Статистический анализ функционирования здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения курсовой работы заключается во всестороннем изучении статистики здоровья населения и анализе системы здравоохранения.
Задачами выполнения курсовой являются:
- теоретическое исследование статистического изучения здоровья населения,
- анализ статистических показателей
- прогнозирование ситуации в области здравоохранения и разработка практических рекомендаций по её улучшению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Методологические основы статистики здравоохранения 5
1.1. Источники информации 5
1.2. Система показателей статистики здравоохранения 9
2. Статистический анализ функционирования здравоохранения в Самарской области 17
2.1. Анализ динамики показателей здравоохранения в Самарской области 17
2.2. Анализ территориальной дифференциации показателей здравоохранения в регионах РФ 33
2.3.Прогноз основных показателей здравоохранения в Самарской области 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Статистический анализ функционир.здравоохранения на примере Самарской области.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Следует также отметить, что в результате реализации программ Минздравсоцразвития РФ в период с 2008 по 2011 г. были достигнуты следующие положительные результаты по другим демографическим показателям: ожидаемая продолжительность жизни граждан Российской Федерации достигла в 2011 г. 70 лет; впервые за многие годы был обеспечен рост численности россиян до 143 млн человек; смертность от болезней кровообращения снизилась на 6,2%, от туберкулеза на – 7,4%, от ДТП – на 5,6%, от новообразований – на 1%. Также продолжает снижаться младенческая смертность, в 2011 г. этот показатель составил – 7,3 на 1 тыс. родившихся живыми, а в 23 регионах страны младенческая смертность сопоставима с уровнем стран ЕС (данные из доклада министра здравоохранения и социального развития «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2011 г. и задачах на 2012 г.»).

На рисунке 1 также показана величина ОКС – 11,0, которая принята за целевую в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Если ОКС будет снижаться по пунктирной линии, показанной на рисунке 1 (до уровня 11,0), то до 2020 г. будет спасено 2,5 млн жизней наших граждан. Однако для этого потребуется гораздо более интенсивное развитие системы здравоохранения и более существенное увеличение ее финансирования.

 

2.3.Прогноз основных показателей здравоохранения в Самарской области

 

Основной целью реализации стратегии развития здравоохранения Самарской области до 2030 года является стабилизация демографической ситуации, повышение ожидаемой продолжительности и качества жизни населения Самарской области на основе должной приверженности жителей к здоровому образу жизни и комплексной модернизации системы здравоохранения, обеспечивающей удовлетворяющую население качественную и доступную медицинскую помощь.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

1. Пропаганда здорового образа  жизни:

- создание и обеспечение функционирования  информационно-пропагандистской системы  профилактики социально значимых  заболеваний и формирования здорового  образа жизни;

- подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, разработка и внедрение образовательных программ для различных групп населения;

- создание системы мотивации  граждан к ответственности за  сохранение собственного здоровья и ведению здорового образа жизни посредством поддержки общественных инициатив и проведения массовых акций для населения;

- проведение научно обоснованных  мероприятий, направленных на снижение  распространенности управляемых  факторов риска, включая табакокурение и злоупотребление алкоголем;

- модернизация системы физического  воспитания различных категорий  и групп населения.

2. Оптимизация системы оказания  медицинской помощи:

- разработка порядков оказания  медицинской помощи по уровням, критериев обоснованности госпитализации и обоснованности пребывания больного в стационаре для снижения уровня круглосуточной стационарной помощи;

- устранение диспропорций в  качестве и доступности медицинской  помощи городскому и сельскому населению;

- формирование на основе анализа загруженности и востребованности научно обоснованной сети медицинских организаций области, отвечающей фактической потребности населения в необходимом объеме качественной и доступной медицинской помощи;

- внедрение в практику клинических протоколов, основанных на принципах доказательной медицины, с проведением мероприятий по созданию условий их совершенствования и актуализации, разработки/внедрения новых методов лечения.

3. Эффективная кадровая политика, непрерывное профессиональное развитие:

- создание возможности профессионального  роста и повышения компетентности в системе непрерывного медицинского образования, финансируемой в своей базовой части за счет средств тарифов на медицинские услуги;

- доступность информационных ресурсов справочного, методического и регламентирующего характера;

- соответствие условий труда  и рабочего места требованиям  нормативной базы в отношении безопасности;

- формирование системы долгосрочного  планирования подготовки кадров по уровню компетентности, требуемому количеству и структуре,  создание системы непрерывного образования и повышения квалификации медицинских кадров;

- создание системы целенаправленной  подготовки организаторов здравоохранения и руководителей медицинских организаций с периодической аттестацией и переподготовкой;

- создание системы симулирования  и мотивации руководителей здравоохранения, обеспечивающей соответствие требований к их профессиональной и личной компетентности уровню оплаты соответствующего специалиста на современном рынке труда;

- создание системы мотивации  медицинских работников к  постоянному повышению профессиональной и личной компетентности (дифференцированная система оплаты труда, аттестация по сумме набранных образовательных баллов);

- возможность использования телемедицины, профессионального общения, в том числе и с зарубежными коллегами;

- расширение вовлеченности персонала  в разработку и реализацию  инновационных проектов;

- развитие систем личного (творческого) развития персонала, программ лояльности, причастности.

4. Модернизация отраслевой системы оплаты труда:

- разработка и внедрение системы  мониторинга текущего уровня  производительности труда, результативности и эффективности работы системы здравоохранения и каждого ЛПУ по индикативным показателям, применение санкций за недостижение целевых индикаторов;

- законодательное закрепление  соответствия ежегодной коррекции  заработной платы в зависимости от достигнутых показателей производительности труда, результативности и эффективности работы ЛПУ и системы здравоохранения в целом;

- переход к созданию сбалансированной  системы оплаты труда в здравоохранении, устранение диспропорций в оплате различных категорий медицинских работников в соответствие с требуемым уровнем компетентности;

- создание системы стимулирования, ориентированной на достижение стратегических целей медицинских организаций и создание адекватной мотивации работников к качественному труду;

- поэтапное повышение средней  заработной платы врачей до  уровня 180-200% от средней заработной  платы по экономике, среднего медицинского персонала – до 130-150%.

5. Улучшение финансовой  обеспеченности  системы здравоохранения:

- ликвидация финансового дефицита  Программы государственных гарантий по сравнению с федеральными нормативами;

- финансовое обеспечение воспроизводства и развития системы с безубыточным уровнем тарифов на медицинскую помощь;

- оптимизация управления финансами: достижение соответствия общей  финансовой обеспеченности и  способов её реализации (порядок  и методы оплаты медицинской  помощи) технологическим процессам оказания медицинской помощи;

- выбор правовых механизмов  и экономически обоснованных  способов оценки необходимости  использования аутсорсинга в  деятельности государственных учреждений здравоохранения.

6. Улучшение материально-технического  обеспечения медицинских организаций:

- достижение и поддержание оптимального  уровня материально технического обеспечения (совокупность качественного состава оборудования, его количества и показателей использования) медицинских организаций;

- обеспечение информатизации медицинских организаций с использованием современных средств вычислительной техники и связи для достижения эффективности в управлении внутренними процессами.

Основным результатом реализации данных мероприятий должно стать формирование четкой структуры и эффективной системы управления здравоохранением, ориентированной на выполнение единой стратегической цели – достижение удовлетворенности пациента и заданного уровня социально-значимых показателей здоровья населения при максимальном качестве медицинской помощи в нормативных пределах объема медицинской помощи и финансового обеспечения.

В качестве основных индикаторов региональной политики в сфере здравоохранения до 2030 года можно выделить следующие.

1. Увеличение ожидаемой продолжительности  жизни населения не менее чем до 75 лет. (Рисунок 2).

Рис.2. Ожидаемая продолжительность жизни в Самарской области к 2030 году

2. Увеличение доли бюджетных  расходов на здравоохранение  до 4,6 % от ВРП.

3. Увеличение доступности медицинской  помощи населению Самарской области:

- очередность на плановое оперативное  лечение - не более 1,5 месяцев;

- очередность на амбулаторную  консультативно-диагностическую медицинскую помощь - не более 5 рабочих дней;

- очередность на плановую высокотехнологичную  медицинскую помощь - не более 6 месяцев, отсутствие очередности в случае необходимости срочной высокотехнологичной помощи.

4. Повышение удовлетворенности  населения качеством и доступностью медицинской помощи до 75%.

5. Повышение приверженности населения  к здоровому образу жизни и ответственности за собственное здоровье: снижение доли курильщиков среди взрослого населения до 18%, снижение потребления алкоголя до 6 литров/человека/год (в пересчете на чистый алкоголь).

6. Оснащенность медицинских организаций  оборудованием в соответствии с нормативами табелей оснащенности, рассчитанными исходя из требований оказания медицинской помощи на основе современных стандартов ее качества, не менее 95%.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из основных задач здравоохранения является создание равных условий для получения качественной медицинской помощи, вне зависимости от места проживания человека.

В докладе ВОЗ (2008) «Первичная медико-санитарная помощь: сегодня актуальнее, чем когда-либо» сказано: «Для того чтобы системы здравоохранения смогли сократить неравенство в уровне здоровья, необходимо выполнить одно непременное условие – обеспечить доступность услуг для всех…».

К сожалению, в настоящее время не все жители Самарской области находятся в равных условиях для получения медицинской помощи. Правительством области предпринимаются усилия для выравнивания ситуации, однако финансовых возможностей областного бюджета недостаточно для проведения масштабных преобразований, в первую очередь, в муниципальных учреждениях здравоохранения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андрианов В.Д. Россия, экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 2009. Т.1
  2. Анисимова Н. Поставлена задача: выжить : [об обсуждении кризиса в демогр. ситуации в Самар. обл. на коллегии обл. администрации с привлечением самар. ученых]/ Н. Анисимова   // Социальная газета. - 2002. - 29 июня.
  3. Анищин Г.Н. Справочник по регионам России. М. 2007.
  4. Башмачникова Е.В. Формирование сервисной концепции управления в регионе/ Е.В.Башмачникова// Регионология: Научнопублицистический журнал.- Саранск,2005.- Вып.2(51).- с.43-50.
  5. Бережная В.  Сколько нас в губернии? : [демогр.  ситуация в Самар. обл. по итогам Всерос. переписи]/ В. Бережная    // Самарская газета. - 2004. - 20 марта.-  С.2.
  6. Видяпин В.И. Экономическая география России. М. 2002.
  7. Воронин В.В. Трудоресурсный потенциал в условиях реструктуризации отраслей хозяйственного комплекса. Самара: изд-во Самарск. Гос. Эконом. Акад., 2000.
  8. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации. Самара: изд-во Самарск. Гос. Экон. Акад., 2007. Ч.1.
  9. Города Самарской области: стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос.  статистики по Самар. обл.; редкол. : Г.И. Чудилин (пред.) [и др.]. - Самара: Самарастат,2010. - 190 с.
  10. Доклад заместителя председателя Правительства Самарской области Г.Р. Хасаева «Об итогах социально-экономического развития Самарской области и оценке итогов развития за год. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2012-2020 годы».
  11. Женщины и мужчины России : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат). - М., 2012 : / Редкол.: К.Э. Лайкам (пред.) и др. - 219 с.
  12. Кокорев А.А. Социально-экономическая география стран СНГ. СПб. 2009.
  13. Кунин А.В., Ледова А.С. Экономико-социальные аспекты регионального развития в России. М. 2008.
  14. Миграция населения Самарской области в 2012 году :  [стат. сб.] / Ведер. служба гас. статистики, Территор. орг. федер. службы гос. статистики по Самар. обл. (Самарастат). - Самара: Самарастат, 2007. - 156 с.
  15. Население России в XX веке: Ист. очерки: в 3 т. / [Отв.  ред.]/ Рос. АН, Отд-ние истории, Науч. совет по ист. демографии и ист. географии, Ин-т рос. истории; отв. ред.    Б. В. Жиромская, Ю. А. Поляков - М.: Росспэн. – 2000. -
  16. Население России за 100 лет (1897-2007): Стат. сб./ Гос. ком. РФ по статистике; Редкол.: Ю. А. Юрков (пред.) и др. - М.: Моск. изд. дом, 2008. - 221с.: ил. - Библиогр.:  с. 216-221.
  17. Население СССР : По данным Всесоюз. переписи населения 1989 г. / Гос. ком. СССР по статистике. Информ.-изд. центр. - М.: Финансы и  статистика, 2000. - 45 с.
  18. Наш город: цифры и факты : [демограф. статистика по Самаре] // Самарская газета. - 2012. - 23 июня.-  С.3.
  19. Основные итоги микропереписи населения 2004 г. : Стат. сб./ Госкомстат  России. - М.: Госкомстат России,2005. - 103,(1) с.
  20. Районы Самарской области: стат. сб.  / Территор. орган федер. службы гос.  статистики по Самар. обл.; редкол.: Г.И. Чудилин (пред.) [и др.]. - Самара: Самарастат,   2010. - 366 с.
  21. Регионалистика: учебное пособие для вузов / Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терёшина Н.П. - М.: УМК МПС России, 2006
  22. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2012 г: Статистический сборник / Росстат. - М., 2012. - 662 с.
  23. Репинецкий А. И. Городское население Среднего  Поволжья в послевоенное двадцатилетие, 1945-1965 гг.: очерки демогр.  истории/ А.И. Репинецкий, М. А. Румянцева; Рос. АН, Ин-т  рос. истории, Поволж. фил. - Самара:  Науч.-техн. центр, 2005. - 261 с., [2]   л. ил.  -  Библиогр. в конце  разд..
  24. Рождаемость в Самарской области (по данным Всероссийской переписи на селения 2002 года): стат. сб./ Федер. служба гос. статистики, Территор. орг. федер. службы гос. статистики по Самар. обл. (Самарастат). - Самара: Самарастат, 2006. - 62 с.
  25. Фиалко А.   Бизнес обеспокоился проблемами демографии : [о соц. проекте "Территория  семьи" в Нефтегор. р-не, профинансир. ЗАО "СМАРТС"] / А. Фиалко // Самарское обозрение. - 2009. - 26 апр. (№ 30). - Время. - С.10.
  26. Шепелева А.  Министерство сбережения народа : [о введении в структуру правительства  Самар. обл. демогр. м-ва] / А. Шепелева // Российская  газета. - 2009. - 23 мая. - С. 11
  27. Экономическая география России. И.А. Родионова. – М.:Московский лицей, 2002.
  28. Экономическая география России. Уч. под ред. В.И. Видяпина. – М.:Инфра-М, 2000.
  29. Экономическое развитие современной России: монография/ Под ред. д-ра экон.наук Н.В.Яремчука.- М.: Премьера,2005.- 328с.

Информация о работе Статистический анализ функционирования здравоохранения