   3372, 062

5024, 960


С 2015 года ежегодные налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Тыва от реализации проекта строительства железной дороги в увязке с освоением Элегестского месторождения составят - 5,024 млрд. руб., что в 5,9 раза больше собственных доходов республики в 2005 году. Всего налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Тыва за период с 2006 по 2015 составят около 21,47 млрд.руб. С выходом предприятия на проектную мощность налоговые поступления в федеральный бюджет с 2015 года составят более 2 млрд. руб. ежегодно. Таким образом, к 2015 году уровень обеспеченности бюджета Республики Тыва собственными доходами возрастет с 20% в 2005 году до 100%, то есть его дотационность будет исключена.

3.2. Перспективы развития малого предпринимательства в Республике Тыва.

Ограниченный рост развития промышленности и освоения природных ресурсов, а в некоторых случаях сокращением уровня производства, прежде всего, в неэффективных секторах хозяйственного комплекса региона характеризуют менее оптимистичный сценарий развития республики. В целом, для такого сценария характерно установление целей, скорректированного с учетом инфляции от достигнутого уровня предыдущих лет.

Основными причинами развития такого сценария является ограниченность собственных ресурсов региона, а также низкий уровень инвестиционного потенциала для привлечения дополнительных инвестиций, вызванный высокими рисками реализации проектов на территории республики и незначительный уровень конкурентных преимуществ основных отраслей промышленности.

  Реализация менее оптимистичного сценария предполагает значительно меньшие капитальные вложения в развитие функционирующих отраслей промышленности и создание новых направлений, способных ускорить рост экономики республики. Основными источниками инвестиций останутся ресурсы федерального центра, а также незначительные собственные доходы региона, привлеченные же ресурсы, не смогут кардинально изменить положение республики.

И именно в такой ситуации, при реализации менее оптимистичного сценария, наиболее остро будет ощущаться потребность в быстроокупаемых высокоэффективных проектах (строительство кожевенной и кондитерской фабрик, спиртзавода и ряда других), имеющими цель в относительно короткие сроки  наполнения бюджета республики и создания собственного инвестиционного потенциала. Основными направлениями реализации этого сценария в целях повышения эффективности в различных секторах экономики региона может стать организация быстроокупаемых инвестиционных  проектов в различных отраслях республики.

Природно-климатические условия Тывы предопределили развитие   многих видов  туризма  - приключенческого  и  экстремального, охотничьего  и  рыболовного, оздоровительного  и  экскурсионного. Экономический потенциал позволяет развивать такие услуги, как  лечебный  туризм,     религиозные  туры, этнокультурный  и  экологический  туризм,  обслуживание транзитных туристов,  следующих  в  Монголию  и Китай.

Необходимость освоения туристских ресурсов  республики требует новых подходов, направленных на обеспечение экономической целесообразности функционирования объектов и не нарушающих экологическое равновесие,  сводящих к минимуму вред, наносимый окружающей среде и культурным ценностям. Этим определяется актуальность основных направлений по созданию так называемой «Перспективной схемы размещения туристских объектов», которое включало бы в себя также формирование типологии туристских объектов  и разработке их основных  моделей,  наиболее перспективных для первоочередного освоения с учетом климатических условий Тывы, рекреационного потенциала и нагрузки, посещаемости туристами.

Реализацию «Перспективной схемы» следует  проводить одновременно с ландшафтным проектированием во всех природных парках, а также необходим мониторинг рекреационной нагрузки наиболее перспективных с экономической точки зрения туристских объектов на территории республики, одним из которых является биосферный заповедник «Убсунурская котловина».

Развитие этих направлений в республике должно рассматриваться как один из главных источников быстрого экономического роста. Став ведущей отраслью экономики региона, рекреационный сектор должен эффективно использовать природный и культурно-исторический потенциал, что могло бы создать дополнительные рабочие места не только в рекреационном секторе экономики, но и в сопряженных с ним отраслях торговли и общественного питания, гостиничного хозяйства, в связи и на транспорте.

Особую роль в повышении уровня экономического положения должно стать развитии внешнеэкономической деятельности региона с другими странами, в том числе с Монголией. Интенсивный рост черной металлургии в Китае и Индии, нехватка коксового сырья для корейских металлургических компаний при наличии значительных запасов коксующихся углей высокого качества на территории Республики Тыва, а также  возможность совместной разработки месторождений цветных и драгоценных металлов создают предпосылки долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с этими странами в области горнодобывающей промышленности.

Придание двухстороннему автомобильному пункту пропуска «Хандагайты» на тывинском участке российско-монгольской государственной границы статус многостороннего позволит осуществлять прямые поставки сырьевых товаров и готовой продукции из Сибири в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также даст импульс развитию туризма. 

Следует отметить, что в независимости от сценария Концепции развития республики, одним из важных направлений должно стать развитие малого бизнеса, особенно в сельской местности как решение проблем занятости и обеспечения населения продуктами питания (организация производства рыбы в вакуумной упаковке, освоение выпуска новой продукции из ценного меха пушных зверей; организация производства по переработке йодированной соли, возрождение и развитие народно-художественных промыслов и сувениров и др.).

Информация о работе Статистический анализ экономической ситуации в регионе