Статистический анализ экономической ситуации в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы.
Основная цель курсовой работы – по статистическим данным сформировать анализ социально-экономического развития Республики Тыва.
Исходя из поставленной цели был определен круг задач:
1. Определение методологических подходов классификации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития;
2. Выявление особенностей развития республики, повлиявших на ее промышленное производство как слаборазвитого региона по сравнению с отдельными регионами Сибирского Федерального округа и Российской Федерацией в целом;

Содержание работы

Введение………………………………………………………..стр.3
Глава I. Типология регионов Российской Федерации по условиям вхождения в рыночную экономику……………………………………….стр.6
1.1.Теоретические аспекты статистического анализа экономической ситуации в регионе……………………………………………стр.6
1.2. Методологические подходы классификации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития………………стр.8
1.3. Современные типологические особенности слаборазвитых регионов Российской Федерации………………………………………..стр.9
1.4. Особенности развития Республики Тыва как слаборазвитого региона Российской Федерации………………………………………..стр.12
Глава II. Экономическая оценка потенциала Республики Тыва..стр14
2.1. Оценка природно-ресурсного и экономического потенциала Республики Тыва………………………………………………………………стр.16
2.2. Социальный потенциал Республики Тыва…………………стр.17
Глава III. Основные направления социально-экономического развития Республики Тыва………………………………………………..стр.19
3.1. Концепция развития региона в долгосрочной перспективе….стр.19
3.2. Перспективы развития малого предпринимательства в Республике Тыва……………………………………………………………….стр.23
Заключение………………………………………………………..стр.27
Список использованной литературы…………………………….стр.29

Файлы: 1 файл

курсовая стат анализ 3.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

экологические: природоопасные, особо охраняемые заповедники;

2)  по степени остроты (кризисности) важнейших проблем  на основе системы индикаторов: нормальная, предкризис 1 (начальный), предкризис 2 (развивающийся), предкризис 3 (критический), кризис 1 (нестабильный), кризис 2 (угрожающий), кризис 3 (чрезвычайный);

3)  по типу регионального  развития: асимметричное (или дисгармоничное) и симметричное (или гармоничное), а также по видам региональной асимметрии:   социальная, социально-экономическая, экономическая;

4)  по сложившейся социально-экономической ситуации (СЭС):  регионы с относительно благополучной СЭС, с удовлетворительной СЭС, с неустойчивой СЭС, депрессивные (критические) регионы;

5) по динамике частных  индикаторов:

- регионы с уровнем  индикатора выше значения среднего  уровня и в базисном и в наблюдаемом году;

- регионы с уровнем  индикатора в базисном году  выше среднего, а в наблюдаемом  году - ниже;

-  регионы с уровнем  индикатора в базисном году  ниже среднего, в наблюдаемом - превышает;

- регионы с уровнем  индикатора и в базисном, и в наблюдаемом году ниже значения среднего уровня;

6)  по уровню социально-экономического  развития (СЭР): регионы с высоким, выше среднего, средним, ниже среднего, низким, очень низким уровнем СЭР;

7)  по уровню жизни  населения: регионы с наиболее высоким уровнем жизни, высоким, относительно высоким, с уровнем жизни выше среднего, со средним уровнем, с уровнем ниже среднего, относительно низким уровнем, низким, наиболее низким уровнем жизни;

8)  по степени необходимости  поддержки со стороны федеральных органов: регионы-доноры, нуждающиеся, особо нуждающиеся и др.

Рассмотрение вышеперечисленных вариантов построения группировок и типологий регионов позволило установить, что все они различаются способом их проведения - на основе частных индикативных показателей и  их сочетаний; обобщающих индикативных показателей; интегральных показателей.

Сложившаяся в настоящий период дифференциация уровней развития  и текущего социально-экономического положения российских регионов в существенной мере явилось следствием резких различий между субъектами РФ в динамике изменения за годы реформ объемов общественного производства, капиталообразующих инвестиций и уровня жизни населения.

Проведенный межрегиональный анализ широкого круга процессов социально-экономической жизни регионов Российской Федерации, описываемых многочисленными индикаторами, разносторонне характеризующих региональную специфику воспроизводственного процесса и социальной обстановки позволил выявить группу регионов, имеющих наихудшие значения по стране.

По валовому региональному продукту на душу населения группу регионов с величиной показателя менее 50% по сравнению со средним по стране составили территории с наименьшим уровнем развития экономики (Табл. 1).

Таблица 1.

Валовой региональный продукт регионов Российской Федерации на душу население (тыс. рублей)1

 

Регион                          Российской Федерации

1998

2000

2002

2004

 Место, занимаемое  в РФ                     в 2004 году

Российская Федерация

16 545,60

42 731,20

65 248,70

102 005,10

 

Брянская область

8 206,30

18 648,30

28 880,20

40 705,50

70

Республика Калмыкия

5 519,20

28 004,80

31 798,10

39 094,60

71

Ивановская область

7 325,20

15 225,00

24 863,30

38 581,60

72

Республика Северная Осетия-Алания

6 045,10

14 393,20

24 997,00

35 885,40

73

Кабардино-Балкарская Республика

7 278,10

17 800,50

26 288,60

35 709,20

74

Карачаево-Черкесская Республика

6 457,00

13 006,40

23 974,10

33 218,30

75

Республика Тыва

6 025,40

11 894,90

21 999,90

31 809,30

76

Республика Адыгея

7 514,00

13 310,20

18 617,50

29 897,30

77

Республика Дагестан

3 595,30

8 577,80

16 461,50

29 129,30

78

Республика Ингушетия

3 625,40

14 827,80

8 016,40

12 582,90

79


 

    1. Особенности развития Республики Тыва как слаборазвитого региона Российской Федерации.

Как показывают расчеты показатель ВРП на душу населения как в 1998г., так и в 2004г. в Республике Ингушетия, занимающей последнюю строку, составлял 12,3% от среднего по стране. Значение ВРП в Республике Тыва в 2004г. было в 3,2 раза меньше среднего по России, а в 1998г. – в 2,7 раза. Значительное отставание данного показателя в этом периоде по указанной выборке регионов характерно большинству из них, за исключением территорий с достаточно высоким уровнем накопленного экономического потенциала, значительной долей промышленного производства в структуре хозяйства и относительно высоким уровнем квалификации местных трудовых ресурсов, которые в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей попали в глубокий и устойчивый экономический кризис, к которым относятся Ивановская и Брянская области.

Территории с особыми аномалиями социально-экономического развития принято называть проблемными регионами, власти которых самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой потенциал и поэтому требуют активной поддержки со стороны государства. Их по общепринятым классификациям подразделяют на депрессивные и слаборазвитые (отсталые). С народнохозяйственной точки зрения данный тип проблемных регионов является наиболее сложным для реализации их конкурентных преимуществ в системе территориального разделения  труда и обеспечения на этой основе их устойчивого экономического развития.

Слаборазвитый регион, как правило, имеет ключевые факторы, к которым относятся:

- значительное отставание  от большинства регионов страны  по уровню накопленного производственного  потенциала и уровню развития отраслей социальной сферы;

- общая неразвитость хозяйственной  структуры региона, низкий уровень  диверсификации с преобладанием  сырьевых отраслей промышленности  и сельского производства;

- крайняя неразвитость  всех основных типов региональных рынков;

- относительно слабая  инфраструктурная  и особенно  транспортная освоенность территории.

Реализация имеющихся конкурентных преимуществ в Тыве требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства. Поэтому необходимы федеральные трансферты в региональные бюджеты на цели текущего потребления и реализации за счет федеральных средств инвестиционных проектов, имеющих ключевое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экономическая оценка потенциала Республики Тыва.

2.1. Оценка природно-ресурсного и экономического  потенциала Республики Тыва.

Оценка природно-ресурсного и экономического  потенциала республики показали, что при наличии разнообразного и эффективного природно-ресурсного потенциала,  экономика Тывы находится в кризисном состоянии. Особенности экономико-географического положения республики, отсутствие транспортировки сырья за пределы Тывы из-за неразвитости транспортной инфраструктуры - явились основными факторами преимущественного развития добывающих отраслей промышленности в регионе, ее ориентацией на внутренний рынок.

Неразвитость перерабатывающих отраслей отразилось не только в добывающей промышленности, но и в животноводческом секторе республике. Здесь отсутствует производство по переработке шерсти и кожевенного сырья. Деревообрабатывающая промышленность ограничивается выпуском пиломатериалов, а  мебельное производство базируется на использовании привозных плитных материалов. На привозные материалы ориентирована стройиндустрия.

Продолжавшееся в течение почти 10 лет падение производства, ухудшение финансового состояния предприятий, остановка крупных предприятий привели к резкому спаду промышленного производства.

Падение в отраслях материального производства отразилось на изменении отраслевой структуры промышленности.

За 1991-2004гг. произошли значительные сдвиги в пользу роста удельного веса цветной металлургии (с 5,9% до 32,9%), электроэнергетики (с 3,6 до 21%) в связи со стабильным поступательным развитием этих отраслей, а также значительным спадом в других отраслях промышленности. Возросла также доля топливной промышленности – с 6,1 до 10%. Снизился удельный вес пищевой - с 34 до 27,6%, лесной и деревообрабатывающей промышленности – с 10,9 до 2,2%, промышленности стройматериалов – с 14,9 до 2,7%, легкой – с 8,9 до 2,5%.

Межрегиональный обмен показывает сырьевую направленность развития республики: вывозилось 100% шерсти, 89,8% пушнины, 68,4% мехового сырья, 78,2% кожевенного сырья, 100% объемов добываемого хризотил-асбеста и 5% угля и лесоматериалов.

Ввозится, в основном, готовая продукция, причем наибольший удельный вес в структуре ввоза приходится на продукцию машиностроения (30%), нефтепродукты (10%), пищевое сырье (9%), стройматериалы и др. Из непродовольственных товаров в республику ввозятся ткани в полном объеме, головные уборы, теле- и радиоаппаратура (100%). Кроме того, ежегодно поставляется 660-700 млн. кВт/ч электроэнергии, что более чем в 19 раз превышает производимый в республике объем. Ввоз различной продукции в стоимостном выражении стабильно превышает вывоз в 4-5 раз

Анализ финансового положения предприятий основных отраслей экономики республики свидетельствует о неудовлетворительной работе большинства из них. В течение 1992-2000гг. доля убыточных предприятий региона оставалась стабильно высокой, достигая уровня в 52,9% и 85,5% соответственно. В 2004г. их удельный вес составил – 50,3%, соответственно, доля рентабельных предприятий – 49,7%. Сальдированный результат финансово-хозяйственной деятельности в 2004 году составил 208,0 млн. рублей убытка, в том числе убыток промышленности составил 76,3 млн. рублей.

К 2005г. Тыва стала отсталой аграрной республикой, потеряв за время реформ около 40% совокупной валовой промышленной продукции к уровню 1990 года.

В сельском хозяйстве за 1990-2004гг. произошло значительное ухудшение ситуации. Посевные площади сельскохозяйственных культур сократились со 159,3 до 35,3 тыс. га или более чем в 4,5 раза. В том числе зерновые – в 6,27 раза, посевная площадь под картофелем и овощебахчевым культурам – измелились незначительно.

За рассматриваемый период поголовье скота и птицы сократилось в 1,7 раза, производство молока – в 1,4 раза, яиц – более чем в 16 раз, шерсти в 2,5 раза.

 

2.2. Социальный потенциал республики.

Основной проблемой  республики является низкий уровень жизни населения. Среднедушевые показатели объема производства ВРП, объема инвестиций в основной капитал, объема внешнеторгового оборота и финансовой обеспеченности остаются существенно ниже среднероссийских показателей. Для республики характерна более высокая доля бедного населения по отношению к среднероссийскому уровню. Здесь низкая обеспеченность расходов региона собственным налоговым потенциалом.  

Сложная ситуация в сфере занятости населения региона стала основной причиной низкого уровня среднедушевых денежных доходов, в 1990 году составлявший  68,5% среднего по стране, в 2004году снизившись до 53% среднероссийского показателя, значительно уступая практически всем регионам Сибирского Федерального округа, лишь незначительно опережая Читинскую область и Усть-Ордынский автономный округ.

Рис. 1. Среднедушевые денежные доходы населения в регионах Сибирского Федерального округа в 1999-2004гг. 2

 

Уровень среднедушевых денежных доходов населения региона в июле 2005г. составил 57,7% к уровню 1990г.

Номинально начисленная среднемесячная заработная плата в течение всего периода значительно уступала среднероссийской и в 2005г. составляла 76,5% к средней по стране.

Спад в экономике региона привел в действие два фактора нарастания бедности: рост безработицы и снижение уровня оплаты труда. В сочетании с невысокими социальными пособиями это привело к расширению зоны бедности в республике. Проблема бедности населения Тывы сохраняет остроту в течение всего переходного периода. В 1999 г. в зону бедности попала почти 75% населения, худшие показатели имели только слаборазвитые национальные образования юга Восточной Сибири и депрессивная Читинская область. Благодаря некоторому оживлению производства в 2000-2004 годах, росту заработной платы и получению федеральной помощи для выплаты социальных пособий, республике удалось в 2004 г. снизить уровень бедности населения до 50%, в то же время доля крайне бедного населения с доходами ниже 50% прожиточного минимума остается высокой (в 2004г. - 47,5%).

Информация о работе Статистический анализ экономической ситуации в регионе