Статистические методы изучения крнъюнктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjungo-соединяю, связываю. Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
В данной работе будет расмотренно понятие и сущность конъюнктуры рынка, а так же задачи статистики конъюнктуры рынка, система показателей конъюнктуры рынка, источники конъюнктурной информации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Теоретическая часть
Коньюктура рынка как объект иследования……………………………3
Статистические показател конъюнктуры рынка……………………….6
Метод статистической групировки в изучении конъюктуры рынка….8
Заключение……………………………………………………………....……...10
Расчетная часть………………………………………………………………....12
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Статистическое изучение конъюнктуры рынка (Автосохраненный).docx

— 113.21 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

(ВЗФЭИ)

 

 

Кафедра статистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

Тема : «Статистические методы изучения крнъюнктуры рынка»

 

 

 

Вариант № 3

Исполнитель:Сырцова А.С.

Направление подготовки:  бакалавр менеджмента

Факультет: Мнеджмента и маркетинга

Группа № 1Б-МН301 

№ зачетной книжки 09млб00872

Руководитель: Каманина А.М.

 

Москва 2011

Оглавление

Стр.

Введение…………………………………………………………………………2

Теоретическая часть

  1. Коньюктура рынка как объект иследования……………………………3
  2. Статистические показател конъюнктуры рынка……………………….6
  3. Метод статистической групировки в изучении конъюктуры рынка….8

Заключение……………………………………………………………....……...10

Расчетная часть………………………………………………………………....12

Список  использованной литературы

 

Введене

К числу наиболее важных задач, которые  призвана решать статистика рынка, относится  изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjungo-соединяю, связываю. Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

В данной работе будет расмотренно понятие и сущность конъюнктуры рынка, а так же задачи статистики конъюнктуры рынка, система показателей конъюнктуры рынка, источники конъюнктурной информации.

 

Коньюктура  рынка как объект иследования.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

  1. степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  2. сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
  3. уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
  4. масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
  5. уровень коммерческого (рыночного) риска;
  6. сила и размах конкурентной борьбы;
  7. положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры  рынка - определить характер и степень  его сбалансированности, прежде всего  соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма  проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает  наличие постоянных колебаний и  отклонений от основной тенденции развития рынка.

Статистика конъюнктуры рынка (или  как ее еще часто называют - конъюнктурная  статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся  количественной и качественной оценке.

Конъюнктура рынка имеет четыре принципиальные отличительные черты (или  свойства):  динамичность,  пропорциональность,  вариабильность и цикличность. Следовательно, и  конъюнктурный анализ должен отразить эти четыре характеристики. Соответственно выдвигается столько же концептуальных задач конъюнктурного анализа:

• анализ динамических закономерностей, тенденций;

• пропорциональность развития;

• анализ устойчивости рынка, его  колеблемость и в статике, и в

динамике;

• анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов..

Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор  системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или  сдерживающие его, классифицируются на:

– постоянные

– временные;

– циклические;

– нециклические.

К постоянно действующим факторам  относится государственное регулирование  экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру  периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами  товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной  структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера  определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие  различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими  событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения  товара отражается в движении конъюнктуры  рынков.

 

Статистические показател конъюнктуры  рынка

Рыночная конъюнктура представляет собой форму проявления на рынке системы факторов (условий), определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

Поскольку рынок по своей сути склонен  к стихийности, следовательно, его  параметры подвержены колебаниям как  случайным, так и периодическим.

Основными показателями конъюнктуры  рынка являются:

1) масштаб рынка – его емкость, объем операций по купле—продаже товара, количество предприятий;

2) степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения;

3) тип рынка (конкурентный, монополистический);

4) динамика рынка (изменение параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);

5) степень деловой активности (число и размер заказов, объем и динамика сделок);

6) уровень устойчивости – колебания основных параметров рынка в динамике и пространстве;

7) уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке);

8) сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);

9) цикличность рынка (положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла);

10) средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

Приведенная система показателей  конъюнктуры рынка позволяет  всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка прежде всего  с позиции маркетинговых действий фирмы, т.е. благоприятна ли конъюнктура для осуществления поставленных целей.                                                           

Конъюнктура товарного рынка является составным компонентом общеэкономической  конъюнктуры страны и в известной  мере мировой конъюнктуры.

Оценки рыночной конъюнктуры выставляются на основе комбинирования рыночных индикаторов. К рыночным индикаторам относятся: поступление товаров (поставка или в качестве альтернативы объем производства), продажа товаров (товарооборот в стоимостных или натуральных единицах), товарные запасы (в стоимостном выражении или в днях оборота), цены (в денежных единицах или в отношении к доходу), прибыль (или рентабельность). Чисто рыночными индикаторами являются не статичные показатели, а их темпы роста (динамические индексы).

Неформальными конъюнктурными оценками являются характеристики покупательских настроений, отражающие тенденции оживленности рынка и инфляционных ожиданий, предсказывающих изменение цен. Обе эти характерно гики базируются на основе опросов как самих потребителей, так и предпринимателей, выступающих на рынке в качестве продавцов.

При изучении конъюнктуры применяется  ряд математико-статистических методов, при помощи которых можно оценить  потенциал рынка, емкость рынка, сбалансированность рынка и ряд других факторов, влияющих на рыночную ситуацию.

Метод конъюнктурного тестирования представляет собой среднюю арифметическую трех возможных оценок развития рынка – это рост, стабильность, понижение, каждой из которых присваивается соответствующий балл.

Источником информации о рынке  и рыночных процессах является отчетность предприятий, поставляющих и продающих  товары. Отчетность: о поставке товаров; о розничном товарообороте; о товарных запасах; о затратах; о прибылях.

Метод статистической групировки в  изучении конъюктуры рынка

В результате первой стадии статистического  исследования получают статистическую информацию, представляющую собой большое  количество первичных, разрозненных сведений об отдельных единицах объекта исследо-вания. Дальнейшая задача статистики заключается  в систематизации этих материалов в  определенном порядке и сводной  характеристики всей сово-купности фактов при помощи обобщающих показателей, отражающих сущ-ность социально-экономических  явлений и определенные статистические за-кономерности.

Статистическая группировка - объединение  единиц совокупности в не-которые  группы, имеющие свои характерные  особенности, общие черты и сходные  размеры изучаемого признака.

Метод группировок является основой  применения других методов ста-тистического анализа основных сторон и характерных  особенностей изучае-мых явлений. При  использовании метода группировок  появляется возмож-ность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

Изучая количественную сторону  массовых общественных явлений в  неразрывной связи с их качественными  особенностями, статистика стремится  показать совокупность явлений в  дифференциации, в многообразии их типов, рассмотреть взаимосвязи  и соотношения между последними. С помощью ме-тода группировок  решаются сложные задачи статистического  анализа.

Различают следующие виды группировок:

  • типологическая группировка, т.е. разделение качественно разнородной совокупности на классы или однородные группы;
  • структурная группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьируемому признаку;
  • аналитическая группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками (факторными и результативными);
  • комбинированная группировка, образованная по двум или более признакам.

В таблицах 1.1–1.3 приведены примеры различных группировок.

Таблица 1.1 - Типологическая группировка

№ п/п

Группы  предприятий по форме собственности

Число предприятий

единиц

в % к итогу

1

Федеральная собственность

26326

93,6

2

Муниципальная

420

1,5

3

Частная

1366

4,9

Всего

28112

100,0


 

Таблица 1.2.- Структурная группировка

№ п/п

Группы  населения по размеру среднедушевого дохода, руб.

Численность населения

всего, млн. чел.

в % к итогу

1

до 1000 руб.

2,4

2,0

2

1000–1800

24,8

18,0

3

1800–2600

34,2

25,0

4

2600–3400

29,4

21,5

5

3400–10000

45,7

33,5

Всего

136,5

100,0

Информация о работе Статистические методы изучения крнъюнктуры рынка